Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны. Невозможно достичь какой-то из них, пренебрегая другими.
Андрей Сахаров, физик, правозащитник, диссидент, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии мира

Виктория ЛУКЬЯНЕЦ: «Ты можешь быть звездой лишь тогда, когда ты свободна»

Впервые оперная певица представила программу из произведений только украинской музыки!
10 ноября, 2011 - 22:08
НАРОДНИЙ СПІВ ЗАКЛАДЕНО В НАС НА ГЕННОМУ РІВНІ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

В Национальной филармонии, в рамках цикла «Вечера украинской музыки. Наследие и современность», выступили Национальный академический оркестр народных инструментов Украины (дирижер Виктор Гуцал) и знаменитая певица, киевлянка, которая уже почти восемнадцать лет живет в Вене, звезда европейской сцены Виктория Лукьянец. График гастролей у оперной примы очень напряженный, но Виктория Ивановна использует любую возможность, чтобы хоть на несколько дней приехать на Родину, где живут ее мама, родственники и огромная армия поклонников. Программу, с которой на прошлой неделе выступила Лукьянец, можно назвать ее сольным концертом. Было исполнено девять произведений, от народных песен до романсов и вокализов; прозвучали композиции Людкевича, Кос-Анатольского, Лысенко, Шамо, Скорика. За одну репетицию (!) подготовить столь насыщенную роскошную программу — по силам только мастерам такого уровня, как Виктория Ивановна и музыканты-виртуозы под руководством Виктора Емельяновича. Может быть, им помогают имена — ведь Victor по латыни означает «победитель». Все номера слушатели принимали очень тепло, было много поздравлений, аплодисментов, цветов. Кстати, среди гостей вечера был архиепископ Украинской греко-католической церкви Любомир (Гузар), который тоже является ценителем прекрасного голоса Лукьянец.

После концерта мы пообщались с певицей, которая уже в пять утра должна была лететь в Австрию, но нормально поговорить нам не удалось, потому что каждые пять минут заходила представительница администрации филармонии и напоминала: «Уже поздно, заканчивайте. Мне нужно закрыть гримерку!» — хотя еще не было и десяти вечера. Затем она демонстративно открыла дверь и категорически заявила: «Выходите!» Такого хамства и неуважения к нашей выдающейся современнице я и представить себе не могла. Почему-то вспомнилось, как еще в 1996 году в Киеве после концерта, посвященного открытию Дворца «Украина» после реконструкции, я брала интервью у Русланы Лыжичко. Она только-только вернулась из Беларуси, где завоевала Гран-при на Международном конкурсе эстрадных исполнителей «Славянский базар» в Витебске. Тогда нас тоже буквально выгнали из гримерки. Мы посмеялись, и я сказала, что вскоре у Русланы будут брать автографы, а дежурной еще станет стыдно, что не распознала будущую поп-звезду. Разговор пришлось продолжать на улице. Шел дождь, зонтика у нас не было, и мы спрятались под лестницей Дворца, чтобы все же продолжить беседу (между прочим, это было первое большое интервью молодой певицы для всеукраинской прессы). Потом, встречаясь на концертах и фестивалях, мы с улыбкой вспоминали тот инцидент. Но так пренебрежительно относиться к звезде оперной сцены! И где — в филармонии, в храме высокой музыки... Меня это просто шокировало. Лукьянец очень расстроилась и стала передо мной извиняться (а представительница администрации филармонии все гремела ключами и повторяла: «Быстрее! Уходите!»). Мы договорились с Викторией Ивановной, что в следующий раз встретимся на «нейтральной территории», когда она приедет в Киев, а прекрасный букет роз, который подарила мне певица, напоминает о той экстрим-встрече...

— Виктория Ивановна, накануне концерта Виктор Емельянович рассказал «Дню», что идея совместно подготовить украинскую программу родилась в Одессе. У вас большой репертуар, и в каждом концерте вы исполняете произведения украинских композиторов. Неужели сегодня действительно состоялся первый вечер, где прозвучала исключительно украинская классика и произведения наших современников — украинских композиторов?

— Действительно, мы с Национальным оркестром народных инструментов выступали в Одессе, на праздновании Дня Независимости. Тогда вместе с музыкантами исполнили четыре произведения. Это было настолько гармонично, что возникла идея еще раз выступить вместе. Виктор Гуцал сказал, что их коллектив будет осенью выступать в Национальной филармонии, и спросил, смогу ли я приехать в Киев. Я согласилась. Все организационные вопросы Виктор Емельянович взял на себя. Я только попросила составить такую программу, с какой в настоящее время никто из моих коллег не выступает. Предложила поднять архивы и посмотреть, что исполняли Диана Петриненко, Елизавета Чавдар, Евгения Мирошниченко. Гуцал внимательно посмотрел свои записи. Переговоры мы вели по телефону и Интернету. Мне давно хотелось спеть «Полтавскую польку», но все время что-то мешало. На этом вечере я впервые исполнила песню «Осіннє золото» Шамо. По-видимому, время пришло... Мы достаточно быстро согласовали репертуар и, судя по реакции публики, оказались правы: программа понравилась. У меня никогда не было большой сольной украинской программы, но почти в каждом концерте два-три произведения — народные песни, романсы или арии из украинского репертуара — я исполняла на бис. А вот чтобы вся программа была украинской — такого еще не было! Хотя я уже 23 года выступаю на сцене...

— Вы участвовали в благотворительных концертах, когда собирали средства на строительство собора Воскресения Христова в Киеве. Вам предложил принять участие в той акции Блаженнейший Любомир?

— На концерте был режиссер Сергей Архипчук — это он позвонил и предложил принять участие в той акции. Это было весной 2008 года. Тогда мы впервые встретились с Любомиром (в то время он был главой Украинской греко-католической церкви). Я сразу согласилась. Хоть я не греко-католичка, а православная, но строительство храма — дело Божье. Концерты проходили во Львове, Ивано-Франковске, Тернополе, Киеве. На киевском концерте мой отец в последний раз слышал, как я пою...

— Оперное и народное пение — это совсем разные вокальные манеры. Трудно переключаться?

— Нужно серьезно готовиться к выступлению, чтобы не потерять свою манеру, но вместе с тем петь не так академично, как в опере. Я сделала свою вокальную аранжировку, потому что петь, как, например, Раиса Кириченко, или так, как потрясающе исполняет народные песни Нина Матвиенко, не смогу. Я пыталась сочетать классику и народную песню. Нужно было найти что-то свое (народное пение заложено в нас на генном уровне).

— В настоящее время вы совмещаете выступления с педагогической деятельностью в Венской консерватории. Сколько у вас учеников и используете ли на своих занятиях то, чему вас учили ваши педагоги — Иван Паливода и Елизавета Чавдар?

— У меня были прекрасные учителя — Иван Игнатьевич и Елизавета Ивановна. Они дали хорошую базу, и я всегда вспоминаю о них с большой теплотой. На занятиях рассказываю об уроках, которые получила от них, и подсказываю, как лучше подготовить арию, как рассчитать свои силы, чтобы красиво звучал голос. Что-то предлагаю из своего опыта. Сейчас у меня учится интернациональная компания — люди 15 национальностей: японцы, корейцы, китайцы, австрийцы, немцы, казахи, россияне, украинцы. Находим мы друг друга по-разному. В настоящий момент у меня в группе занимается одна японочка. Ее папа — известный художник, он слышал когда я выступала с гастролями в Японии. Затем по YouTube послушал, как я исполняю арию Царицы Ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта и Джильду из «Риголетто» Верди, и сказал: «Едь учиться петь к Лукьянец». Девушка нашла мою официальную страницу в Интернете и прислала мне по e-mail письмо. Я ответила, и когда мы встретились в Вене, она рассказала, что писала многим профессорам, но никто не отозвался...

Когда мне нужно ехать на гастроли, а уроки нельзя перенести на другое время, то помогает мой муж (Юрий Михайлович Кокозей, певец, работал в капелле бандуристов Украины, преподавал в Киевской консерватории, в настоящее время педагог вокала в Вене. — Т. П.). Он подстраховывает и проводит занятия, чтобы закрепить тот материал, который мы уже прошли.

— Ваша дочь увлекается роком, но для нее пение — это хобби, потому что учится на философа.

— Дария не только поет рок, но и пишет песни, у нее своя рок-группа. Но это, так сказать, занятие для души. Сейчас она пишет работу по Платону, на магистратуру: она учится на философском факультете Венского университета. Хотя у нее хороший голос. Мы делаем с ней классические упражнения, но потом она поет рок... Знаете, заниматься академическим вокалом трудно. Есть огромный риск избрать стезю певицы.

— А вот племянница Соломия (в этом году получила звание «Гордість країни» в номинации «Рідкісний талант»), похоже, пойдет вашей тропой оперной певицы?

— В настоящее время она учится вокалу в пятом классе Киевской школы им. Лысенко, играет на фортепиано. У нее неплохо получается. Начала брать уроки игры на флейте, а это очень хорошо, чтобы разрабатывать дыхание. Пусть еще поучится несколько лет, пройдет мутация голоса, а затем я заберу ее к себе в Вену и помогу. Потому что хорошо помню, как нелегко было мне делать самостоятельные шаги за рубежом.

— Вы уехали из Украины уже лет восемнадцать лет назад?

— Семнадцать, а восемнадцать будет 30 декабря. Девяностые годы были ужасные! В Киеве не было работы — одно представление в три месяца. Я плакала от безысходности, и тогда муж сказал, что если за месяц ничего не изменится к лучшему, то мы поедем искать лучшей доли. И тут помог случай. Я успешно дебютировала в Мариинском, затем в Большом театре. В Москве меня услышал импресарио из Вены, попросил прислать записи. Мой муж сам делал видеосъемку исполнения партий Марии Стюарт и Царицы Ночи... Ту пленку импресарио показал дирекции Венского оперного театра, и меня пригласили в Австрию на прослушивание. Мы подписали контракт на шесть месяцев... Моя семья, муж и дочка, рискнули и, по сути, поехали в неизвестность. Сначала снимали квартиру. Крутились, как могли. Несколько лет я была солисткой Венской оперы. Дирекции это было очень выгодно — своя певица всегда рядом. У меня сложилась ситуация наподобие той, что была в Национальной опере Украины, когда администрация видела во мне молодую певицу, подающую надежды, но не больше. Я рисковала, но время показало, что поступила правильно. Считаю, что каждому артисту нужно испытать себя в другой сценической школе. Я обратилась к зарубежным импресарио, которые предложили интересные контракты по всему миру. Обо мне стала писать иностранная пресса, и, по-видимому, это послужило толчком, чтобы руководство Венской оперы предложило мне новый, более высокий статус — гостья на конкретные постановки. На Западе существует закон: ты можешь быть звездой только тогда, когда ты свободна! За рубежом, наверное, даже больше, чем у нас, существуют связи, кланы, зависимость от общественной иерархии. Очень важно, из какой ты страны. Итальянцам легче, потому что их страну знают как страну оперы и бельканто. А здесь какая-то украинка откуда-то взялась — ну что она может спеть? Людмилу в «Руслане и Людмиле», но «Травиату» — нет, это нонсенс! Но мне удалось доказать и критике, и публике, что украинка поет не хуже итальянок.

— Как вам живется в Вене?

— Я люблю этот город. Он напоминает мне Киев. Компактный, камерный и в сердце Европы. Там я чувствую себя дома.

— Вы ежегодно приезжаете на Родину и видите, как изменяется наша жизнь. Что бросается в глаза в первую очередь?

— Вижу чудесный город, красивых людей, очень хорошо одетых. В магазинах полно всего! Кухня — самая вкусная в мире! А что касается политики, то я не имею права критиковать, потому что приезжаю на день-два, а этого недостаточно, чтобы анализировать события и нынешнюю ситуацию. Скажу одно: хочу, чтобы наша Украина была сильным государством, которое уважают в мире! Политика меняется ежедневно, а музыка — это вечная величина!

— Возможно, вы еще не знаете о том, что Евросоюз дал грант Национальной опере Украины — почти 700 тыс. евро, — чтобы осуществить в 2012—2013 годах четыре постановки мировой классики. Дирекция театра уже решила, какие три оперы поставить. Это «Волшебная флейта», «Отелло» и «Самсон и Далила». Моцартовская «Волшебная флейта» — это же ваш репертуар! Когда мы вас услышим на родной киевской оперной сцене?

— Потрясающая новость! Давайте мечтать... Думаю, что скоро приеду в Киев, потому что Виктор Гуцал предложил записать вместе диск с украинской программой, а я предлагаю его еще дополнить другими произведениями. Теперь нужно воплотить эти планы в жизнь. А там, может быть, придумаем еще что-нибудь...

СПРАВКА «Дня»

Виктория Лукьянец — украинская оперная певица (сопрано). Родилась в Киеве. Училась в Киевском музыкальном училище, класс Ивана Паливоды, затем в Киевской консерватории им. П. Чайковского, класс Елизаветы Чавдар. Была солисткой Национальной оперы Украины. Лауреат многих конкурсов, в том числе конкурса им. Марии Каллас (1991, Гран-при). Ныне живет в Вене. Выступает на сцене оперных театров Европы, США, Японии. В ее активе — десятки выступлений на престижных мировых сценах, в частности в Метрополитен-опера и Ла Скала. На одной сцене с украинской примадонной пели: Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Ее бельканто сравнивают с голосами выдающихся певиц прошлого столетия Амелиты Галли-Курчи и Аделины Патти. Знаменитый режиссер Франко Дзефирелли назвал Викторию Лукьянец в числе «трех славных Травиат» — вместе с Марией Каллас и Терезой Стратас. В настоящее время в репертуаре певицы свыше 50 ведущих партий, которые она исполняет на семи языках.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments