Проблема демократии не в том, нужна ли людям свобода, а в том, насколько они способны ею пользоваться.
Алексис де Токвиль, французский государственный деятель, историк, обществовед

Последний звонок

Чем запомнится 2007 год театралам?
28 декабря, 2007 - 00:00

Прежде всего новыми спектаклями, которые появились в столичной афише, оригинальными актерскими и режиссерскими работами, возможностью оглянуться, задуматься, проанализировать и даже поспорить об увиденном...

И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН

Выходить один на один со зрителем — уже своеобразный творческий подвиг. А суметь сделать так, чтобы час сценического времени зритель был прикован вниманием лишь к одному актеру и не скучал — дело мастерства и таланта. В искусстве моноспектаклей Лариса Кадырова — признанный мастер. Ее последняя премьера на Малой сцене Театра им. И. Франко — спектакль «Быть...» о судьбе легендарной армянской актрисы Сирануйш может претендовать на первые ступени рейтингов актеров, играющих в жанре моноспектакля. Судьба известной актрисы Сирануйш послужила поводом для художественного обобщения и раздумий над природой творчества как таковой. Лариса Кадырова соединила в своей игре высокое и обыденное, трагическое и комическое. И сделала это по- человечески пронзительно, творчески — предельно искренне.

«ЗВЕЗДА» ГОДА

Прима театра и кино Ада Роговцева, ставшая в свой юбилейный год Героем Украины, доказала, что, как говорится, есть еще порох в пороховницах. Актриса, во второй раз получившая «крышу» в Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра, сыграла роль Франчески в зрелом возрасте в романтической мелодраме «Розовый мост» Р.Д. Уоллера, не побоявшись произвести над собой эксперимент и доверив собственной дочери дебютировать в режиссерский ипостаси. До этого Екатерину Степанкову критики и публика знали как актрису. Можно сказать, что с творческой задачей актеры, занятые в спектакле, справились (в частности, Светлана Орличенко, сыгравшая роль молодой Франчески, и Анатолий Ященко, воплотивший на сцене образ любимого главной героини)... Кроме этого спектакля, Ада Николаевна сыграла главную роль в антрепризном спектакле «Качество звезды» Н. Каурда, на премьере которого «звезд», кроме нее, хватало, начиная с первого лица государства — Президента Украины Виктора Ющенко. В промежутках между репетициями и многочисленными съемками актриса успела еще и книгу написать о своем не менее именитом супруге Косте Петровиче Степанкове. Так что «звезда» Роговцевой в этом году засияла новыми гранями.

РЕЖИССЕР-МНОГОСТАНОЧНИК

Приглашенный в Киев литовский режиссер Линас Зайкаускас продемонстрировал чудеса творческой стремительности. В кратчайший срок он осуществил на сцене Театра им. И. Франко масштабную работу — спектакль «Кавказский меловой круг» Б. Брехта, явив пример режиссерской образности и тонкого проникновения в драматургический материал, найдя в нем мотивы, созвучные сегодняшнему дню. Именно Зайкаускас разглядел в труппе франковцев россыпь молодых таланов: Анастасию Добрынину и Ксению Башу (по очереди сыграли и блестяще воплотили на сцене сложнейший образ служанки Груше Вахназе). Одновременно с выпуском этого спектакля режиссер отрепетировал и выпустил еще одну премьеру в Театре «Ателье 16» — «Сестры Прозоровы», отголосок чеховских «Трех сестер».

МОЛОДАЯ НАДЕЖДА

Помимо вышеназванных франковских актрис Добрыниной и Баши, театр «Колесо» тоже решил подумать о творческой смене. Совместно с Киевской детской академией искусств, где «куются» молодые кадры, театр осуществил художественный проект «Молодая надежда». Так в последние дни уходящего года на репертуарной афише появился спектакль «Звездный мальчик» по сказкам О. Уайльда, в котором наряду с профессиональными артистами театра на сцену вышли юные и начинающие артисты. И пусть им еще далеко до настоящих мастеров, но старт творческой карьере был дан.

ОЧАРОВАНИЕ

Актриса Театра драмы и комедии на Левом берегу Днепра Светлана Орличенко создала три совершенно противоположных женских образа в спектаклях «Розовый мост», «Опасные связи», «Качество звезды». Объединить их можно поражающей степенью таланта актрисы, чрезвычайным умением перевоплощения и звенящей искренностью сценических переживаний. На эту актрису интересно смотреть в каждой работе, т. к. она непредсказуема в своих актерских приспособлениях, изобретательна в поиске красок и характеров.

МНОГОДЕТНЫЙ СТУПКА

Пока премьер Театра им. И. Франко Остап Ступка в растерянности оказывался то тут, то там в образе Фигаро в спектакле по комедии Бомарше «Женитьба Фигаро» (режиссера Ю. Одинокого), снимался в киноэпопее «Тарас Бульба» и принимал участие в телепроектах, у него родился третий ребенок — Богдан Ступка-младший, названный в честь знаменитого деда, актера №1 в Украине Богдана Сильвестровича Ступки. Теперь в семейном арсенале Остапа — дочь Устина и два сына — Дмитрий и Богданчик. А у театральной общественности появилась надежда, что когда Богдан подрастет, то, возможно, переплюнет по таланту всех вместе взятых Ступок.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОЛИГОН

На двух сценах Театра «Сузір’я» — большой и микромаленькой — состоялось рекордное число премьер — шесть. Спектакли «Оскар Богу», «Ирония, суть ты...», «Безудержная нежность Медеи» стали достоянием большой сцены, а на микросцене, в рамках проекта «Классика — глазами молодых творцов», вчерашним выпускникам театральных вузов и студентам худрук «Сузір’я» Алексей Кужельный предоставил шанс проявить свои возможности в спектаклях «На поле крови», «Фрекен Жюли», «Письма домой». Кстати, за то, что сцена «Сузір’я» уже давно стала полигоном творческих воплощений для многих актеров киевских театров, работающих в разных коллективах, театру присвоили звание «академический».

ВТОРАЯ ВЫСОТА

Во второй раз покорил театральный Эверест успеха спектакль «Лев и Львица» И. Коваль. На этот раз — на сцене Театра им. И. Франко. Возобновленный после жизни на сцене Молодого театра, спектакль получил не просто вторую жизнь, а совершенно новое дыхание. Актерам Полине Лазовой и Богдану Ступке удалось без назидательности, но очень искренне, передать, насколько неоднозначны были взаимоотношения легендарной супружеской пары — Льва Толстого и Софьи Андреевны, возвысить и приземлить их метания, рассказать о счастье, противоречиях и любви, т. е. показать в гениальных людях простоту и доступность.

ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ

Русская драма обратилась к непростой теме внеуставных отношений — дедовщина в армии, поставив на Новой сцене спектакль «Солдатики». Пьесу современного драматурга В. Жеребцова поставил Кирилл Кашликов (это его режиссерский дебют). Молодым актерам удается психологически точно передать, где грань между добром и злом, искренностью и подлостью, рассказав, как закаляется характер будущих мужчин, которым порой приходится делать непростой выбор... Особенно харизматично в этом спектакле играет молодой актер (ученик премьера труппы и талантливого педагога Давида Бабаева) Виталий Иванченко.

КЛУБОК СТРАСТЕЙ

Национальная опера Украины в этом году удивила зрителей тремя постановками. Впервые языком пластики и танца «заговорили» булгаковские герои «Мастера и Маргариты». Балет-фантасмагорию поставила международная команда: хореограф — экс-киевлянин, а ныне россиянин Давид Авдыш, дирижер Аллин Власенко (Украина), сценография Семена Пастуха (США). Спектакль рождался непросто: несколько составов исполнителей, травмы, поиск современного языка постановки, подбор музыкального материала (в балете звучат фрагменты из произведений Шостаковича, Баха, Малера, Оффенбаха и др.). Даже чертовщина вмешивалась — на одном из спектаклей порвался занавес, но все равно никакие дьявольские проделки не помешали постановщикам. А благодаря танцовщикам Сергею Сидорскому (Воланд), Татьяне Лёзовой (Маргарита), Александру Шаповалу (Мастер), Константину Пожарницкому (Иешуа) и другим состоялось чудо встречи с великим произведением Булгакова, воплотившемся в новой ипостаси — хореографии. Второй изюминкой афиши стала опера «Макбет» Дж. Верди, которую поставили: итальянский режиссер Итало Нунциата (его киевляне запомнили по предыдущей работе — опере «Манон Леско»), дирижер — Владимир Кожухарь, сценография — Марии Левитской. Шекспировские страсти о цене, которую пришлось заплатить героям, интригуя и цепляясь за власть, очень убедительно передали исполнители главных партий — Владимир Опенько и Татьяна Анисимова. А недавно театр порадовал своих самых маленьких зрителей. Впервые за 10 лет(!) на его сцене был поставлен детский балет «Буратино», специально написанный для коллектива Национальной оперы киевским композитором Юрием Шевченко по сказке Алексея Толстого. Хореограф Виктор Литвинов, дирижер Герман Макаренко и сценограф Наталья Кучеря перенесли действие спектакля... за кулисы кукольного театра. Именно там происходят все приключения. Спектакль получился веселый и лиричный, который с одинаковым интересом смотрят не только дети, но и взрослые.

САНИТАРЫ ДУШ

Необычным названием встретил зрителей Молодой театр в спектакле «Empty trash» («Сжигаем мусор») современного киевского драматурга Татьяны Иващенко в постановке Юрия Одинокого. Разные пьесы этого драматурга идут на сценах киевских и украинских театров, и вот последняя премьера — «Empty trash» («Сжигаем мусор»). Нужна психологическая помощь? Ситуацию для вас смоделируют в театре, попробуйте воспользоваться ею — и наверняка «мусора» в ваших душах станет меньше. А может, и совсем не будет. Накануне Нового года процедуры всяческих очищений как нельзя более полезны. И, как говорится, в следующий год — с чистой совестью!

Алла ПОДЛУЖНАЯ, Алиса АНТОНЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ