Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Почувствуй свое кино!

Под таким лозунгом состоялся уже III Всеукраинский форум «Кінохвиля-2018» в Тернополе
09 января, 11:44
«11 ДІТЕЙ З МОРШИНА» / ФОТО С САЙТА KINOAFISHA.UA

В этот раз будто бы скромный и беспризовый фестиваль распространился на два десятка площадок — от кинотеатров до библиотек и вузов. И это в небольшом в целом городе. Случались просчеты — это когда артхаузный фильм показывали в большом кинотеатральном зале, никак не рассчитанном на встречу с довольно герметическими текстами. Однако в целом — впечатление, что Тернополь медленно, но уверенно инфицируется кино. Заново инфицируется, как и было в не такие уж и давние времена.

ЧУВСТВОВАЛИ НЕ ВСЕГДА...

Успех кинофорума во многом объясняется фигурой заместителя тернопольского мэра Леонида Бицюры. Влюбленный в кино, культуру в целом. Глава местной кинокомиссии, которая призвана привлекать ресурсы ради продуцирования фильмов в самом Тернополе и в области в целом. Это же Галичина, здесь едва не каждый пейзаж на экраны просится. Следовательно, это очень прогрессивное начинание, вот эти кинокомиссии. Тернопольщина продвинулась здесь не больше ли всего. На «Кинохвилі» было показано несколько фильмов (пока еще короткометражных), продуцируемых при участии тернопольчан. И кинофорум так же является одним из проявлений деятельности комиссии, Бицюры и его команды.

Из Киева приехала на фестиваль целая кинематографическая сотня. В настоящее время производственные процессы в кино достаточно интенсивны, не до общений, потому не удивительно, что в Тернополе мы переживали особенный праздник. Тоже дело. Но главное — общение со зрителями. Иногда даже конфликтное. Скажем, по окончании показа ленты «Безлюдная страна» Корнея Грицюка, снятой в жанре так называемого мокьюментари (это когда вымышленная история преподносится как документальная, настоящая), вспыхнула дискуссия. То, что казалось мне несомненным (автор, очевидно, стремился предупредить нас, украинцев, относительно последствий массового выезда украинцев за пределы Украины), у некоторых зрителей вызывало сомнения. Выражались они в достаточно агрессивной форме — вплоть до требований запретить это кино: мол, антиукраинское оно по своей сути.

По окончании дискуссии начался просмотр следующей ленты — «Дельты» Александра Течинского. Фильм, уже титулованный, признанный украинской критикой лучшей документальной картиной года. Случилось так, что «Дельту» я до тех пор не смотрел, потому остался в зале. И хорошо сделал, поскольку уже через пятнадцать минут, кроме меня и еще нескольких зрителей, в зале никого не осталось. Остальные вымела «киноволна», только протестная. Не почувствовали они фильм «своим кино». Прежде всего, наличием ненормативной лексики и отсутствием прописанной фабулы, истории. Такое кино нужно показывать никоим образом не в больших залах. Потому что требует личностного, даже интимного настроя.

«Дельта» — действительно блестящий фильм, но для гурманов. Его невымышленные герои живут на украинском юге, в дельте Дуная. Вода, камыш, плавни — вот и весь их космос. Его неполнота и ущербность компенсируются — для меня, зрителя — красотой пейзажей и интерьеров: чуть ли не каждый кадр здесь на удивление гармоничный, наполнен какой-то первозданной красотой. Вряд ли герои ленты видят и чувствуют эту красоту, но достаточно того, что это чувствует автор, режиссер и оператор в одном лице. Он делает то, что и должен делать художник — балансирует картину мира. Драма Течинского в том, что далеко не все зрители готовы к этому. А может, и не драма, а обычный образ жизни Авторского кино, что и от зрителя требует встречного, в чем-то так же авторского движения души.

Что с этими встречными потоками зрительских ощущений есть проблемы, засвидетельствовал и показ фильмов «Донбасс» Сергея Лозницы (как известно, выдвинутого Украиной на получение «Оскара») и «Брамы» Владимира Тихого, драмы-мистерии о жизни в постчернобыльской зоне (с одной из лучших украинских актрис Ирмой Витовской, которая была главной звездой «Кінохвилі»). На оба сеанса продали считанные билеты. Конечно, это вам не «Скажене весілля», не комедия или развлечение как таково, — но все же, но все же...

«ГОЛЛИВУДОБОРЧЕСКИЕ» МОТИВЫ

Впрочем, названные фильмы показывались в кинокомплексе «Сінема Сіті» синхронно с лентами, заточенными как раз на массового зрителя. Соревноваться с ними лентам авторского кроя бесперспективно, да и не нужно. Все они из национального декабрьско-январского, а следовательно, праздничного кинопроката. Прежде всего, идет речь о фильме «Пригоди S Миколая» Семена Горова. Карпаты, декабрьский отдых семьи, дети и преступник, переодетый у Святого Николая. По стилистике видно стремление работать по голливудским лекалам. Что вполне понятно, поскольку с конкурентами иногда нужно бороться их же оружием. Да и не для меня это кино, его уже проверяет детская аудитория.

Подобные же «голливудоборческие» мотивы, очевидно, вдохновляли и создателей фильма «11 дітей з Моршина». Вплоть до прозрачных аллюзий со знаменитой лентой «11 друзей Оушена». Пикантность заключалась в том, что предыдущая работа режиссера Аркадия Непыталюка «Припутні» была активно поддержана критикой и не менее активно проигнорирована зрителями. Здесь со зрителем стремятся выйти на прямой контакт — в игривой истории о детях, которые противостоят некой Снежане (Елена Лавренюк), с талантами злобно-коварной фурии. Как по мне, фабула картины слишком уж усложнена, где-то минут через двадцать с начала ты запутываешься — и чем дальше, тем больше: вплоть до потери интереса к фильму как такому. Но опять-таки — настоящую цену ленте дадут зрители, прежде всего той возрастной группы (8—15 лет), на которую и ориентировано кинематографическое творение. По крайней мере, в  том же «Сінема Сіті» была определена такая себе фокус-группа, которая и должна была протестировать фильм. Говорят, она отнеслась к нему в целом благосклонно.

А вот критика — не очень. После просмотра состоялся откровенный разговор журналистов и критиков с Непыталюком и продюсером ленты Сергеем Лавренюком (напомню, он был продюсером «Dzidzio Контрабаса», что имела очень успешный прокат). Основным недостатком картины было определено ее переусложненность, что является производным от недостатков драматургии. Да и диалоги слишком поверхностны, без каких-либо находок (а это же должно запоминаться, вливаться в разговорный язык; никакого хоть маломальского намека). Что действительно порадовало — три народных артистки, Ада Роговцева, Людмила Ефименко, Людмила Смородина: невзирая на небольшой объем ролей, они показали настоящий мастер-класс. Вместе с тем разговор критиков с продюсером и режиссером был на удивление мирным. Договорились и в дальнейшем искать понимание. Потому что, с одной стороны, продюсеры нередко демонстрируют пренебрежительное отношение к критике: мол, ничего они не понимают в масскульте и вкусах массовой аудитории. Критика отвечает сокрушительными текстами.

«СЕКС И НИЧЕГО ЛИЧНОГО» / ФОТО С САЙТА KINOAFISHA.UA

Куда благосклоннее была критика, со мной включительно, к фильму «Секс и ничего личного» дебютантки Ольги Ряшиной (продюсеры Юрий Минзянов и Влад Ряшин). Комедия об утверждении мужского начала в сфере сексуальной и социальной в целом жизни. Роман Луцкий, Сергей Притула, Наталья Мазур и другие актеры играют довольно точно, не выпадая из жанровой матрицы. Это, во-первых. Во-вторых, экранную историю не перегружают ничем лишним — в том числе ненужными боковыми ходами. Достаточно легкая и игривая комедия. Сейчас в прокате испытывается теми, для кого она и сделана.

В целом можно констатировать, что украинские продюсеры всерьез  взялись разрешать проблему отношений с массовым зрителем, который все еще редко проявляет настоящий  интерес к национальному кинопродукту. Недавний суперуспешный прокат «Скаженого весілля» в настоящее время в роли такого себе маркера, точки отсчета новых отношений с аудиторией. Может, действительно все закончится сказочно, как и положено — свадьбой и стабильными брачными узами?

Ну, а задача кинофестивалей вообще и тернопольской «Кінохвилі» в частности как раз и заключается в воспитании младших зрительских поколений. С этим точно в Тернополе работают эффективно — мастер-классы, представление программ из истории кино, уроки медиаграмотности (их вела киновед Оксана Волошенюк), обсуждение фильмов — все это работает на завтрашний день. Которому быть и в котором быть и нам, зрителям.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать