Единственный признак, по которому узнаем народ, к тому же признак незаменим и окончательный - единство языка
Александр Потебня, выдающийся украинский языковед, философ, доктор филологии, профессор

Турецкий вояж

Несколько впечатлений о ХХ Международном черноморском театральном фестивале в Трабзоне
16 мая, 2019 - 10:59
ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ ЙОЙО В СПЕКТАКЛЕ «СЕРДЦЕ БОКСЕРА» АЛЕКСАНДР СОКОЛЕНКО. КСТАТИ, В КИЕВЕ ЭТУ ПОСТАНОВКУ МОЖНО УВИДЕТЬ 20 МАЯ НА НОВОЙ СЦЕНЕ ТЕАТРА ИМ. ЛЕСИ УКРАИНКИ / ФОТО АВТОРА

В настоящее время свои спектакли показали коллективы из Греции, Франции, Турции, Румынии Испании, Грузии, России; а нашу страну представлял Национальный театр им. Леси Украинки со спектаклем «Сердце боксера».

Открытие фестиваля — масштабный, яркий праздник для жителей Трабзона и гостей города. Традиционно насыщенная спектаклями и мастер-классами неделя начинается карнавальным шествием к театру с оркестром, шариками, цветами, песнями и флагами стран-участниц. Поскольку улочки восточного старинного местечка достаточно узки, создается впечатление, что участие в параде принимают абсолютно все его жители. Длина колонны достигает нескольких сотен метров, помимо гостей форума в ней можно увидеть участников профессиональных и самодеятельных, взрослых и детских театральных коллективов, разнообразных общественных организаций и театралов. Из толпы выныривают то национальный турецкий тюрбан, то котелок Шерлока Холмса, то колпак ведьмочки, то зонтик с интернациональным театральным символом — масками — кто на что гаразд.

«В этом городе театр любят и ценят. Билеты на спектакли разобрали уже через 20 минут после открытия продажи! Но и на спектаклях местного театра зал, обычно, полон, — рассказала местная жительница Дафна (а в прошлом Юлия), которая эмигрировала в Турцию 18 лет назад. — Интересно, что в отличие от славянских стран, где театр посещают в подавляющем большинстве женщины, здесь на спектакли ходят целыми семьями (а семьи здесь большие!) и в зрительных залах очень много молодежи».  

В том, насколько благодарный и искренний турецкий зритель, мы смогли убедиться собственными глазами. По окончании спектакля киевского театра зрители не только устроили овацию, но и побежали прямо на сцену — выражать благодарность, брататься и фотографироваться на память с украинскими актерами      — Ильей Пономаренко и Александром Соколенко.

«Я была растрогана до слез этой грустной и в то же время светлой историей об одиночестве и о том, как важно сегодня распознать и сохранить человечность...» — поделилась впечатлениями местная жительница Нимет Алаташ. А актриса Трабзонского театра Гюльсерен Чавуш добавила: «Мы поражены: на сцене всего два актера, а энергетика такая, что невозможно оторваться! Исполнитель роли Йойо настолько энергичен, он постоянно в движении. При этом его запал не стихает, держится в течение полутора часов! Не было так называемых «провисаний». И актер, который сыграл старого боксера, хотя и молод совсем — а перевоплотился достаточно убедительно. Они оба настолько действенные, что в какой-то момент мы перестали читать перевод — языком своего тела актеры смогли донести до зала все, что хотели сказать».

— Главные критерии отбора спектакля на наш фестиваль — это высокий профессиональный уровень, месседж, который актеры несут зрителям, и энергия, которая господствует в зале. В спектакле «Сердце боксера» все эти требования сошлись, — заверили организаторы фестиваля и после спектакля предложили украинской группе  пообщаться на профессиональные темы в неформальной обстановке. Разговор вышел вроде детского стишка: «А у вас?». Так, например, турецких коллег удивила история появления презентованного спектакля. (Напомним, что самостоятельная работа молодых артистов «Сердце боксера» оказалась настолько удачной, что с разрешения руководства театра и благодаря режиссеру Дмитрию Морозову, который приобщился к работе парней, пополнила репертуар.) Оказалось, что турецкая театральная традиция не предусматривает настолько ранней реализации актеров. Желающие стать актерами государственных театров там также учатся в течение четырех лет, однако по окончании театрального вуза несколько лет получают лишь часть зарплаты и не могут быть задействованы в главных ролях. Это железное правило — недавний выпускник должен некоторое время набираться жизненного опыта. Потом молодежь сдает специальный экзамен, по результатам которого отправляется поработать в отдаленные турецкие городки, чтобы, как говорят, понюхать пороху. После самых терпеливых ждет еще год стажировки.

Для украинских гостей норма противоположная — артисты Студии молодых актеров, которая уже больше 20 лет успешно действует при Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки, активно заняты в репертуаре — наравне с опытными артистами. Кроме того, у каждого из них есть возможность представить самостоятельные работы, чтобы получить желаемую роль. Поэтому у киевлян возник шутливый вопрос, который оказался не таким уж и веселым для местных: «А если годами опыта набираться и стажироваться по провинциям — в каком же возрасте играть Джульетту?». Выяснилось, что в местном театре Дездемону играет 40-летняя актриса. 

Сюрпризом для гостей стало и то, что спектакли в Турции создают в среднем всего за 40 дней, в то время как школа психологического театра требует репетиций длительностью в год-два, а временами и больше. Зато спектакли в Турции рождаются быстро, но живут недолго — один-два сезона, в Киеве же «Насмешливое мое счастье» М.Резниковича зрители смотрят уже больше 50 лет! Турки отпустили шутку в ответ: если через 50 лет в Трабзон снова приедет спектакль «Сердце боксера», Илье Пономаренко не нужно будет гримироваться, чтобы сыграть пожилого человека.

Говорили мы также о том, что для нас национальный театр, кого из украинских драматургов считают классикой, как развивается современная украинская и турецкая драматургии. Художественный руководитель Трабзонского государственного драматического театра Эльван Салиха Карахасан подсуммировала этот разговор так: «Цель нашего фестиваля — познакомиться с разными культурами, разными народами, и в то же время — познакомить гостей со своим городом, своей страной, своей театральной культурой. Таким образом мы обмениваемся опытом. Однако главная миссия этого форума — создание общего культурного продукта. Театральный фестиваль создает  самые благоприятные условия для того, чтобы актеры, режиссеры стран-участниц подружились, заинтересовались друг другом, чтобы появлялись общие проекты. Надеюсь, что эта наша встреча укрепит украинско-турецкие культурные связи и даст начало новой театральной истории между нашими странами».

Анастасия ГЕРМАНОВА
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ