Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Жизнеутверждающий музыкальный эликсир

В Национальной опере Украины прозвучала Восьмая симфония Густава Малера
08 июня, 00:00
МУЗЫКАНТЫ, ХОРИСТЫ И СОЛИСТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ НИКОЛАЯ ДЯДЮРЫ ПРЕЗЕНТОВАЛИ КИЕВЛЯНАМ ЭПОХАЛЬНУЮ ВОСЬМУЮ СИМФОНИЮ ГУСТАВА МАЛЕРА / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

В этом гранд-концерте выступили ведущие коллективы нашей страны: Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины, капелла «Думка», Хор им. П. Майбороды и Большой детский хор Национальной радиовещательной компании Украины, камерный хор «Хрещатик». Именно благодаря им публика услышала гениальное произведение великого австрийского композитора рубежа ХIХ-ХХ веков Густава Малера (1860—1911), которое сегодня в Украине очень редко исполняется.

Густав Малер был личностью очень разносторонней. Он проявил себя в стольких ипостасях и каждая из них налагала свой отпечаток на главное дело его жизни — написание музыки. С раннего детства Густав — исполнитель-виртуоз, уже в юности выступил как педагог, а с 20 лет как дирижер и капельмейстер. В 22 года Малер в Гамбурге руководил первой немецкой постановкой «Евгения Онегина». Чайковский, присутствовавший на репетициях и премьере, написал: «Здешний дирижер — не какая-то посредственность, а истинный всесторонний гений, который вкладывает жизнь в дирижирование спектаклем». Десять лет Малер работал дирижером и директором Императорского оперного театра в Вене, и это время музыкальными критиками признано «блестящей эрой Венской оперы». В последние годы своей жизни маэстро посвятил «Метрополитен Опера» и нью-йоркскому филармоническому оркестру.

Жизнь Малера можно назвать захватывающим романом. Как всякий творческий человек он часто увлекался в поисках музы и вдохновения. Поэтому его судьба изобиловала любовными приключениями, а каждая из влюбленностей рождала новое произведение. Но маэстро никогда бы не согласился с тем, что только любовь составляли смысл его произведений... В Лейпциге из пламенной страсти к госпоже фон Вебер родилась Первая симфония. Впрочем сам Малер указывал на то, что «симфония не ограничивается любовной историей, эта история лежит в ее основе, и в духовной жизни автора она предшествовала созданию этого произведения. Однако это внешнее событие послужило толчком к созданию симфонии, но не составляет ее содержания». Наиболее основательно эта идея была воплощена композитором при создании Восьмой симфонии. При написании ее Малер обратился к «Фаусту» Гете, к заключительной части поэмы. Гетевскую вечную женственность, символ бесконечной цели, к которой направлено действенное, мужское начало всех проявлений жизни, Густав Малер воспринял как философское выражение прекрасного и доказал правомочность именно такого толкования: «Эрос — как творец мира». Мира, который не ограничивается физиологическими проявлениями, а является средоточием достижения гармонии. Любовь физическая для него как творца — не самоцель, а толчок к созданию все более совершенных произведений искусства, т. е. к духовному зачатию...

Любовь к жене Альме Марии Шиндлер вдохновила маэстро к написанию наиболее значительных малеровских произведений, и в их числе самого грандиозного симфонического полотна — Восьмой симфонии, так называемой «симфонии тысячи исполнителей»! Хотя на самом деле в концерте в Национальной опере было занято около 350 исполнителей. В Киеве, к сожалению, нет огромной концертной площадки, где бы на сцене могли поместиться тысячи исполнителей. Тем не менее, в академических стенах Оперы симфония прозвучала весьма убедительно: расширенный состав оркестра (с усиленной духовой группой), три хора, поставленные высоким каскадом в глубине сцены, и прекрасные солисты на авансцене прочувствованно донесли публике озвученное однажды композитором в письме к другу восприятие этого своего муздетища: «Представьте себе, что вселенная начала звучать и играть. Это уже не человеческие голоса, а солнца и планеты, движущиеся по своим орбитам», — написал композитор.

Фанатичная любовь к опере, к совершеннейшему из музыкальных инструментов — человеческому голосу подтолкнули Малера к тому, чтобы в своем коронном жанре (в симфонии) использовать для изложения и развития главных мыслей вокал и слово. Восьмая симфония — это грандиозная по силе звучания и смыслового наполнения симфония-кантата, что и ставит ее в разряд выдающихся произведений всех времен.

Для исполнения этой симфонии в Киеве главный дирижер Филармонического оркестра Николай Дядюра пригласил молодых, но очень талантливых солистов. Тембрально богатый, драматически окрашенный лирический тенор Дмитрия Попова, густой баритон одессита Станислава Трифонова, красочный бас Сергея Магеры, густое и яркое меццо-сопрано Наталии Кислой и Аллы Позняк, соперничавшие по красоте и мощи сопрано Аллы Родиной и Оксаны Крамаревой были хороши как в ансамблевом, так и в сольном звучании. Дополнительный пространственный эффект придал льющийся сверху, из ложи первого яруса, нежно-серебристый голос Наталии Николаишин, исполнявшей небольшую партию Богоматери. В самой сложной и мощной драматической сопрановой партии блестяще выступила Оксана Крамарева. Без надрыва ее голос перекрывал на фортиссимо общее звучание оркестра и хористов. В течение полутора часов огромный исполнительский состав под руководством Николая Дядюры жил как единый организм, донося публике величие и красоту музыки самой жизнеутверждающей симфонии Малера.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать