Кто знает грех только по словам, тот и о спасении ничего не знает, кроме слов.
Уильям Фолкнер — американский писатель, прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе

О стратегически модном репертуаре

Как Святослав КОНДРАТИВ открывает Украине #СвітОчимаСкрипаля
27 июля, 2018 - 10:39

Для многих людей скрипка ассоциируется, в первую очередь, с классической музыкой, однако никоим образом не с современной поп-культурой. Если рядовому украинскому слушателю предложить на выбор два билета: на концерт известной поп-звезды или на концерт скрипача, то скорее всего он отдаст предпочтение первому варианту. Но не будет ли это типичной ошибкой, продиктованной стереотипами? Наш сегодняшний собеседник считает, что будет. И доказывает это своими яркими концертами. Его называют первой скрипкой Украины и не безосновательно, ведь именно он наиболее успешно сумел развить необычный для украинской сцены жанр — pop-violin и с помощью скрипки, классического казалось бы инструмента, получить незаурядную известность.

На каждом концерте Святослав Кондратив открывает нам города, страны и миры благодаря универсальному человеческому языку — музыке. Ведь произведения Кондратива — это, прежде всего, рассказы об интересных местах нашей планеты, они могут быть романтичными, позитивными, экспрессивными, но всегда являются неповторимыми, как неповторимы места, где побывал автор. На одном концерте Святослава Кондратива вы можете побывать в Барселоне, оттуда перенестись в марокканские пески и через Венецию отправиться в греческие горы, а затем на север к норвежским фьордам, и все это благодаря уникальным композициям автора, в которых совмещается музыка, свет, территориально подобранный видеоряд.

В 2016 году музыкант создал проект, которому дал название #СвітОчимаСкрипаля. Сейчас завершился первый Всеукраинский тур этого проекта, и команда готовится ко второму, старт которого запланирован на сентябрь 2018 года, он имеет название «Метеора». Концерты пройдут в 23 наибольших городах Украины. О том, что нового ожидает почитателей в новом туре, а также о своем творческом пути, учебе, жизненных ситуациях и творческих планах маэстро Святослав КОНДРАТИВ рассказал в интервью газете «День».

«...Я ПРОСТО ПОДНЯЛ РУКУ»

— Святослав, с какого возраста началось ваше увлечение музыкой и почему именно скрипка?

— Мне было шесть лет. Я учился в обычной школе в первом классе, и к нам на урок зашел учитель по классу скрипки. Он задал простой вопрос: «Кто хочет играть на скрипке?», и я просто поднял руку. Вечером я сказал маме, что мне нужна скрипка, смычок, футляр, потому что меня взяли учиться. Это было спонтанно. А затем спецмузшкола во Львове, консерватория, которая сейчас называется музыкальная академия, и музыкальная карьера. Это были государственные коллективы и ансамбли.

— Можете назвать своих учителей?

— У меня на самом деле было много учителей. Я бы вспомнил своего профессора из музыкальной академии, Колбина Дмитрия Петровича, ему сейчас 88 лет. Он известен тем, что очень давно и активно исследует тематику творчества сына Моцарта, Ксавера Леопольда Моцарта. Недавно во Львове проходил Mozart-fest, и это современно, и классно, но он эту тему поднимал еще 50 лет тому назад. Часто после занятий мы прогуливались по улочкам Львова и просто вели беседы. Помню, что еще тогда спросил у него, как он относится к творчеству Ванессы Мэй, хотя у меня и в мыслях еще не было собственного проекта. Тогда в мире классической музыки очень много было вопросов наподобие, как можно на скрипке играть современную музыку? Дмитрий Петрович ответил мне буквально одной, но очень интересной фразой: «Если она своим творчеством привлекает к познанию скрипки людей, которые до этого ее не знали, значит она молодец». А в десятилетке у меня преподавала Михайлевич Ольга Владимировна. Ее тоже должен вспомнить, потому что без нее я бы не состоялся как скрипач. Она увидела во мне одаренность, перспективу. Мы с ней занимались по два-три часа, хотя номинально урок длился 45 минут. Она фанат своего дела, и этот хороший фанатизм относительно инструмента передала и мне. За что ей — большое-большое спасибо!

— В вашей семье есть музыканты?

— Отец был кибернетиком и от него я унаследовал математический склад ума. Мама тоже далека от музыки. Дед когда-то пел в церковном хоре. Моя тетя Анна Кос, кандидат исторических наук, основатель и директор музея Львовской политехники, которая очень много времени проводит в архивах, откопала наше древо до 1849 года. Как выяснилось, мой прапрадед, который воевал в Италии на стороне повстанцев, привез оттуда в Украину скрипку. Он научился на ней играть, преимущественно выступал на свадьбах. Если это перекликается где-то в космосе, возможно, от него какая-то искорка передалась мне.

«POP-VIOLIN — ЭТО БУДУЩИЙ ТРЕНД В УКРАИНЕ»

— Значительная часть ваших концертов посвящена музыкальным образам разных стран и городов планеты. Путешествия — это то, что вас больше всего вдохновляет?

— Путешествия — это мое хобби, которое я соединил с музыкой. Иногда я вдохновляюсь какой-то страной, еще там не побывав. Или наоборот — открываю для себя новую страну и после этого свои впечатления воспроизвожу в композиции. Мы очень часто открываем для себя такие места, о которых не знают даже руководители туристических агентств.

— Вы работаете в жанре pop-violin (популярная скрипка). Почему избрали именно это направление?

— У меня академическое образование — играл Моцарта, Баха, Сарасате, Паганини, Мендельсона. Кроме того, имею хорошую фольковую школу, потому что по завершении вузов попал на работу в фольковые государственные ансамбли, в том числе Национальный оркестр народных инструментов, работал в Киевской Оперетте в симфоническом оркестре. Был даже главным дирижером одного киевского государственного коллектива. Также пишу музыку и делаю аранжировку, для меня это не сложно. Еще неплохо владею фортепиано, начал изучать джаз как пианист. Потом мне стало досадно за скрипку: почему я и на скрипке не могу играть джаз? В конечном итоге пришел к сочетанию классики, фолька и джаза — я играл все! Делал для себя микс, потому что сейчас во всем мире популярен инди-стиль (индивидуальный). Каждый музыкант в настоящий момент формирует свой стиль.

В Европе и во всем мире эта ниша уже занята. Мы знаем Девида Гарретта, который приезжал в Украину. Он классический скрипач, который, тем не менее, достаточно успешно занял эту нишу. Еще в Америке есть Линдси Стерлинг, ее называют «танцующая скрипачка». Она соединила в своих выступлениях скрипку и танцы. Вообще если зайти в YouTube и набрать pop-violin, увидите десяток достаточно раскрученных скрипачей из разных стран.

Когда родился проект #СвітОчимаСкрипаля?

— Проект #СвітОчимаСкрипаля возник два года тому назад. Мы отсняли первый клип на композицию «Summerplay» («Літограй») на Балтийском море. Были на фестивале «Дни Украинской культуры» в Щецине. На обратном пути заехали в Свиноуйсьце, есть такой городок на границе Польши и Германии. Потом мы еще туда приезжали — возвращаемся в места, которые нравятся. С того времени отсняли около десяти клипов, выпущенный альбом готовится буквально ко второму осеннему туру. Объездили тур по 20 городам, планируем побывать еще в 23-ох. У нас общая программа с симфоническим оркестром. Выступаем на днях городов, часто рядом с хедлайнерами. То есть делим одно время и одну сцену с рок-группами, например. Это тоже для нас был вызов, особенно для меня — как люди воспримут? Ясно, что репертуар классный, динамичный, современный, но это скрипка... Ничего — все слушают, танцуют, аплодируют. Будем популяризировать это направление и всем говорить, что скрипка — это круто!

«ЕСТЬ ТАКИЕ ГОРОДА, ПРИЕЗЖАЯ В КОТОРЫЕ — ВИДИМ, ЧТО ОНИ — «СПЯЩИЕ», НО МЫ ИХ «ПРОБУЖДАЕМ»

— В каком городе Украины вам нравилось больше всего выступать? А в каком — публика самая взыскательная?

— Скажу, возможно, нескромно — больше всего нравится выступать, когда полный зал. Не потому, что я рад, что продались все билеты. Нет, когда полный зал — наиболее полные ощущения. Зал — как единый организм, и мы на сцене единый организм, нет этих пустот. Он легче, искреннее реагирует. Хотя мы никогда не отменяем концерт, даже если зал заполнен лишь наполовину. С точки зрения менеджмента, это может быть невыгодно, но такова наша принципиальная позиция.

Есть такие города, приезжая в которые, видим, что люди там вовсе не научены ходить на концерты. То есть город — «спящий», но мы его «пробуждаем». Организаторы концертов на местах должны понимать, что на них лежит определенного рода социальная ответственность. Понятно, что они тоже должны зарабатывать деньги — это цель любого бизнеса. Но эти люди также должны помнить, что именно они решают, что будут слушать в их городе. Хотя наш проект дорогой, с качественной аппаратурой и высокооплачиваемыми музыкантами, стараемся, чтобы билеты были доступными.

Расскажите, как вы снимаете видео к своим композициям? Когда снимали первый клип, что было самым сложным?

— Сложнее всего, когда ветер смычок вырывает (смеется). Мы снимали клип в дюнах — это безграничные красные пески. Потом меня все спрашивали: кто делал колористику? Вам покрасили песок на пост-продакшине? А еще в кадр постоянно попадает непонятный человек. Оказывается, за перевалами жили берберы. Мужчины время от времени выходят в цивилизацию, чтобы заработать копейку. И вот один увидел нас и шурует из дальней дюны — все время в кадре, нельзя ничего сделать. Мы его дождались. Он принес целую кучу каких-то артефактов, сувениров, которые они делают своими руками. Весь съемочный день он сидел и пытался нам их продать. Рассказал, что на месте этих дюн раньше было озеро, к которому прилетали фламинго. Потом озеро стало подземным. Поэтому оазисы, которые встречаются, почти на воде стоят. С тех времен они в камешках находят скелеты рыб, которым по 10—20 тысяч лет. Они их шлифуют и продают.

А как вы выбираете локации для будущих съемок?

— Локация должна подходить мне по настроению. Согласовываем это с концертным директором Людмилой Шорошевой. Предварительно находим в Интернете что-то интересное и анализируем свои ассоциации. Это же комплексный проект. Картинка должна совпадать с музыкальной расцветкой. На этапе пост-продакшина, во время монтажа клипа очень много кадров выбрасываем — они красивые, но не совпадают с концепцией музыки. Это очень интересный процесс.

«ТЕПЕРЬ ЕВРОПЕЙЦЫ УЖЕ ЧЕТКО ОСОЗНАЮТ, ЧТО МЫ НЕ РОССИЯ»

— Вы часто бываете за рубежом, в частности в Европе. Как в настоящий момент там относятся к Украине и украинцам? Изменили ли что-то события последних лет?

— Я гастролирую более двадцати лет. Раньше приезжаешь, бывает, в Германию — когда слышат, что из Украины, то переспрашивают — Russia? То есть — не отделяли. У них были какие-то ассоциации — Кличко, Шевченко, но не больше. Сейчас, в связи с российской агрессией, об Украине намного больше говорят в СМИ. Не знаю, как они это воспринимают — как выход  Украины из российского протектората, или как что-то другое, но теперь европейцы уже четко осознают, что мы не Россия. Узнаваемость Украины выросла в том плане, что появилась идентификация нашей страны за рубежом.

Как вы оцениваете позицию артистов, которые едут сегодня в Россию с концертами?

— Не понимаю, как можно ездить туда с концертами, на заработки. С концертами едут десятки артистов, на заработки — тысячи. Как можно при нынешней ситуации вести с ними бизнес?.. Имею в России друзей-музыкантов, с которыми поддерживаю отношения. Следует сказать, что мнения меняются — если сначала это было категорическое невосприятие нашей позиции, то постепенно приходит понимание. Надеюсь, со временем российскому государству будет все тяжелее манипулировать такими людьми.

Бывали ли вы с концертами в зоне АТО (ООС)? Как там люди относятся к вашему творчеству?

— Мы были там с другим своим проектом. Нынешнюю нашу программу было бы трудно реализовать там в техническом плане, но мы работаем в других форматах. Сотрудничаем с волонтерами, приглашаем их на концерты. Во время тура Людмила Шорошева коммуницирует с местными волонтерами, и мы с радостью бесплатно предоставляем билеты для ветеранов. Когда люди возвращаются с войны, им нужна наша поддержка, адаптация. Убежден, что наши концерты — это прекрасный вариант духовного отдыха и релаксации.

«ЛЬВОВ ДАЛ МНЕ ЗАРЯД С ДЕТСТВА»

— Как вас встречает родной Львов, когда приезжаете с концертами?

— Во Львове встречаюсь с одноклассниками. Мне трудно назвать это концертом, это скорее встреча, в первую очередь, с близкими людьми. Кстати, скоро будем во Львовской областной филармонии. Кажется, уже всем рассказали. Но кто еще не слышал — приглашаем! Всегда хочется, чтобы во Львове был наилучший концерт. Я живу в Киеве с 19 лет, но Львов — мой родной город, он меня вдохновил, дал заряд с детства. Его улочки, которые украинцы сегодня массово для себя открывают, — это часть моего детства. Я жил неподалеку от центра и каждый день пешком ходил в школу. Вообще мы любили гулять по Львову.

— Ваш любимый вид отдыха, когда вы не работаете?

— Море, горы, также очень люблю гастроотдых, то есть сочетание отдыха и хорошей кухни. Особенно, когда это что-то новое. Мы пытаемся совмещать гастроли и гастротур. В каждом городе ищем интересные ресторации, кафешки с оригинальной кухней. Это очень помогает. Всегда говорю, что моя авторская музыка — как авторская кухня в кулинарии. Щупаю каждый «ингредиент»,  каждую ноту, она в моем «блюде» должна быть на правильном месте. Как шеф пытаюсь делать музыку «вкусной».

— Ваши композиции преимущественно очень романтичны. А о чем мечтает сам Святослав Кондратив?

— Я так и знал, что я романтик! (улыбается). Глобальные мечты — это когда ты можешь абсолютно свободно заниматься тем, что тебе нравится, не сильно задумываясь о хлебе насущном. Мы протаптываем сами свою дорожку в нашем украинском шоу-бизнесе. Не идем проторенной тропинкой, потому что такой просто нет. Досадно, что этот процесс забирает много времени и усилий. Если бы не это, я бы уже написал не два альбома, а четыре, сделал бы концерты не в 23-м городам, а во всей стране, где нас, убежденный, ожидают. Когда были на западной Украине, к нам на концерт приезжали поляки из Кракова. Когда были с туром на востоке, на южной Украине, люди приезжали за 130 км из небольшого райцентра. Они упрекали: «Вы же не приедете к нам». Мы бы с удовольствием, но сейчас на это нет возможности, поддержки.

«АРТИСТУ НУЖНО ПРОЙТИ ПУТЬ СНИЗУ ВВЕРХ...»

— С чего, по вашему мнению, должен начинать артист, который мечтает выступать на большой сцене? Как добиться успеха?

— Для того чтобы быть успешным, нужно просто работать каждый день. Как только ты становишься на дорогу, которую выбрал, и начинаешь по ней идти — сразу понимаешь, что тебе нужно. Если же не понимаешь, а судьба вдруг тебя бросает на пьедестал, ты на нем не удержишься. Так бывает очень часто, мы это наблюдаем на ТВ-проектах — «Голос страны», «Х-фактор». Раскрутили какого-то ребенка, и уже вся страна его знает. Казалось бы — напиши пару песен, поедь в тур — и судьба у твоих ног. Но видим ли мы потом таких артистов? Нет. Почему? Потому что артисту нужно пройти путь снизу вверх, тогда он сможет на каком-то этапе закрепиться, пусть даже к самому верху не дойдет. Представьте, если бы были универсальные учебники: как добиться успеха. Мы с Людмилой можем выпустить книгу — как сделать успешный проект в Украине за два года. Возможно, так и сделаем — мог бы быть бестселлер. Но универсальных секретов, к сожалению, а возможно и к счастью, не существуют. Думаю, читателям интересно будет узнать нашу историю, но она вряд ли кому-то сильно поможет. Единственный секрет — настойчивость, опыт, постоянная самоотдача. У моей команды нет выходных — ежедневно у нас репетиция, запись, поездка, тур. Выходные обычно случаются у нас незапланированно. Голова эти два года фактически не отдыхает — создание композиций, планирование гастролей, анализ, видео, интервью. Поймал себя на мысли, что некоторое время должен не думать о проекте, — отключить все гаджеты, спрятаться туда, где тебя точно никто не достанет. И так хотя бы не менее недели. Думаю, на определенном этапе мы достигнем уровня, когда сможем немножко меньше работать.

— Каким вы видите свое творчество в будущем? Планируете ли что-то менять радикально, или будете продолжать работать в том же направлении?

— Обязательно буду что-то менять. Я вижу себя в 60 лет таким дедом-рэпером с косухой и электроскрипкой, буду играть для своих фанатов, которым уже тоже по 50—60, хотя, надеюсь, будут и младшие. И мы будем такие тусовки делать! Я не собираюсь в 60 лет сдавать позиции, если будут силы. Наоборот, хочу еще рэпчик поиграть, рок, рок-н-рольчик на скрипке. Возможно, тогда уже не буду в такой физической форме, чтобы играть нынешний репертуар, потому что он сложный с точки зрения исполнительства. Будут более простые композиции. Когда стану старше, буду играть стратегически модный репертуар.

Виктория ШИТИК, «День», фото из личного архива Святослава Кондратива
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments