Редчайшее мужество - это мужество мысли
Анатоль Франс - французский прозаик, литературный критик

Рыцарь музыки

В Национальной филармонии Украины состоялся вечер, посвященный 150 летию со дня рождения английского композитора Эдварда Элгара
31 октября, 2007 - 18:53

Свет в зале приглушен, освещены только солисты — Соня Сульдина (скрипка), Валерий Михалюк (фортепиано) — и портрет композитора над сценой. Нежная мелодия словно парит в воздухе, завораживая слушателей утонченной красотой. Изящную миниатюру под названием «Салют любви» молодой Элгар сочинил в качестве свадебного подарка для своей невесты Элис Робертс…

В течение двух столетий (XVIII—XIX) Англия, страна великой литературы и прекрасной живописи, жила без собственных выдающихся композиторов. И вдруг в начале ХХ века на весь мир прозвучали симфонические произведения Эдварда Элгара. Скромный учитель музыки из английской провинции прервал затянувшуюся «эпоху молчания» и ввел английскую музыку в мировой контекст.

Эдвард Элгар творил в разных жанрах, писал симфонии, оратории, концерты, камерные и хоровые произведения. И сегодня англичане не мыслят себя без его музыки, она сопровождает их в повседневной жизни, звучит во время торжественных событий в Букингемском дворце и Вестминстерском аббатстве. Ежегодно в Ковент-Гардене проводится Элгаровский фестиваль, впервые состоявшийся при жизни композитора в 1904 году. В том же году король Эдуард VII посвятил Эдварда Элгара в рыцари.

Рыцарь и джентльмен в жизни и в музыке, Элгар создал удивительную авторскую ремарку — Nobilmente (Благородно). По словам английского профессора Андерсона, «…идеалы рыцарства, как и порождаемое ими благородство, служили оплотом как жизни, так и творчества Элгара».

Живой, зримый образ Элгара предстает на страницах книги киевского писателя Леонида Гамбурга «Парадоксы английской музыки ХХ века»: «Жизнь Эдварда Элгара не была яркой, наполненной бурными поворотами и событиями, как у других великих музыкантов. Его жизнь — в музыке, которую он подарил благодарным соотечественникам и удивленному миру. Как написал один из его друзей, «Элгар — просто наш Шекспир в музыке». Наличие в домашней фонотеке записи элгаровских «Энигма-вариаций» или виолончельного концерта доказывает приверженность национальным традициям. Музыка Элгара стала визитной карточкой Великобритании».

Для большинства зрителей филармонический концерт-посвящение Эдварду Элгару стал настоящим открытием. Все произведения исполнялись в Киеве впервые. Это и Серенада для струнных, одно из наиболее поэтичных сочинений композитора, и сказочная Сюита из незаконченной оперы «Испанская леди», и Sospiri, Адажио для струнного оркестра, арфы и органа (партия арфы — Елена Сытник, партия органа — Валерий Михалюк). В течение часа с небольшим (а концерт шел без перерыва) в зале вспыхивали радуги из грез и надежд с акварельными полутонами сумерек и рассвета, погружая слушателей в романтический мир Элгара.

Киевский камерный оркестр — коллектив мирового уровня — играл слаженно, виртуозно, радуя публику изысканной и вдохновенной манерой. А маэстро Рихардс Букс покорил слушателей фантастическим талантом интерпретатора, влюбленного в исполняемую музыку, глубоким и исчерпывающим лаконизмом движений, аристократизмом и безграничной самоотдачей.

В концерте участвовал молодой талантливый коллектив — струнный квартет солистов Post Skriptum, в составе Сони Сульдиной (первая скрипка), Виктора Иванова (вторая скрипка), Андрея Малахова (альт), Дмитрия Глущенко (виолончель). Вместе с камерным оркестром они исполнили самое сложное и, пожалуй, самое философское произведение программы — Интродукцию и Аллегро.

Кандидат искусствоведения Леся Олейник, которая вела концерт, с благодарностью назвала имя автора идеи концерта, известного украинского скрипача Эдуарда Идельчука. К сожалению, летом этого года окончился земной и творческий путь музыканта. Идею подхватил его друг Юрий Сульдин.

— В Украине мало знают музыку Элгара. А ведь его романтизм — это чудо! — сказал организатор концерта Юрий Сульдин. — Когда мы решили организовать этот вечер, то возникло много вопросов: какой оркестр будет играть, кто будет дирижировать, где взять ноты? Но постепенно все проблемы решались. Я уверен, что, по-видимому, сэру Элгару очень захотелось, чтобы этот концерт состоялся.

Художественный руководитель и главный дирижер Киевского камерного оркестра Роман Кофман дал добро на участие своего коллектива и приглашенного мной дирижера из Латвии Рихардса Букса. С Хосе Эрнандесом, заместителем директора Национальной филармонии, уточнили дату проведения и программу концерта. Затем через интернет я обратился в Общество Элгара в Великобритании. Английская сторона была искренне рада, что с музыкой Элгара, которого они боготворят, хотят ближе познакомиться в Украине. Джон Моррисон, сотрудник подразделения Elgar in Performance, любезно выслал ноты. Теперь на сайте Общества (www.elgar.org) в Дневнике произведений Элгара, исполняемых в 2007 году, среди мировых концертов есть и наш.

Дирижер Рихардс Букс в Киев приехал не впервые. В прошлом году он стал лауреатом I Международного конкурса дирижеров имени Стефана Турчака и обладателем специального приза Национального союза композиторов Украины за лучшее исполнение современного украинского симфонического произведения.

— Этот концерт я бы назвал «Мгновения жизни Элгара», потому что он включает произведения, написанные композитором в разное время, — рассказал Рихардс Букс. — Самое сильное, необычное сочинение — это Интродукция и Аллегро для струнного оркестра и струнного квартета, в котором сошлись на изумительной высоте мастерство и тонкий романтизм. Нет ни одной неточной ноты. Это поразительно, потому что обычно композитор что-то меняет, исправляет, а это сочинение явилось Элгару как откровение.

Эдвард Элгар — король английской романтической музыки, рыцарь романтизма. Его музыка универсальная, космическая, и я не поверю, что найдется человек, который сказал бы: мне это не нравится. Во всяком случае, я такого не слышал. В мире Элгара очень много исполняют, чаще всего, виолончельный концерт и Энигма-вариации. А наша программа — редкая. Только Элгар и только его душа. Никогда не было в мире ничего подобного...

Отзывчивая киевская публика ощутила уникальность события: после концерта люди стоя аплодировали музыкантам, долго не стихали овации. И вновь состоялось трепетное признание в любви, открывшее вечер, теперь уже в фантастическом звучании струнного квартета Post Scriptum… Летом 2005 года в Лондоне, потрясенном террористическими актами, музыкальная жизнь на время остановилась. А когда, после вынужденного перерыва, в Альберт-холле открывали сезон традиционных Променад-концертов, то на первом же вечере прозвучала увертюра Элгара «Кокейн», способная, по мнению организаторов, вселить в сердца лондонцев веру и надежду. Сэр Эдвард Элгар верил, что искусство может изменить мир к лучшему. Именно поэтому его музыка особенно волнует и удивляет своей чистотой и возвышенностью. Она вселяет надежду, а значит — необходима нам во все времена.

Ольга САВИЦКАЯ, специально для «Дня», фото автора
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments