Мы стремимся к миру, потому что знаем: мир - это тот климат, в котором может существовать свобода
Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, американский военный и государственный деятель, 34-й Президент США

Тот, кто стал Джокером

28 октября, 2020 - 19:09

Американский актер Хоакин Рафаэль Феникс (англ. Joaquin Raphael Phoenix) - безусловная звезда. Он - четырехкратный номинант и лауреат премии «Золотой глобус», призер Каннского кинофестиваля и обладатель кубка Вольпи Венецианского фестиваля за лучшую мужскую роль, лауреат музыкальной премии «Грэмми», трехкратный номинант на «Оскар» и на премию Британской киноакадемии БАФТА. Чаще всего к такому списку наград идут всю жизнь. В то же время Хоакину только 46 лет. Как ему удалось достичь таких вершин?

Будущая звезда родилась 28 октября 1974 года в Сан-Хуане - крупнейшем городе Пуэрто-Рико. Его мать, Арлин Шерон Феникс (Arlyn Phoenix, урожденная Дунець, род. 1944), происходит из семьи осевших в Бронксе еврейских иммигрантов из Венгрии и России; его отец из испано-ирландской семьи, Джон Ли Баттом (англ. John Lee Bottom), уроженец Калифорнии. Старший брат, Ривер, был одним из самых многообещающих актеров Голливуда.

Родители Хоакина были членами секты «Дети Бога» и занимались миссионерской деятельностью, путешествуя по Южной Америке. Секта, зародилась в 1968 году, провозгласила «духовную революцию» против внешнего мира, названного сектантами «Система». В 1974 году движение впервые испытало новый метод «евангелизации», названный «рыбная ловля флиртом», суть которого заключалась в использовании секса, чтобы продемонстрировать Божью любовь и привлечь новых членов в движение. Также он служил способом заработка денег, где участницы движения играли роль проституток. «Рыбная ловля флиртом» приравнивалась так называемой религиозной проституции. Эта практика была прекращена лишь в 1987 году на фоне многочисленных обвинений в растлении несовершеннолетних.

Неудивительно, что уже в 1978 году родители вышли из секты и перебрались во Флориду, сменив фамилию на Феникс. Мать Хоакина устроилась на работу в NBC в отдел кастинга. Их дети начали сниматься в рекламе и телесериалах. В семье Джона и Арлин было пятеро детей - сыновья Ривер (1970-1993) и Хоакин, а также дочери Либерти, Рейн и Саммер.

Свою первую телевизионную роль Хоакин сыграл в 1982 году в мюзикле «Семь невест для семи братьев» вместе с братом, который умер от передозировки наркотиков в 23 года. Вот что он сказал после смерти Ривера: «У меня нет ни малейшего желания говорить о покойном брате. Мне не нравится, когда меня сравнивают с ним. Он был невероятным человеком и великим актером. Когда-то мы договорились с ним о том, что будем стареть вместе, но теперь я один, и кажется, больше всего на свете мне нужно поговорить с ним снова».

Затем Хоакин Феникс снимался в эпизодических ролях в телевизионных сериалах «Она написала убийство» (1984) и «Падающий человек» (1984).

Наконец в 21 год молодой исполнитель попал в высшую лигу. В 1995 году он появляется в триллере культового режиссера Гаса Ван Сента «За что стоит умереть» в роли убийцы одного из героев. Партнерами Феникса по фильму были Николь Кидман, Мэтт Диллон, Кейси Аффлек. Фильм имел успех у критиков и прессы. Это привлекло к Хоакину внимание продюсеров. Его следующие заметные роли - в детективном триллере Джоэла Шумахера «8 миллиметров» (1999) и в исторической драме «Перо маркиза де Сада» (2000). Картина Филиппа Кауфмана рассказывает о последних годах жизни маркиза де Сада, проведенных в психиатрической больнице Шарантон. Хоакин сыграл директора больницы, католического священника, аббата дю Кольмьера, который противостоит знаменитому маркизу. Партнерами Феникса стали Джеффри Раш, Кейт Уинслет и Майкл Кейн, а сама лента получила большое признание в профессиональной среде и как следствие - многочисленные номинации на "Оскар", БАФТУ и "Золотой глобус".

И все же самым успешным фильмом раннего периода в жизни актера стала работа в масштабной исторической постановке о Римской империи «Гладиатор» (режиссер - Ридли Скотт, 2000). Фениксу досталась роль главного антагониста - римского императора Коммода, в то время как главного хорошего парня, гладиатора Максимуса, сыграл Рассел Кроу. Оба были невероятно убедительны в этих образах, однако "Оскар" достался только Кроу.

Отныне за Фениксом должно было окончательно закрепиться амплуа злодея. Любую карьеру это бы разрушило, но не в этом случае: злодеи Феникса - это истинные вершины актерского мастерства. Кроме того, его талант оказался шире любых рамок. Так, в 2002 и в 2004 годах актер сыграл борца за добро в коммерчески успешных триллерах М. Найта Шьямалана "Знаки" и "Таинственный лес". Окончательное признание актерских способностей пришло к Хоакину, благодаря фильму «Переступить черту» (англ. Walk the Line, «Иди по линии», названный по песне Дж. Кеша, режиссер - Джеймс Мэнголд) - кинобиографии звезды кантри Джонни Кэша (Хоакин Феникс). Здесь актер, кроме всего прочего, проявил еще одну сторону своих способностей, оказавшись хорошим певцом. В итоге фильм получил 3 премии «Золотой глобус» в номинациях «лучший фильм (мюзикл или комедия)», «лучшая актриса в мюзикле или комедии» и, главное - «лучший актер в мюзикле или комедии» для Феникса.

В конце октября 2008 года Хоакин объявил о своем уходе из кинематографа, чтобы «полностью посвятить себя музыке». Впоследствии выяснилось, что заявление было частью псевдо-документального фильма «Я все еще здесь», снятого Кейси Аффлеком, который к тому же является мужем его сестры Саммер. В 2012 году Феникс получил признание кинокритиков и номинацию на «Оскар» за роль Фредди Куелла в драме одного из лучших на сегодня американских режиссеров Пола Томаса Андерсона «Мастер».

Но сегодня с полной уверенностью можно сказать, что жизнь Феникса разделилась на две части: до сентября этого года и после него - когда на Венецианском кинофестивале состоялась премьера «Джокера». «Знаете, я бы никогда не подумал, что это роль моей мечты. Но теперь, если честно, я не могу перестать о ней думать», - заявил актер.

В Венеции этот фильм ошарашил всех, получив главную награду - «Золотого льва». Венецианский фестиваль, который вместе с Берлинским и Каннским входит в тройку самых влиятельных, традиционно сдержанный в отношении мейнстримного кино. Что уж тут говорить об экранизации комиксов, о которых закрепилась репутация поверхностного, подросткового развлечения. И тут вдруг - не просто участие в конкурсе, но и «Золотой лев». И "Кубок Вольпи" для Феникса.

Режиссер Тод Филиппс до сих пор был известен как автор комедий вроде «Мальчишник в Вегасе». «Джокер» стал для него прыжком выше головы.

Перед нами - будни рядового обывателя Артура Флека (Хоакин Феникс). Он работает уличным клоуном, ухаживает за немощной матерью, мечтает делать карьеру стэндап-комика. В раннем детстве он перенес тяжелую травму головы, из-за чего его теперь мучают взрывы неконтролируемого смеха.

Артур - типичный неудачник. Зарабатывает копейки, на работе его не любят, на улице из-за необычности и уязвимости - регулярно избивают. Правительство сворачивает социальные программы, поэтому он не может получать психиатрическую помощь. Любимый комик Мюррей Франклин (блестящее исполнение Роберта Де Ниро) показывает видео с выступлением Флека, только чтобы высмеять его. Одним словом, общество всеми возможными способами выталкивает Артура на обочину. Наконец, в один вечер он перестает играть по правилам.

Хоакин здесь, можно сказать, пугающе убедителен. Худощавый - буквально кожа да кости - но также и невероятно пластичен, он обладает поистине животной грацией, смешанной одновременно и с беззащитностью и с постоянным напряжением, словно готовностью к взрыву. Он бегает, как клоун, даже в минуты опасности. Танцует странные танцы под музыку, которую слышит только он. Его смех - еще одна особенность – потому что никогда не поймешь, действительно ему весело или это очередной приступ.

Действует он в соответствующих декорациях. Готэм-сити - город хаоса, мусора, темных закоулков, разрисованных вагонов метро, общественных контрастов, неуправляемых толп. Его улицы пахнут несправедливостью и преступлением. Рано или поздно они должны были породить Джокера.

Режиссер Тод Филиппс не скрывает, что ориентировался на кино 1970-1980-х, то есть «Джокер» - это, кроме всего прочего, еще и посвящение «Новому Голливуду». Также большинство этих фильмов объединяет фигура героя-одиночки, обреченного, но харизматического бунтовщика.

Артур - такой же изгой с тикающей часовой бомбой в голове, как и Трэвис Бикли (молодой Де Ниро) в «Таксисте» Мартина Скорсезе, но с важными отличиями: он продолжает вызывать сочувствие даже после серии убийств, и, кроме того, у него шикарное чувство стиля. Его красный костюм и клоунский грим выглядит идеальным отражением и его нового «я», и его социального статуса - самопроизвольного лидера восстания таких же маленьких людей, как и он.

Как следствие, эта история задела за живое буквально всех. Сейчас фильм - при бюджете 55 миллионов - собрал в мировом прокате почти миллиард долларов, что позволило ему стать самым кассовым в истории среди картин категории R.

Отныне Феникс - лучший Джокер на неопределенно долгий срок. Фильм Филиппса в мире кинокомиксов возвышается недостижимой вершиной. И с этим нельзя не считаться всем, кто возьмется за бесконечную сказку о Бэтмене и Шуте.

Можно ли родиться в профессии во второй раз?

Да, можно. И жизнь Хоакина Феникса это доказывает.

Дмитро ДЕСЯТЕРИК, «День»
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ