Каждый народ познается по его богам и символам.
Лев Силенко, украинский мыслитель, философ, историк, писатель, номинант на Нобелевскую премию

Путешествия боевой ... «Кицьки»

Два сценических прочтения пьесы Неды Нежданой об ощущениях войны на Востоке
12 июня, 2017 - 19:49
СПЕКТАКЛЬ КИЕВСКОГО ТЕАТРА ВЛАДИМИРА ЗАВАЛЬНЮКА «ПЕРЕТВОРЕННЯ», КОТОРЫЙ БЫЛ НАЗВАН ПОСТАНОВЩИКОМ «КРАЩЕ Б Я НАРОДИЛАСЯ КІШКОЮ», ВЫШЕЛ ЛАКОНИЧНЫМ, НО ОДНОВРЕМЕННО НАСЫЩЕННЫМ ВНУТРЕННИМ ПРОЖИВАНИЕМ ГЕРОИНИ, ПРЕДЕЛЬНЫМ НАПРЯЖЕНИЕМ АКТРИСЫ АННЫ ЯРЕМЧУК / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КИЕВСКИМ ТЕАТРОМ ВЛАДИМИРА ЗАВАЛЬНЮКА «ПЕРЕТВОРЕННЯ»
РЕЖИССЕР СЕРГЕЙ ПАВЛЮК ИЗ ХЕРСОНА ПРЕДЛОЖИЛ НЕОБЫЧНУЮ ФОРМУ. СПЕКТАКЛЬ СОСТОЯЛСЯ В «ГРИН-ЗОНЕ» ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ В ПАРКЕ, А АКТРИСА СВЕТЛАНА ЖУРАВЛЕВА ... ГОТОВИЛА БОРЩ В БОЛЬШОМ КОТЛЕ НА КОСТРЕ / ФОТО АННЫ МАСЛОВЕЦ

В прошлом году стартовал театральный проект «Майдан. До і після» драмотдела Центра Курбаса, который состоял из издания и сценических презентаций пьес о Революции Достоинства и войне на Востоке. А вскоре начали появляться и постановки пьес — сначала за пределами Украины: Польша, Австрия, Германия, Франция, США ...

Недавно появились сразу две постановки в Украине последней пьесы антологии «Кицька на спогад про темінь» Неды Нежданой. Эта пьеса писалась по мотивам различных реальных историй, событий, фактов. Однако это не доктеатр, а художественная версия автора, ее ощущения войны. «Прощальний монолог Донбасу» — жанр сознательно двусмысленный — то ли это прощание с Донбассом, то ли монолог его самого. Главная героиня — беженка с Донбасса, которая была волонтером, пережила плен и побег, потеряла дом, работу, город, друзей, — весь свой «малий світ». Единственное, что осталось от него — трое осиротевших котят, которых она продает на протяжении пьесы — белый, серый и черный. Это три шага погружения в «темноту», в ужас войны с ее жестокостью и подлостью, унынием и грязью.

Все последние четыре пьесы Неды Нежданой (этот драматург родом из Краматорска) связаны с актуальными событиями. Идея названия возникла от фразы Ирины Довгань, которая пережила плен и пытки, о ее палаче: «В його очах я побачила очі темені» ... Эта пьеса и о том «темінь», которую поднимает в людях война, но в то же время «у темні часи добре видно світлих людей». Это история обычной женщины — семья, двое детей, работа, дом, животные ...

Жизнь на Донбассе в пьесе словно отбрасывает навязанные штампы о шахтах и мафии, а выступает в ощущениях и красках его жителей — с розами и абрикосами, солеными озерами и меловыми горами, своим диалектом и обычаями. Женщина остается на оккупированной территории, поскольку ее кошка ... родила котят. И постепенно, шаг за шагом мы проходим с ней круги ада. Она просто пытается оставаться человеком. Как смириться с тем, что твоего ребенка могут покалечить, изнасиловать, убить? Как же не помочь сыну подруги? Как можно грабить людей, у которых погибли дети в катастрофе? Как можно предать свою землю? Как покинуть своих зверей? ... Лежа после пытки в подвале, она почти готова к самоубийству и ругает «бездарность» Бога, создавшего такой мир. И вдруг начинает понимать его, жалеть — эту безысходность любить людей, способных на такие ужасы. В пьесе есть и предсказания — героиня говорит о том, что уже идет мировая война, только другая, гибридная, а это было написано еще до терактов — в Брюсселе, Париже, Стамбуле, Лондоне ... В финале пьесы героиня оставляет себе последнее черного котенка — никому не нужно «нещастя» — и называет его Укропом. А зрителям оставляет очки, которые закрывали от публики подбитые палачами глаза, потому что с ними «легше звикати до темені». Как надежда на новый дом и сопротивление, и одновременно напоминание всем тем, кто смотрит на войну только с экранов.

За прошедшие два года «Кицька ...» уже имела несколько сценических прочтений и этюдных показов — сначала на фестивале «Донкульт. Мистецькі надра» в исполнении театра «Апара», затем на приглашение проекта Центра Курбаса откликнулся Киевский Театр на Печерске, далее пьеса отправилась в Ивано-Франковск на фестиваль «Відкритий театр», на «Мельпомену Таврии» в Херсон и Черниговский фестиваль моноспектаклей «Відлуння», а потом снова вернулась в Киев и читалась в рамках художественного проекта «Арт-Депо» в Малой Опере.

И вот наконец премьеры, две подряд. Первая — Киевского театра Владимира Завальнюка «Перетворення» — участника первой презентации антологии «Майдан. До і після». Спектакль, который был назван постановщиком «Краще б я народилася кішкою», вышел лаконичным, но одновременно насыщенным внутренним проживанием героини, предельным напряжением актрисы Анны Яремчук. Минимализирований текст, пустое пространство, только свет вычеркивает из тьмы прямоугольник. Костюм — полосатая больничная пижама, которая напоминает арестантскую робу — наталкивает на мысль о камере в тюрьме. Но свет в темноте — это одновременно тот кусочек добра и достоинства, который пытается отвоевать героиня в пространстве. В таких условиях игры каждый жест и взгляд становятся красноречивыми и значимыми. В финале актриса не оставляет себе «чорне нещастя», а продолжает предлагать кота людям. Это зависание и отсутствие выхода резонирует с современным чувством застывшей ситуации в стране.

Премьера состоялась в Центре Курбаса, а вскоре спектакль отправился на новый фестиваль — украинской драматургии в Днепре. Один из зрителей отметил, что можно смотреть десятки часов хроник, а можно прожить этот неполный час с героиней и понять сущность этой войны гораздо глубже. Именно поэтому предложили показ спектакля в рамках программы для журналистов Евровидения — в помещении «Укринформа». Неслучайно спектакль встретился с фотовыставкой о зверях войны, ведь толчком к написанию этой пьесы стали фото и истории — как наши бойцы отступали — с брошенными котами на плечах и собаками на поводках. Человечность начинается не со слов о демократии, а с отношения к животным ...

Вторая постановка — в Херсоне — возникла из сценического прочтения прошлого года на «Мельпомене Таврии» — следующий фестиваль отличился ее премьерой. Режиссер Сергей Павлюк предложил необычную форму. Спектакль состоялся в «Грин-Зоне» под открытым небом в парке, а актриса Светлана Журавлева ... готовила борщ в большом котле на костре. Домашняя одежда, старый перевернутый холодильник «Донбасс» и картонные коробки среди деревьев — реалии бездомной женщины — подчеркивали органичность ее игры. Однако приготовление традиционного украинского блюда и выступало контрапунктом к страшному тексту, и одновременно магическим ритуалом — ее женское сопротивление — оставаться украинкой, когда Украину уничтожают, оставаться хозяйкой, когда тебя лишают дома ... В ритуал были вовлечены и зрители, которых угощали борщом, пропитанным энергией и эмоциями войны. Во время сценического прочтения актриса невольно плакала, но впоследствии режиссер запретил это делать. И ее непролившиеся слезы, ее улыбки на избитом лице показывали тот невероятный внутренний конфликт между бессилием и мужеством, отчаянием и верой. Котята были «спрятаны» в коробку, как барашек для Маленького Принца, однако в этой версии героиня решила оставить себе всех трех котят, как знак веры в большой дом, где для них всех будет место. От полного разочарования до надежды на что-то большое и светлое, которое должно преодолеть тьму — наверное, так и колеблется маятник наших чувств в этой необъявленной войне. И возможно, самое важное — остановить «темінь» в себе и вокруг, ту «чорну діру», которую по словам пьесы открыли правители и их сообщники, и в которую на большой скорости летит наша планета ...

Андрей КАРПЕНКО


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ