А самое большое наказание - это быть под властью худшего человека, чем ты, когда ты сам не согласился руководить.
Платон, древнегреческий философ, епиграматист, поэт, один из родоначальников европейской философии

Знакомая история... предвыборная

Первой премьерой нового сезона в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки стал спектакль «Требуется лжец!»
29 октября, 2014 - 10:49
Знакомая история... предвыборная
ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

Он поставлен по пьесе греческого драматурга Димитриса Псафаса (руководитель  Михаил Резникович). Это уже второе обращение Театра русской драмы к этому материалу. Но в первом, в 1963 г., написанная в 1953-м остросоциальная  «комедия положений» не вызывала у зрителей особенных эмоций, так как тема на то время была совсем неактуальна. Совсем другое дело — сегодняшний Киев. И хотя автор греческий, герои тоже оттуда, и, как неоднократно напоминается в пьесе, «эта история случилась давно, в другое время и в другой стране», но почему-то именно нам до боли она знакома! Да потому, что главная ее героиня — ложь, пронизавшая все сферы жизни. Более того, пьеса, а за ней и спектакль, подчас в фарсовой форме показывает две стороны этой «валюты»: сначала врем, а потом за это платим.

В начале спектакля — идиллия, празднование «молодой командой» победы шефа — Теофилоса Ферекиса (Виктор Алдошин), избранного на выборах депутатом парламента. Наконец-то можно отдохнуть на вершине Олимпа! Но очень скоро наступает момент, когда «надо отвечать за предвыборный «базар». А отвечать нечем, потому что обещанное невыполнимо. И в воздухе зависает мысль о новой спасительной технологии — найти помощника, который бы смикшировал предвыборную ложь депутата. Тут же мысль материализуется в подобного профессионала. Как говорится в спектакле — «он сам себя назначил». «Ну и ловкач!» — сразу же оценили Тудороса Параласа (Максим Никитин), предложившего свои услуги. Он гордится таким умением и на протяжении всего спектакля излагает целую философию лжи: «лжец — это профессия для особых поручений», «я, Тудорос, лжец с талантом, верю в то, что я вру».  Он уверен, что на выборах можно обещать до абсурдности: «слепые прозреют, глухие услышат, старые омолодятся и будут жить вечно»... Но самое удивительное, что верят! А сам Тудорос считает, что этим «он дает людям надежду», и «долг народа — рукоплескать и голосовать!» А научился он этой профессии на многих поприщах, в том числе работая журналистом, где нужно квалифицировано врать (автор пьесы Димитрис Псафас начинал  как журналист-фельетонист, оттуда и острота тем его пьес).

Роль классического плута и прохвоста, веселого и находчивого, попадающего в каверзные ситуации и с ловкостью выходящего из них (Труффальдино, Фигаро, Фадинар, Хлестаков), считается бенефисной. Для актера Максима Никитина она стала презентационной, ведь ранее у него не было подобной весомо заметной работы. Конечно, в его герое предполагаются яркие краски, без особых полутонов, но он обаятелен и убедителен. Актер не пережал, не перекричал, недопрыгнул и... победил.

Спектакль подсказывает нам и то, что ложь заразительна, как вирус. Секретарша депутата Пипица (Елена Тополь), клявшаяся поначалу, что никогда не сможет обманывать, научилась этому очень быстро. А для самого депутата Тудорос стал просто незаменим. Как бы в оппозиции к «специальному помощнику» лишь жена депутата — Дженни (Наталья Доля). Она решила разоблачить вруна его же оружием — ложью. Наталья Доля, переигравшая в театре много разных героинь, в этой роли добавила едкую ироничность.

И вот начинается поединок, в результате которого Тудорос сам себя перехитрил, а  правда стала неправдой! Даже пойманный на месте преступления, он врет и изворачивается. Дабы выйти из достаточно щекотливой ситуации, надо сказать... правду. Но для кого-то она снова-таки ложь, и круг замкнулся...

Режиссер Олег Никитин, затеяв комедию-фарс, не дает зрителю передохнуть, вертя героями в круговороте суеты и хаоса, порожденном ложью. Ведь если остановиться, то будет возможность и разобраться, кто есть кто.

Достаточно органично  воспринимается в спектакле  использование музыкальных номеров из репертуара Андрея Миронова, которые точно характеризуют Тудороса, родственного его веселым героям — пройдохам. Сценография  (Елена  Корчина) необычайно лаконична и при этом точна. Преобладает графический стиль с намеками на греческую культуру с «говорящими» рисунками а-ля античный мир (в этом не только указание на место действия пьесы, но и на древность проблемы). На них в начале этой истории греки-олимпийцы бегут в одну сторону, во второй — в противоположную. А знаменитый афинский Акрополь, изображенный на заднем фоне сцены, на протяжении спектакля разрушается прямо на наших глазах...

По большому счету «Требуется лжец!» — своеобразный спектакль-моралите — вышел очень вовремя (накануне парламентских выборов), а если учесть, что выборный процесс в нашей стране уже стал хроническим, то этому спектаклю, даже без учета его профессиональных положительных качеств, уготована длинная жизнь...

Галина ЦЫМБАЛ
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments