Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вся правда про «Смерічку» — «карпатский The Beatles»

9 апреля новатор-музыкант, педагог и композитор Левко Дуткивский будет праздновать 70-летний юбилей
03 апреля, 15:47
ДВА МАЭСТРО: ЛЕВКО ДУТКИВСКИЙ И ВЛАДИМИР ИВАСЮК / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ЛЕВКА ДУТКИВСКОГО

На всесоюзном радио- и в телеэфире звучала украинская песня в исполнении «Смерічки» (тогда еще самодеятельного коллектива районного Дома культуры) — это было время когда в Великобритании (г. Ливерпуль) родился The Beatles, а в прикарпатском городке Вижница — «Смерічка». Основанная Левком Дуткивским в далеком 1966-ом, группа стала одним из первых вокально-инструментальных ансамблей бывшего СССР, который впервые использовал электроинструменты и соединил элементы поп-рок-музыки и джаза с украинским фольклором, тем самым положив начало «новой музыкальной волне», которая в дальнейшем послужила примером для музыкантов, композиторов, музыкальных ансамблей. К Новогоднему празднику в декабре

1966 г. Л. Дуткивский написал свою первую песню «Сніжинки падають», которая и определила дальнейшую судьбу биг-бит группы, а первым солистом стал Алексей Гончарук. В апреле 1970-го ансамбль получил «Золотую медаль» на Республиканском фестивале-конкурсе самодеятельного искусства. Московская фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку-миньон «Смерічки». В 1972 году в Москве группа победила в телеконкурсе «Алло, мы ищем таланты» на песню Л. Дуткивского «Горянка». Ансамбль принимал участие в «Песне-71» с «Червоной рутой» и в «Песне-72» с «Водограєм» Владимира Ивасюка...

—  В настоящее время в Интернете можно прочитать разную информацию об ансамбле «Смерічка». Есть много фантазий. Даже в солидных публикациях случаются перекручивания фактов. А мне хотелось, чтобы о ВИА «Смерічка» — «украинских битлз», как нашу группу называла критика, знали правду, — говорит Левко ДУТКИВСКИЙ. — Когда мы начали выступать в советском музыкальном пространстве, существовали разнообразные джазовые квинтеты, трио, биг-бэнды, действовали академические эстрадные коллективы, вокальные женские ансамбли, которые исполняли песни в стиле городского романса. А на Западе использование электроинструментов, микрофонно-усилительной аппаратуры обусловило изменения в стилях музыкальных направлений, мелодике, ритмике, гармонии, даже манере исполнения и количественном составе участников групп. Возник новый музыкальный стиль биг-бит («бит» с английского — удар). Мы же жили за железным занавесом, лишь иногда ловили фрагменты музыки из транзисторных радиоприемников, настроенных на короткую волну.

—  Левко Тарасович, имея не так уж и много информации из-за границы и опыта, как вам удалось создать рок-группу, которая стала легендой?

— Мне нравилось музыка «Битлз» и «Роллинг Стоунз». И в 1966 году я создавал «Смерічку» в качестве группы, которая играла бы в стиле биг-бит. Такой стиль был действительно новым для нас, хотя в мире уже достаточно популярным.Теперь, просматривая фильмы об истории и развитии мировой рок-музыки, вижу аналогию тогдашней «Смерічки», мы даже кое в чем были лучше. По совету руководителя ансамбля «Песняры» В. Мулявина 1 апреля 1973 года я решил перейти с ансамблем на профессиональную сцену. Мы жили музыкой, пением. Репетиции — до 3-х, 4-х утра.

—  Известно, что «Смерічка» имела большое влияние на Владимира Ивасюка и увлекла его настолько, что он пересмотрел свое творческое кредо и вскоре вписался в «смерічкове» музыкальное направление, пополняя репертуар Вашего коллектива своими песнями. Московскому журналу «Кругозор» (1977 г.) Ивасюк рассказывал: «Своеобразный стиль исполнения и трактовки фольклора пленили меня, еще когда я впервые услышал ансамбль на сцене. В «Смерічку» я принес свои первые песни...» Этими песнями были: «Мила моя», «Відлуння твоїх кроків», «Червона рута», «Водограй» и другие.

—  Володя был талантливым музыкантом, певцом, композитором и поэтом, а еще хорошим и искренним, лишенным зависти человеком, верным другом. Он с уважением прислушивался и к моим советам, показывая свои песни.

—  У группы была безумная популярность... Как ее прошла «Смерічка»?

—  Национальный колорит ансамбля, его украинский дух пугали идеологов тех лет. И они искали подходящего случая, чтобы расправиться... Иногда это делалось через СМИ. В газетах или журналах готовились публикации, в которых музыкантам и певцам группы приписывалось отсутствие профессионализма, цеплялся ярлык «аматорства». Но, к счастью, в Украине находились люди, которые знали настоящую цену «Смерічки» и поддерживали нас.

Я вспоминаю статью известного певца и композитора Сергея Козака, в которой он назвал наш ансамбль «духовным приобретением украинского народа, представителем и носителем его музыкальной культуры», развенчал нелепые попытки недоброжелателей. Хорошо отзывался о ВИА «Смерічка» и известный русский поэт, редактор журнала «Юность», поклонник творчества Владимира Ивасюка Сергей Дементьев.

Когда перед ансамблем открылись гастрольные пути, никто уже откровенно не вмешивался в репертуарную политику. (Участники ансамбля мудро воспользовались этим благоприятным моментом и подарили миру яркие образцы национальной эстрады. Это был ренессанс украинской песни, апогей «Смерічки» Левка Дуткивского, творческий всплеск юного Назария Яремчука. — М. В.).

— Вы всегда оставались в тени славы...

—  Награды и регалии меня никогда не интересовали. Звание заслуженного артиста я получил позже от своих учеников — Василия Зинкевича и Назария Яремчука. И «народным» стал намного позже, чем они. А то, что я был всегда «в тени», воспринимаю по-философски. Я искренне радовался успехам своих друзей. Самым большим наслаждением для меня было — наблюдать, как поставленную мной музыкально и режиссерски концертную программу «Смерічки» восторженно, со слезами на глазах, воспринимали зрители...

—  Но со временем ваши дороги с Зинкевичем и Яремчуком разошлись.

—  Благодаря «друзьям» наши дороги разошлись. В 1982-м я покинул свой коллектив навсегда. «Смерічкой», вступив в ряды КПСС, начал руководить Назарий Яремчук. Если бы нас не разбили в одиночку: меня, Назария, Василия — мы бы сделали намного больше! Василий с Назарием в дуэте были незаменимы, друг друга дополняли! Знаете, после гибели Ивасюка Яремчук был среди четырех товарищей, которые (несмотря на запрет власти) поехали на похороны во Львов. Тогда это могло стоить всего: карьеры, покоя, даже репутации. Траурная колонна начиналась с большого венка из белых цветов, который нес Назарий вместе со мной. Владимир был нашим другом, и мы должны были провести его в последний путь, а последствия нас в тот страшный час не интересовали.

— «Смерічанський» период закончился, и чем вы стали заниматься?

— Провожу лектории и концерты, на которых популяризирую творчество Владимира Ивасюка, Михаила Ткача, Степана Сабадаша, Василия Михайлюка и других выдающихся людей Буковины. Ко мне обращаются за советами молодые исполнители. Пытаюсь их консультировать.

Сегодня Левко Дуткивский — лауреат Всеукраинских фестивалей как композитор (1988, 1997—1998, 2001), победитель фестиваля «Шлягеры ХХ века» за народное признание песни «Якщо любиш — кохай» на стихи Михаила Ткача (2000) в Киеве, обладатель Гран-при за стихотворения и музыку хвалебной рок-кантаты «Дева Мария» (1997). Как основатель ВИА «Смерічка» за установление рекорда Украины в номинации за две победы подряд на Всесоюзном конкурсе «Песня года» («Червона рута», 1971 и «Водограй», 1972) Левко Дуткивский получил диплом Национального проекта «Книга рекордов Украины».

Как режиссер и сценарист учредил и провел Всеукраинский фестиваль эстрадной песни имени Назария Яремчука в Вижнице (1996). Принимал участие в подготовке ряда мероприятий по случаю 60-летия со дня рождения Назария Яремчука в Черновцах (2011).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать