Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Охота на ведьм и высокая сила слова...

Киевский академический Молодой театр начал 30-й юбилейный сезон двумя премьерами
17 октября, 00:00

Эти спектакли различны по своей стилистике и эстетическому направлению. На суд зрителя были представлены сценические произведения «Конотопская ведьма» (пьеса Богдана Жолдака по повести Г. Квитки-Основьяненко) и моноспектакль «Эмили» в постановке Елены Шапаренко (в роли — Лидия Вовкун).

Режиссер-постановщик «Конотопской ведьмы» Николай Яремкив замечает, что с начала хрестоматийный текст Квитки-Основьяненко воспринимается, как развлекательное произведение, которое органически «переводится» на сценический язык. Однако, перечитав классика, осознаешь, что «Конотопская ведьма», несмотря на временную отдаленность от современного читателя и зрителя, является метафорой современной жизни.

Поэтому и не удивительно, что и спектакль воспринимается в первую очередь в сатирическом ключе, отражая наш не всегда приятный сегодняшний день. И ответ на «многострадальный» вопрос, изменились ли люди с давних времен до теперешнего мгновения (вспомним эксперимент Воланда в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»), является вполне очевидным: мы те же самые. А тут еще и на помощь — украинский менталитет с обычной для него моделью поведения. И, кроме того, национальный колорит, реализованный на всех уровнях спектакля. Кстати, этот самый колорит возникает еще перед началом действия, ведь сценографическими апартаментами сценического произведения является живописная украинская картинка — или идиллия, или извечная печаль...

А далее, зритель как будто оказывается среди «своих»: бессмысленные митинги, беспросветная дурость должностных лиц и искажение самого понятия власти, подмена добродетелей и ценностей, парадоксальные акции, «наиболее гениальной» из которых, бесспорно, является поиск ведьм. Потому что зачем заниматься серьезными делами, когда можно заниматься очковтирательством, охотясь на нечистую силу?..

По жанру представление «Конотопская ведьма» является мюзиклом-бурлеском (музыка Игоря Поклада) — и для Молодого театра такое решение является своеобразным экспериментом. Удался он, или нет, решать зрителю, однако очевидным является то, что актерам еще есть с чем работать, чтобы оправдать заявленную концепцию. Но, несмотря на отдельные технические и вокальные неурядицы, сценическое полотно выписано довольно выразительно. Прежде всего заслуживают внимания яркие характеры: безмозглый сотник «Микита Забрьоха» (Владимир Кокотунов), хитрый писарь Прокоп Пистряк (Роман Равицкий), игривая ведьма Явдоха Зубиха (Виктория Авдеенко). В спектакле есть даже «тень отца Забрьохи», который с небесного пьедестала призывает сына к здравому смыслу. Режиссер, очевидно, вкладывает особое содержание в мотив общения с потусторонним миром, ведь к подобному приему Николай Яремкив обратился еще в спектакле «Кайдаши» (поставленном так же в Молодом театре). Но, как ведется, правит всем любовь, которая является основным стимулом для раскрытия характеров: апогеем глупости Забрехи можно считать его бракосочетание с Явдохой (вместо прекрасной Олены).

Второй премьерой «Молодого» режиссер Елена Шапаренко предлагает знаковый, символистский театр. Моноспектакль «Эмили» (автор пьесы — Вильям Люс) в исполнении Лидии Вовкун — это биографическая история американской поэтессы Эмили Дикинсон, которой при жизни так и не пришлось познать славу. Каждое действие, каждый сценографический фрагмент нанизываются на единую смысловую цепь, словно бусинки, которые время от времени разбрасывает актриса: прозрачно-белые, кроваво-красные... В течение монолога-исповеди зритель становится причастным к жизни-творчеству, ведь эти понятия для героини существовали как единое целое. Эмили — чудачка, немного похожая на героиню Одри Тоту в киноленте «Амели» (уместным является даже созвучие имен). Вместе с тем, она — нерядовая личность, чувствующая особую ответственность быть причастной к поэтическому слову: старательно подбирает слова, чтобы не убить их истинное содержание. Эмили жила ради того, чтобы писать, и наоборот. Она получала большее наслаждение от общения с природой, нежели с людьми, и посещение церкви компенсировала верой в душе. А имела... только семь опубликованных стихотворений и время, которое промелькнуло, так и не принеся признания. Кстати, именно время является символом-лейтмотивом, которое читается и в маятниках-корзинах, и в рассыпанных бусинах, и в песочных часах, по своей форме напоминающих знак-бесконечность... И какой ушла из жизни Эмили — непризнанным гением, или достойной и счастливой — по-видимому, также прояснит только время.

Нужно отметить, что в планах Молодого театра — еще много проектов: участие в международных акциях и фестивалях, новые представления. Одним из самых ожидаемых для зрителя, наверное, станет спектакль «Венецианский купец». Его обещает выпустить художественный руководитель театра Станислав Мойсеев. Однако это уже, как говорится, будет совсем другая история, главным «виновником» которой является великий Шекспир...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать