Достоинство государства в конечном итоге зависит от достоинства личностей, которые его создают.
Джон Стюарт Милль, английский философ, политический экономист XIX века

«Сегодня каждый человек должен не бояться говорить «я» и не прятаться за абстрактным «мы»!

Сергей Маслобойщиков — о двух Майданах и людях, которые выходили на них, нашем настоящем и будущем
25 марта, 2014 - 16:53
СПЕКТАКЛЬ «БУРЯ» ШЕКСПИРА В ТЕАТРЕ им. И. ФРАНКО, ПОСТАВЛЕННЫЙ МАСЛОБОЙЩИКОВЫМ ЕЩЕ В 2010 ГОДУ, БУДТО ПРЕДСКАЗЫВАЕТ МАЙДАН: ОСТРОВ С ДЕРЕВЯННЫМИ ПАНДУСАМИ, НАПОМИНАЮЩИМИ КУСКИ КОРАБЛЯ ПОСЛЕ БУРИ, НАДПИСЬ НА ПАНДУСЕ «PATRIA» — С ЛАТЫНИ ПЕРЕВОДИТСЯ КАК «РОДИНА», ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПРОСПЕРО (АЛЕКСЕЙ БОГДАНОВИЧ), КОТОРЫЙ ИЩЕТ СВОБОДУ... / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Художник, график, сценограф, режиссер театра и кино всегда проявлял свою активную общественную позицию. Во время Помаранчевой революции 2004-го Сергей Маслобойщиков снял документальный фильм «Люди Майдана. Nevseremos!». Радикальным в названии ленты является лишь перекликание с испанским лозунгом «Venseremos!» — «Мы победим!», что звучит девизом для людей, которые стояли на Майдане и тогда, и сейчас. Свидетельства и жителей востока, и жителей запада нашей страны наполнены разными культурными ценностями, переданы на разных языках, но в сущности они об одних проблемах — о тяжелой судьбе простых людей. Недавно на YouTube появился трейлер кинорежиссера С. Маслобойщикова к будущему документальному фильму «Украинский аргумент», посвященному событиям украинской революции 2013—2014 годов. О двух Майданах и людях, которые выходили на них, нашем настоящем и будущем.

— Давайте вернемся в недалекое наше прошлое и начнем разговор о главной идее фильма «Люди Майдана. Nevseremos!».

— Моя цель — показать обычных людей. Следует вспомнить, как Западный Майдан кричал Восточному Майдану в 2004 году: «Мы вас любим!». Я потом спрашивал, поверили ли люди друг другу? Следующий мой вопрос к ним был попроще — что они знают друг о друге? Тогда выяснилось, почти ничего! Я даже просил их рисовать портреты друг друга. И практически всегда это были штампы, навязанные еще советской идеологией. Страшнее всего то, что сегодняшняя российская пропаганда продолжает использовать те же мифы и штампы, хотя люди уже давно изменились!

— Через 10 лет мы получили другой Майдан. Евромайдан не за выбор востока или запада, а Майдан, который должен был объединить всех людей, которые хотят жить по европейским стандартам в свободном Украинском государстве. Многие говорят, что первый Майдан был инфантильным, а второй — повзрослел. Первый Майдан не привел к смертям, а второй стал кровавым (счет Героев Небесной Сотни растет — уже 103 погибших)

— Как и в прошлом Майдане, так и в нынешнем я лишь маленький «муравей». Я не герой, а помогал чем мог: от строительства баррикад до передачи денег и продуктов. Практически ежедневно был на Майдане и постоянно снимал, брал интервью и ночью, и в кризисные моменты штурма, и в спокойное время. Стремился найти людей, которые выходили и в 2004 году, и сейчас. Знаете, когда спрашивал: «Чем отличается прошлый Майдан от нынешнего?», то большинство людей отвечали, что практически ничем, но нынешний Майдан стал более гневным и не позволяет ошибок, которые возникли после первого Майдана. Постепенно гнев протестующих перерос в настоящую борьбу за свободу и наше будущее. Начались более жестокие события, и стало ясно, что Майдан-2004 г. абсолютно не сравним с Майданом — 2013—2014 годов! Люди те же, но они повзрослели. И главное, что исчезло с того времени, это инфантильность. В 2004 году в интервью я говорил: «Наибольшая победа революции в том, что не сломали молодое поколение, что ему не дали захлебнуться неверием в свободу». И сегодня это молодое поколение стало ударной силой нового Майдана. У наших соседей — России совсем другая ситуация. То, что сейчас там происходят под лозунгом «великого государства», никто не думает об отдельном человеке. Об этом презрении к малому миру, когда не замечают человека, кстати, говорил мой учитель Даниил Лидер. А Александр Солженицын замечал, что «мы вечно штурмуем Босфор и Дарданеллы, но никогда не сосредотачиваемся на жизни людей в собственной стране».

— Вам не кажется странным, что когда существует большое количество разных информационных ресурсов, где можно проверить всю достоверность событий, в России верят в «страшилки» российских СМИ — «бандеровцев, украинских фашистов» и т.д.?

— С одной стороны, глобализация нам помогает, открывает информационные шлюзы, но с другой — «шлюзы» можно наполнить и пропагандистским мусором. Все зависит от выбора человека. В середине общественного механизма существует определенная социальная лестница, социальный лифт. Если он движется по личностным и профессиональным качествам, то происходит естественный отбор: чем выше твои профессиональные качества, тем выше твое положение в обществе. А если он движется в направлении холуйства, по так называемой номенклатурной или коррупционной лестнице, происходит деморализация человека. Во втором случае необходимость в профессиональных качествах сводится к нулю. Тогда молодому человеку не нужно учиться, а лишь ориентироваться на принцип подхалимажа, который должен вытолкнуть его на вершину карьерного роста. При таком порядке в обществе даже информация мало что значит: выбор сделан за человека, и оказывается, что многим так легче жить.

— Но большинство и вышли на протест против этого. Многие говорят, что их «достала такая несправедливая жизнь»!

— Ужасная подхалимская вертикаль существовала у нас при разной власти! Я не говорю, что талантливая личность не могла при этих условиях пробиться или что в нормальном обществе не будет холуйства. Нет! Но когда это выведено в общественную структуру, когда это выстраивает механизм обогащения и укрепления определенного мафиозного клана, становится страшно. Мы же не можем сегодня сравнивать Германию или Северную Корею — эти страны работают по разным социальным механизмам!

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Сегодня холуйская вертикаль продолжает укрепляться в России. Сознание не меняется мгновенно, это долгий эволюционный процесс. Но так как сегодня искривленно работают с российским сознанием, трудно представить ближайшие изменения. Но хочется верить — в России много сознательных и свободных людей, которые способны смотреть правде в глаза, а не увлекаться фальшивыми идиллическими картинками. Когда-то Бернарда Шоу спросили, почему люди любят смотреть трагедию, где все плохо заканчивается? Он ответил — «для того чтобы выбирать между линией наименьшего сопротивления и линией наибольшего преимущества». То есть, сознательный человек выбирает линию наибольшего преимущества, а человек безвольный выбирает линию наименьшего сопротивления.

— Видео, которое недавно появилось на YouTube под названием «Майдан. Украинский аргумент» — это часть вашей новой ленты?

— Пока что это попытка фиксации будущей работы. Я считаю, что безразлично пройти мимо истории невозможно! Но история движется намного быстрее, чем ее можно зафиксировать и понять, что происходит.

— Пианист, который только учится играть на фортепиано, олицетвлряет одиночество. Является ли это образом Украины, которая только учится жить самостоятельно?

— Интерпретировать этот образ каждый имеет право как угодно. Я просто зафиксировал важный момент. Это было, кажется, через день после расстрела людей, в самые горячие дни на Майдане. Уже собирались люди с цветами. Солдат пытался играть на пианино, его внутреннее одиночество и сосредоточенность на собственных мыслях, возможно, о только что пережитых событиях, просто меня поразила. Его лицо о многом говорит...

— Давайте вернемся к вашему спектаклю «Буря» В. Шекспира в Театре им. И. Франко. Хотя он поставлен еще в 2010 году, но сегодня, когда его смотришь, такое впечатление, будто он предрекал Майдан: остров показан деревянными пандусами, которые напоминают куски корабля после бури, надпись на пандусе «Patria» на латыни значит «Родина», Просперо, который ищет свободу, и даже полусломанное фортепиано... Все как будто перекочевало из вашего спектакля на Майдан, а фортепиано уже даже зафиксировано в новом документальном фильме.

— Фортепиано — это, скорее, голос. А творчество в революции проявлялось везде, от девушек, которые варили еду и до ребят, которые шли с деревянными щитами на смерть! У каждого есть свой голос, это многоголосие Майдана. Знаете, сейчас со многими своими российскими знакомыми был в ссоре, потому что они не понимают и не хотят понимать (!) того, что действительно происходило на Майдане. Поэтому для меня очень трудно доказать разным людям, которые зомбированы путинской пропагандой, правду. Их трудно убедить в том, что на Майдане не было ни антироссийского, ни антисемитского слова, что украинцы, россияне, татары, евреи — все стояли бок о бок! И это также никогда не поймут стратеги, которые решают в кабинетах геополитические проблемы.

Лилия БЕВЗЮК-ВОЛОШИНА
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ