Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Притча о любви, которая переплавилась в поэзию

Незаангажированный взгляд на жизнь Франко в пространстве Коломыйского драмтеатра им. И. Озаркевича
25 февраля, 11:30
ИСТОРИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ИВАНА ФРАНКО (ВИТАЛИЙ СЫЧЕВСКИЙ) И ОЛЬГИ ХОРУЖИНСКОЙ (МАЛЬВИНА ГАЛУНКА), ПЛЮС МАСОВКА ГОЛОСОВ (16 АКТЕРОВ) РЕШЕНЫ ПО ПРИНЦИПУ АНТИЧНОГО ТЕАТРА (СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ТРИЧІ МЕНІ ЯВЛЯЛАСЯ ЛЮБОВ...») / ФОТО ОКСАНЫ РЫЖУК

Киевский драматург Татьяна Иващенко пьесой «Тайна бытия» в свое время творчески откликнулась на потребность новейшей украинской истории отказаться видеть в фигурах национальных титанов духа только гранитные памятники. Тогда насущной стала необходимость почувствовать в классиках — Тарасе Шевченко, Иване Франко, Лесе Украинке — живые черты. И художники начали искать в биографиях гениев нашей культуры сокровенные мгновения их человеческих переживаний, внутренних поисков и страданий. Лишенные холодно-мемориального блеска, недосягаемые и заидеологизированные личности мгновенно становились понятными и искренними, потому что из символов превращались просто в людей со всеми теми проблемами, которые переживает любой человек.

♦ Сюжет «Тайны бытия» Татьяна Иващенко посвятила истории семейных отношений Ивана Франко и Ольги Хоружинской, определив жанр пьесы — «Сцены из жизни». Казалось бы, семейный уют, жена и дети, есть все основания для счастья. Но нет, и гении страдают, да еще и как!

Название спектакля по этой пьесе в Коломыйском драмтеатре им. И.Озаркевича звучит строкой из известного стихотворения Франко «Тричі мені являлася любов...». Таким образом, режиссер Сергей Кузык, он же автор музыкального решения, акцентирует внимание на главной теме постановки — любви к трем женщинам в жизни писателя. Дуэтная пьеса Т.Иващенко, в которой действуют Франко и его жена, благодаря творческой фантазии режиссера превращается в густонаселенный спектакль. Их диалоги, разложенные на фразы, «разбираются» персонажами, обозначенными в программке как «Голоса». Умноженные повторами, как будто эхом, Голоса заполняют сцену рефренами мыслей главных героев, иногда они озвучивают внутренние монологи, берут на себя и исполнение ролей. От этого действие приобретает эмоциональный и визуальный объем. На таком режиссерском решении хорошо прослеживается идея противостояния личности и толпы.

♦ Историю жизни, творчества и гражданской борьбы Ивана  Франко режиссер задумывает в принципах античного театра. Массовка Голосов  (16 актеров) выступает, как хор в античной трагедии. Он и комментирует события, наблюдает за ними, и принимает в них активное участие. Содержанию высокой трагедии способствует и черно-белая гамма костюмов персонажей, и лаконизм сценографии (Николай Данько). Почти пустая сцена со стилизованным большим окном в глубине, за которым будут возникать лица воспоминаний и видений. Круглый подиум посредине сцены, куда, как на лобное место, будут становиться персонажи для исповеди. Единственный стул как атрибут дома — на авансцене. На него одновременно будут садиться Франко и Ольга, будто и вместе, близко, но как неудобно... Будет оживлять этот черно-белый колорит гуцульское свадебное дерево с разноцветными лентами, такой интеллигентный, лаконичный знак национальных приоритетов Великого Каменяра. Венчает сценическое пространство три люстры с большими абажурами — символы тихого мещанского уюта. К нему стремился Иван Яковлевич? Кого  любил?

♦ Спектакль получился  эмоциональным и динамичным. Балетмейстер Мирослава Воротняк вводит в пластическое решение ощущение эпохи, местности, тогдашних реалий. Все убедительно и органично поддерживается  сложной вокальной партитурой (хормейстер Николай Соколишин). Молодые актеры демонстрируют согласованный, высокий уровень исполнения народных песен, романсов, щемящим лейтмотивом спектакля звучит знаменитое франковское стихотворение «Ой ти дівчино, з горіха зерня»...

Хоружинская (Мальвина Галунка) и Франко (Виталий Сычевский) — эмоциональное ядро сценического рассказа. Впервые в истории постановки этой пьесы исполнителями являются молодые актеры. Поэтому, наверное, искренность  чувств и стремление к любви воспринимаются так естественно и органично. За два часа сценического времени актерам  необходимо прожить целую жизнь, потерять молодость, пройти путем зрелости и встретить смерть... Они не изменяют внешность, проживание и переживание происходит внутри и представляет зрителям вершинную непосредственность чувств. Ни на минуту спектакля М.Галунка и В.Сычевский не исключаются из действия. Моментами высокого актерского мастерства можно считать сцены Ольги-Галунки, когда она, молча, сидит на стуле, а Франко-Сычевский исповедуется в своих чувствах  Ольге Рошкевич (Анастасия Кузык) и Целине Журовской (Оксана Гордзий). Сколько адских мук в ее глазах, она кусает губы, чтобы не зарыдать. Почему ей не досталась его любовь, почему она всегда была лишь на втором месте? А его письма с жгучими словами страсти: «Почему являешься мне во сне?», адресованные не жене, и остается лишь прижимать к груди осенние увядшие листья, которые утратили аромат весны и надежды на любовь...

♦ Сергей Кузык создал в спектакле атмосферу тонких человеческих ощущений, она воспринимается зрителями на одном дыхании, и хочется больше узнавать об откровениях Франко, слушать строки его проницательных стихотворений, удивляться тем испытаниям, которые выпали на долю художника, который написал столько, что кажется, одному человеку не под силу. Режиссер сумел соединить в спектакле принципы реалистического и возвышенного,   поэтического театра, создав драматическую притчу об отношениях Мужчины и Женщины с их вечной потребностью любви.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать