Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинское кино на грани коллапса

Планы по радикальному сокращению расходов на национальную культуру в целом и кинематограф в частности вызвали серьезную обеспокоенность творческого сообщества
07 апреля, 09:57

Результатом стали две интернет-акции, которые прошли в течение недели: онлайн-митинг «Нет — уничтожению культуры» и онлайн-конференция «Нет — уничтожению культуры! 2.0».

Мы собрали наиболее характерные выступления участниц и участников обеих акций.

Ми зібрали найбільш характерні виступи учасниць і учасників

Филипп ИЛЬЕНКО, экс-глава Государственного агентства Украины по вопросам кино  (2014-2019):

— Вопрос, который мы обсуждаем, к сожалению, постоянно возникал в течение истории современной Украины. Как только наступает кризис, и нужно где-то искать деньги — давайте прекратим финансировать культуру. Если же говорить о кинематографе, то попытки сократить финансирование делались так или иначе. Люди, которые такие предложения вносят, не совсем понимают причинно-следственные связи. Они думают, что приостановить финансирование национальных фильмов — это точно так, как выключить телевизор. Пока экран не светится — ничего страшного не происходит. Но это значит, что деньги, которые тратились за последние 2-3 года на национальный кинематограф, пропали. Это касается фильмов, которые в настоящее время находятся на разных этапах производства: остановка финансирования просто убьет эти проекты. Это также касается преемственности. Киноиндустрия — непрерывный процесс. Если его прервать, очень быстро начнет исчезать и инфраструктура: специалисты или переквалифицируются, или эмигрируют, и нам опять придется отстраивать с нуля то, что с такими невероятными усилиями было создано в последние годы.

Все отрасли, кроме разве что обороны, должны пропорционально разделить финансовый груз кризиса. У кино есть моменты, на которых можно сэкономить. Но взять и сократить бюджет на 99% — на мой взгляд, преступление. И его последствия мы будем пожинать десятилетиями.

Надежда ПАРФАН, документалист («Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго»):

— Это угроза национальной безопасности. Если Украина прекращает производить качественный контент, который активизирует критическое мышление и актуализирует вопрос идентичности, то 47-миллионная страна остается рынком сбыта иностранного контента. Мы просто сдаем наш рынок, возвращаем его к состоянию до 2014 года. Кроме режиссуры, я также занимаюсь дистрибуцией и как дистрибьютор могу заверить, что никаких проблем с запросом на украинское кино нет. Просто его раньше не распространяли, а теперь люди его охотно смотрят и даже платят деньги.

Марыся НИКИТЮК, кинорежиссер, участница программы «Панорама» Берлинского кинофестиваля ( «Когда падают деревья»):

— Украинская киноиндустрия отвоевала право голоса на больших международных фестивалях и рынках. О нас сейчас говорят не только в связи с войной. Работы Мирослава СЛАБОШПИЦКОГО, Валентина ВАСЯНОВИЧА, Наримана АЛИЕВА, множество дебютов последних лет появились благодаря финансированию кино государством. Каждый из нас может рассказать о том, насколько важна культура. Это очень опасно — уничтожать одним махом все культурные отрасли, в то время как мир, напротив, их поддерживает как наименее защищенные. Люди сидят дома, на карантине, и потребляют культурный контент — литературу, музыку, кино. Если мы уничтожаем свое кино, люди все равно будут потреблять, но уже продукт другого государства. Иногда создается впечатления, что ведут именно к уничтожению нашей культурной отрасли, вместо которой появится чужая культурная парадигма. Мне это кажется очень страшным, на этом может закончится наша Независимость.

Марина КУДЕРЧУК, действующая глава Госкино:

— Рассматривалось несколько вариантов. Мы пытались сохранить хотя бы половину бюджета, запланированного на этот год, но перераспределение будет осуществляться все же Верховной Радой. Мы со своей стороны программу расписали и предоставили в Министерство финансов, в Кабмин,  Министерство культуры с просьбой оставить хотя бы 400 миллионов. У нас на сегодня обязательство по прошлым годам где-то до 300 миллионов. И мы понимаем, что нам нужно выходить на новые питчинги, мы не можем не проводить конкурс в этом году, поскольку провал будет в съемках без новых проектов. Мы вышли с таким посылом, что можем где-то немного сократить расходы на массовые мероприятия, потому что мы понимаем, что часть их не состоится. Даже если карантин завершится в мае, в начале лета — на подготовку необходимо некоторое время. Поэтому мы предложили сократить расходы на массовые мероприятия, но не полностью, и уменьшить международную деятельность.  С этими предложениями ходили по всем властным кабинетам. Как будет принят бюджет и как на наши предложения отреагирует Верховная Рада — увидим. Надеюсь, это станет понятно на следующей  неделе.

Многие обращались к нам с просьбой о замораживании съемок, поскольку планировали их на весну-лето, и в таких условиях не могут продолжить. Думаю, что если часть проектов будет приостановлена до следующего года, то какие-то средства из тех 300 млн высвободятся, и их можно будет пустить на следующие конкурсы. В настоящее время на 13 питчинг подано 67 заявок, но мы продлили сроки сдачи документов еще на 2 недели. На то время мы уже будем понимать, сколько средств выделено на данный конкурс, Совет по государственной поддержке кинематографии выберет экспертов, и мы передадим на ознакомление экспертам эти проекты. Надеюсь, карантин тогда закончится, и питчинг будет проведен, возможно, в онлайн-режиме.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать