Люди, у которых есть свобода выбора, всегда выберут мир.
Рональд Рейган, 40-ий Президент США

«Проверенное временем. Неразвеянное пространством»

Так назвал свой цикл Александр Бородай (его магические работы из эмали можно увидеть в Музее истории Киева)
23 января, 2019 - 11:02
ПУТЬ. МЕДЬ, ЭМАЛЬ. 1988 год

Это персональная выставка известного художника, основателя школы отечественного эмальерства, автора многочисленных монументальных работ в Киеве, Днипре, Полтаве, Каменке и др., участника многих отечественных и международных выставок и симпозиумов, известной и авторитетной в украинском художественном пространстве личности, Александра Андреевича Бородая.

Уроженец Днепропетровска. Выпускник мастерской Монументальной живописи профессора, академика Татьяны Яблонской в Киевском государственном художественном институте (один из самых любимых учеников этого сильного и требовательного художника-педагога), многогранный и виртуозный художник (монументалист, живописец, график), он наиболее известен дома и за рубежом как непревзойденный эмальер, возродивший и распространивший в Украине знаменитую еще в эпоху Киевской Руси технику горячей эмали на металле, положивший начало новому направлению в отечественном монументально-декоративном искусстве — эмали в архитектурной среде (оформил Главную обсерваторию НАН Украины, станции метро «Выдубичи», «Осокорки» и др.).

Творческая и педагогическая деятельность Александра Андреевича, новатора в области искусства эмали является краеугольным камнем в развитии современного украинского. Художник также сформировал новую генерацию эмальеров, приложил много усилий для популяризации этой техники как соучредитель Международного фестиваля эмали в Украине и Музея эмали (г. Днипро), создал первую в украинских творческих вузах мастерскую горячей эмали на кафедре изобразительного искусства Киевского университета им. Б. Гринченко.

Персональные выставки А. Бородая, прежде всего эмалей, стали мощным и качественным вкладом в сокровищницу национальной культуры, в украинское возрождение в целом, и пользовались большим художественным успехом в 1980-2000-х годах на родине, в Швеции, Венгрии, Румынии, Германии, США, Канаде и т. д., последовательно пропагандируя не просто эстетический, а исследовательский подход к творчеству, вариативность стилистических приемов, незаангажированность форм  и постоянные технологические эксперименты.

БОРИТЕСЬ — ПОБОРЕТЕ. СТАЛЬ, ЭМАЛЬ. 2014 г.

Александр Андреевич — автор, чьи высокохудожественные произведения соединяют яркую метафорическую, эмоциональную экспрессию и тонкую лирику, философскую мудрость и поэтическую впечатлительность, бунтарскую  пасионарность и романтизм, страсть алхимика к эксперименту и зрелый диалог мастера, свободно владеющего материалом, что роднит его творчество с творчеством Кобзаря-поэта, Кобзаря— художника, ведь А. Бородаю свойственны многогранность, склонность к новаторству, операции разнообразными техниками, как в малых, так и купных формах.

Выставка отражает трансформацию традиционных и классических мотивов от «поэтического неомифологизма», «национального модернизма» («Путь», «Чаша», триптих «Блудный сын», «Фрески» из серии  «Лаврский альбом»...) до абстрактных и постмодерных форм, «общегуманистических» тем, где внимание сосредоточено на универсальном значении самого ремесла, технологии, материале, на важности ощущения своей эпохи, движения в соответствии с ее темпом, и все же с полноценным  переживанием каждого мгновения Бытия как Вечности (серии «Относительность времени», «Новая эйдетика», «Непредсказуемые закономерности» и другие).

Магические эмали А.Бородая фиксируют нематериальное течение времени, притягивают и долго не отпускают взор. В них чувствуется, кроме внешней красоты, фактурного и цветного богатства, динамическая сила космоса и спонтанность природных стихий, непреодолимая витальность творческого духа.

Среди последних произведений художника чрезвычайно точны эмоционально и одновременно символически отпечатки исторических и социальных событий, до щемящей боли близких и узнаваемых по выраженному  национально-культурному маркеру (серия «Борітеся — поборете»,  хронологически апеллирующая к событиям на Майдане 2013—2014 гг.; «Картежник» и «Рекрут» из серии на тему шевченковских поэзий «Шукав казак волю, а волі немає»). Во многих работах есть привкус светлой меланхолии того, кто познал на собственном опыте быстротечность и суетность этого мира, но продолжает любить его искренне и глубоко.

Работы художника демонстрируют яркую индивидуальность, широкий диапазон глубокой интеллектуальной заинтересованности автора, стилистических и тематических поисков, силу его интуиции и неутомимый труд; они мгновенно узнаваемы по уникальному творческому почерку и невероятной энергетике, рожденной от «огненного союза» талантливого мастера и утонченной эмали.

Возродив на родине почти забытую технику горячей эмали, достигнув в ней выдающихся профессиональных вершин, Александр Бородай сделал все возможное, чтобы не дать опять прерваться цепочке, которая донесла нам из прошлого тайны прекрасного ремесла. Он таки осуществил мечту каждого художника — с помощью своих эмалей пересек пространство времени, победил его.

Работы, выполненные в технике горячих эмалей А. Бородая на вернисаже в Музее истории Киева представлены до 31 января.

Татьяна ИЛЬИНА, эмальер, искусствовед. Иллюстрации предоставлены организаторами выставки
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments