Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Своя правда

В Киеве мариупольские мастера сцены представили премьеру — «Слава героям»
24 июня, 12:58
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АНАТОЛИЕМ ЛЕВЧЕНКО

В помещении Национального театра им. И. Франко (в рамках культурно-художественной акции «Донетчина — UA: Перезагрузка») Донецкий областной академический драматический театр (г. Мариуполь) представил спектакль «Слава героям» (постановка и сценография Анатолия Левченко) по одноименной пьесе одного из самых востребованных отечественных драматургов Павла Арье. Спектакль — о «героях» с малой буквы, без восклицательного знака. Просто героях, у каждого из которых своя правда, каждый прожил свою жизнь достойно. Только Андрей Васильевич — герой Красной армии, а Остап Илькович — УПА.

Спектакли по произведениям Арье обречены на то, чтобы становиться событиями. Таковы «Сталкеры» — совместный проект киевского Молодого театра и театра «Золотые ворота»; «Слава героям» — также совместный проект «Золотых ворот» и Ивано-Франковского областного академического музыкально-драматического театра им. И. Франко (режиссер Стас Жирков). «Слава Героям», «Баба Прися» Львовского драматического им. Леси Украинки (режиссер — Алексей Кравчук) и пр. Есть театры, которые «примерялись» к «Славе... но отступали по различным причинам. Для театра в Мариуполе эта постановка является даже чем-то большим, чем «Наталка Полтавка» для Театра корифеев. И это, безусловно, событие — как в социальном, так, собственно, и в эстетическом плане. 

Судьба сводит Остапа Ильковича (Анатолий Шевченко) и Андрея Васильевича (Валерий Сарбей) в последние дни их жизни, в одной больничной палате и предоставляет им шанс. Возможно, очиститься, возможно, отстоять, а, возможно, и найти взаимопонимание. Они барахтаются в стереотипах («такие, как ты, солдатам-героям в спину стреляли»), цепляются за них до последнего, потому что это остяки их жизни.

В спектакле все болит, как может болеть страшная и обнаженная правда — как Андрей Васильевич под давлением писал доносы на односельчан, как дочку Остапа Ильковича изнасиловали в ссылке, и она бросила новорожденную дочку и пропала. Теперь Ганя (Лидия Ершова) работает медсестрой в больнице, куда и положили на операцию ее деда и Андрея Васильевича. А раньше была одна власть, и воины УПА приравнивались по статусу к ветеранам, а теперь другая, и ему операцию уже будут делать за деньги, точнее, за взятку, потому что хирургу (в роли Ирины Богдановны — Елена Билая) нужно где-то найти средства на обучение дочки за рубежом.

Спектакль изображает противостояние двух миров — но в финальной сцене Ганя читает клятву воина УПА, которой научил ее дед: «Буду нещадним до ворогів землі української»... И сразу переспрашивает: «Вот только кто же наш враг? Почему нам так плохо?»

Пьеса была написана в 2012 г., тогда мы еще искали врагов между собой, но теперь, из исторической перспективы очевидно, что враг — извне...

В 2012-м слова Гани: «Знаете, я хочу, чтоб была война, чтобы все это горело пламенем», — воспринимались совсем иначе, чем сейчас, когда эта война на востоке уже осуществилась... Однако слова Андрея Васильевича: «Иногда я тоже хочу, чтобы была война, чтобы я опять был молодым, красивым, сильным...» — стоят в том же ряду шаблонов, как о том, что «в СССР было хорошо, была колбаса за 2.20» и «если бы был Сталин, он бы навел порядок». Кстати, Сталин в постановке тоже есть — в одной из фантасмагорических сцен он танцует... танго с Гитлером (балетмейстер Анатолий Птушкин). Пластика играет важную роль, ее сущность лежит в основе жанра спектакля — libertango (танго свободы).

В режиссерской концепции подтексты играют такую же роль, как и собственно текст. Католическая икона, позади которой написана клятва воина УПА, и Остап Илькович, который называет поляков «ляхами», выдается, противоречат друг другу. Но он перестал верить в Бога с тех пор, как нашлись тела его замученных «советами» отца и брата — разве не все равно, какая конфессиональная принадлежность этой иконы? «Два кольори мої, два кольори...» звучат фоново в самых острых моментах, только в кульминации — полноголосно, и эти «кольори», двое стариков, две «правды» (или без кавычек?) — оба вместе и «на полотне», и «в душе»...

По словам режиссера, герои активно пытаются «протянуть» свое противостояние в будущее поколение. Но у Петра (Вадим Ермишин) — сына Андрея Васильевича — другие приоритеты, Ганя же в финале сходит с ума. Как это ни жестоко звучит, но так и должно быть, потому что она, выросшая со знанием страшной правды своего рождения и с клятвой воина УПА на обороте иконы, морально искалечена. На ней этот род должен прерваться, чтоб не «тянуть» эти ненависть и боль в будущее.

Думается, что текст «Славы героям» переживет нас. Он будет играться в паузах между революциями и войнами; а слова «Держава у нас підла, гірша, ніж родичі», — будет срывать аплодисменты еще много лет. Сейчас в эпилоге спектакля театра из Донетчины транслируются кадры борьбы за нашу государственность — со времени основания Киевской Руси доныне под сопровождение песни «Переведи мене через Майдан»...

Свой Майдан Мариуполь отстоял, и его место в этой борьбе определено. Мариупольский театр сейчас переживает сложный период трансформации (спектакль «Слава героям» готовился и выходил к зрителям с огромными препятствиями), однако новый путь уже очерчен.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать