Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Успешность – это твоя интеграция в «сегодня»

Галина БАБИЙ — о борьбе с врагом путем поддержки качественного «своего»
19 июля, 12:25

«День» всегда отслеживает деятельность тех людей в разных сферах, кто делает что-то неординарное и качественное. С участниками ЛШЖ «Дня» встретилась ведущая программ «Сьогодні. Вдень» и «Тільки Пісня» на Первом канале Украинского радио, программы «РадіоДень», которая транслируется одновременно на радио и Общественном телевидении, а также программы «Династії» на радио «Промінь», Галина Бабий, которая делает культуру участником полноценного национального диалога. И наш разговор был о культурной планке.

«ЭТО УСПЕХ ВСЕХ РАДИЙЩИКОВ»

Елизавета ВОРОБЬЕВА, выпускница 9 класса Киевской специализированной школы № 118 «Всесвіт»:

— Вы уже два года ведете прямоэфирную программу, которая одновременно транслируется по телевидению и на радио. В апреле появилась информация, что такая программа распространится на Житомирский, Запорожский, Кропивницкий, Черновицкий, Волынский и Херсонский филиалы Национальной общественной телерадиокомпании Украины. То есть ваш опыт оказался настолько успешным, что его решили расширить на региональных вещателях? Можете ли назвать плюсы и минусы такой экспериментальной программы, учитывая ваш опыт?

— Я не задумывалась над тем, как взаимодействуют наши программы в Киеве с программами в наших филиалах. Я даже рейтинги многих программ не знаю, но точно знаю, что «РадіоДень» имеет очень хорошие показатели. Мы сами не были готовы работать в таком формате, но впоследствии оказалось, что идея была хорошей. В настоящий момент уже много программ транслируется и на радио, и на телевидении, но мы были первыми. Я не считаю, что это успех мой, или моего коллеги Романа Коляды, это успех всех радио и радийщиков. Успех тех, кто всегда оперируют словом, смыслом, а не визуальными элементами. Если человеку есть о чем сказать, то это воспримется не только через радио, но и через телеканал.

«НУЖНО БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ СВОИМ, ТОГДА ЧУЖОЙ НЕ БУДЕТ ЛЕЗТЬ»

Александр ШАРИПОВ, Запорожский национальный университет:

— «Культура должна быть обязательной константой любой нации, любого государства», — сказали вы в 2017 году «Дню». Украинская культура страдала от нашествия российской в течение очень длительного времени. Как вы чувствуете, есть ли это понимание у нашей новой власти? Да и у самих украинских граждан? Так как и в настоящий момент многие украинцы слушают российскую музыку, к нам приезжают до сих пор российские музыканты.

— ... Многие российские исполнители в свое время «оккупировали» сцену Дворца «Украина». Но обязана ли я идти на их концерты? Или какой-то другой человек обязан отдавать деньги за билет российскому исполнителю? Не обязан! Следовательно, в какой-то степени мы ответственны за то, поедут они к нам или нет. Будут ли они указывать, что наша культура «дерьмо», а они «луч света». Способны ли мы анализировать, что наши артисты ничем не хуже их? Что мы для них являемся источником идей и источником финансов? Даже если вы не знаете, что существует Украинское радио, как гражданин, вы не должны слушать российское радио. Потому что гражданин всегда поинтересуется, что есть «свое», а потом задумается над тем, хуже ли «свое» чем «чужое». Все зависит от нас с вами! Допустим мы российский шоубиз и тех исполнителей, которые поддерживают позицию агрессора к нам, — грош нам цена. А не допустить их легко — не купить билет. Голосовать или выбирать можно кошельком.

Если составляющая государства — культура, то наша задача — подумать, как мы эту культуру будем уважать или критиковать? Как правило, мы начинаем ценить, когда теряем. Даем посмертно почетные звания. Нужно больше интересоваться своим, тогда чужой не будет лезть. Может, я сейчас немного категорична, но это мой опыт. В моей жизни было три Майдана, я на Крещатике, 26 работаю, потому... все на моих глазах: баррикады, теплая одежда и булыжники с мостовой... Мне бы очень не хотелось, чтобы это все периодически повторялось.

А этого можно избежать, нужно критически мыслить, поддерживая свое. Маленькими шагами, но развивать свое государство. В том числе с такой очень важной фундаментальной составляющей, как культура. Не удивительно, что наибольшее сопротивление антиукраинских сил начинается тогда, когда мы говорим о языке как факторе идентичности, о вере как факторе духовности и об армии как факторе нашей обороноспособности. Культура — это то, на чем все эти три вещи «замешаны». Хотя, возможно, это не сразу и видно. Но если бы на Украинском радио ежедневно в шесть утра не звучал гимн Украины, если бы ежедневно в двенадцать ночи не звучало «Ще не вмерла України...», то кто знает, в 2014 году такая масса молодых людей, патриотов вышла бы на Майдан?.. Вот такой маленький факт!.. Потому что нигде больше он не звучал, кроме как на Украинском радио. А гимн — это и патриотизм, и вера, и культура...

«НЕ ПЕРЕСТАЮ УВЛЕКАТЬСЯ МНОГИМИ МОЛОДЫМИ СОВРЕМЕННЫМИ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ»

Василий СЕМЕНЧЕНКО, Нежинский государственный университет имени Николая Гоголя:

— «С 1992 года я работала на «Втором канале» (сегодня — радио «Промінь»). Это была прекрасная молодежная радиостанция со стопроцентным украинским продуктом. И мы были лучшими. Но тогда популярная музыка не шла за коммерческими интересами так сильно, как сегодня, и творческое начало в популярной музыке доминировало над массовостью» сказали вы на интервью с летней школой журналистики «Дня»-2016. Изменилась ли ситуация со времени этого разговора? И кого вы можете назвать из популярных исполнителей, у кого все-таки творческое начало доминирует?

— Я не перестаю увлекаться многими молодыми современными исполнителями. В 1992 году был такой культурный взрыв, образовалась УР-2. Это «Промінь», которому, представьте себе, 50 лет! И сейчас он предпринимает такие же шаги, как и в 1992-ом: он полностью обновился, туда пришел новый менеджмент, пришло много новых музыкантов в эфир, которые инициируют новые программы.

Мне очень нравится ONUKA. Я комментировала Евровиденье-2016, мы прослушали всех исполнителей. Конечно, португалец покорил меня с первой ноты, он же и выиграл. Но потом вышла в финале ONUKA. И все просто «угасли». Она сделала феноменальный номер, в котором было все: диджейский сет, современные звуки, оркестр народных инструментов, чистая украинская автентика, лазерное шоу. Она умеет делать так, чтобы подчеркнуть свою уникальность.

Также Александр Пономарев много лет является любимцем публики, имеет огромные гастрольные туры. Очень уважаю Марию Бурмаку, Катю Чили.

Из совсем молодых мне нравится Лауд. Я знаю этого мальчика с четырех лет. Он учился у моего мужа по классу «Классической гитары» в музыкальной школе имени Игоря Шамо. В настоящий момент он работает в несколько другой манере, чем начинал. Возможно, под воздействием его нового продюсера. Мне он нравится, возможно, потому что я всегда в музыке ищу зерно,  заложенное в звуке, форме, мелодии, и меньше обращаю внимание на внешнюю сторону.

Все имеет право на существование, но берем мы это в «свою коллекцию» или нет — другое дело.

Ольга ВАЛЬКЕВИЧ, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:

— Несколько лет тому назад на украинской сцене появилась YUKO, в этом году взорвался KHAYAT, и мы видим тенденцию к сочетанию украинских народных мотивов с элементами техно, хауса. Как вы относитесь к этому?

— 1989 год, концепция фестиваля «Червона Рута», именно это было заложено в ней: сочетание самых современных технологий с украинской природой. Над авторами тогда все смеялись. С ними спорили. Потом эта идея пройшла испытание временем, и теперь очень многие исполнители работают в таком ключе. Однако, не зная бекграунд вопроса, многим кажется, что это новая тенденция. Как и «новые лица» в украинской политике. Все просто забыли. Или не знали.

О. В.: — На мой взгляд, это показатель того, что украинская аудитория доросла до восприятия такой музыки.

— Правильно, это наша фишка, мы этим можем завоевать мир, потому что это интересно. А вот копировать кого-то, чьи-то достижения — не очень.

Мы все время говорим о популярной музыке, а классика вас не интересует?

— Интересует! (все хором)

— В августе уже в третий раз состоится замечательный фестиваль во Львове «LvivMozart», советую поехать, особенно тем, кого интересует Моцарт. Это прекрасная инициатива, поскольку один из сыновей Моцарта, Франц Ксавер, работал на Львовщине. Также во Львове происходит прекрасный оперный фестиваль, интересным является «KharkivMusicFest», чудесные фестивали в Одессе. В Киеве в сентябре начнется «Kyiv Music Fest», один из самых старых отечественных фестивалей современной музыки, где вы можете стать свидетелями премьер произведений современных композиторов.

«ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ЛЮДИ»

О. В.: — Во время встречи с прошлогодней Летней школой журналистики «Дня» вы поделились, что, как для музыковеда по образованию, журналистки, которая занималась преимущественно культурными темами, для вас стал вызовом переход в универсальную журналистику. Скажите, пожалуйста, есть ли у вас в настоящий момент какие-то любимые темы не из сферы культуры?

— По-видимому, это все-таки социальные темы. За эти годы, когда в Украине появилось много вынужденных переселенцев из Донбасса и Крыма, через свои программы я познакомилась и подружилась с разными людьми, абсолютно укоренившимися украинцами, даже если они не очень хорошо разговаривают на украинском языке. Это люди, которые смогли не сломаться и не остались жить в обстоятельствах, разрушающих их жизненные принципы и убеждения. У меня есть приятельница, журналистка, которая переехала сюда из Тореза. Она работала в местной газете, очень проукраински настроена. Когда редакцию сожгли сепаратисты, приехала сюда со старенькой мамой, была без работы, без жилья. Даже как-то в моем эфире говорила: «Я готова просто идти мыть пол», хотя она очень квалифицированная журналистка. Не помню уже, смогла ли я ей тогда чем-то помочь, но женщина все выдержала, начала писать статьи, небольшие эссе к разным изданиям. Теперь она работает на постоянной основе в одной известной газете, записывает большие интервью с серьезными людьми. За пару лет выучила украинский язык, начала углубляться в историю украинского национализма и создания государства! Фантастическая женщина! Есть и еще такие люди, которые стали для меня абсолютно родными. Я всегда интересуюсь: имеют ли уже жилье, работу, школу для детей. В частности, я общалась в своей программе и с луганчанином Валентином Торбой, автором замечательных фильмов и публикаций. Очень хорошо, что «День» его приютил.

Эта тема «неотпуска», «неотдачи» украинских людей на растерзание агрессору для меня одновременно очень тяжелая и очень важная. Это касается и крымских татар. Когда в 2014-ом я сделала проект «Омріяний край» по книге Лили Хайд о возвращении крымских татар в 90-х  на полуостров из Казахстана и Узбекистана, то познакомилась с удивительными людьми! В 2014-ом они опять потеряли родину, и я очень хочу, чтобы они вернули и сохранили ее! Потому что другой земли у них просто нет!

«Я НЕ ДОЛЖНА НИ ПЕРЕД КЕМ ОТЧИТЫВАТЬСЯ, ЧЕГО В ЖИЗНИ ДОСТИГЛА»

Алиса ПОЛИЩУК, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко: — Какой ваш «рецепт» — как оставаться успешной ведущей во время клипового сознания, восприятия визуального контента или развлекательного радио?

— В моей жизни слово «успешная» также появилось недавно. Я никогда об этом не думала, мне всегда было просто интересно работать. Ни перед кем не отчитывалась, сколько побед в жизни я одержала и сколько достижений могу записать на свой счет. Я и в настоящий момент об этом не думаю. Считаю себя таким «шахтером», который ежедневно выходит на работу, вечером посмотрев, что интересного появилось в афише или в новостях... Не представляю своей жизни без театров, выставок, филармонии, общения с художниками, «Книжного Арсенала»... Я просто живу и работаю, и я счастлива, когда этот труд кто-то замечает или говорит: «Это было классно, оно помогло, оно пригодилось!». Моя успешность, как я ее для себя определяю, это: утром встать, побежать на стадион, сделать зарядку, принять холодный душ, прийти вовремя на работу, никого не подвести, все проанонсировать, ответить на все письма, позвонить обеим стареньким мамам. Не создавать никому в жизни проблем. Не врать. Делать контент, который кого-то заинтересует. Я не знаю, делаю ли я это идеально. Но в фонде Радио есть столько всего мною сделанного, что я радуюсь!

То есть успешность, на мой взгляд, — это моя интеграция в сегодняшний день, гармоничная, как пазл в его пеструю картину: ты кому-то нужна, тебе нужны люди, которые ежедневно рядом, вы вместе можете что-то хорошее сделать.

«ОДНИМ ИЗ НАИБОЛЕЕ УДАЧНЫХ ПРОЕКТИВ СЧИТАЮ «МИСТЕЦЬКІ ІСТОРІЇ»

А. П.: — Какие именно среди своих проектов вы можете выделить? Когда готовилась к встрече, я прочитала о вашей программе «Мистецтво бути жінкою», она показалась мне очень интересной.

— Кстати, благодаря этой программе я познакомилась когда-то с Ларисой Ившиной, и с тех пор мы поддерживаем приятельские связи. В этой программе я общалась с очень многими женщинами, которые уже тогда, в 90-ых, многого достигали. Это были и политики, и спортсменки, и артистки. Я вообще считаю, что требования гендерного равенства в значительной мере являются искусственными. Потому что женщина, если она личность, во все времена имела и права, и карьеру делала, и образование получала. И мужчины были тюфяки, и женщины были неуспешные. Все зависит от личности. Как человек себя в обществе чувствует, и что она делает. Есть люди конфликтные, которые из-за этого ничего не могут достичь, а есть люди спокойные, которые тихо делают свое дело и все у них выходит.

Одним из наиболее успешных своих проектов я считаю 4-летний проект «Мистецькі історії», который мы осуществляли в Доме звукозаписи Украинского радио. Украинское радио как Общественный вещатель имеет симфонический оркестр, хоровую капеллу, оркестр народных инструментов и большой детский хор. Эти коллективы на протяжении четырех лет готовили тематические концерты в Доме звукозаписи, я писала сценарии и их вела. Все это транслировалось на радио и снималось для  телевидения.

В настоящий момент я веду интересный проект «Я — виртуоз». Наш симфонический оркестр взял на себя миссию — делать концерты с детьми, которые достигли значительных успехов на международной арене, являются лауреатами престижных конкурсов. Мы сделали уже 4 таких концерта. Эта работа приносит мне огромное удовлетворение, это — творчество. Приятно, что это делает именно Общественный вещатель.

В. С.: — Были ли у вас в этом году какие-то личные открытия в сфере музыки и искусства в целом? Выступления или события, которые вас больше всего поразили. Что вы можете посоветовать нам обязательно увидеть или послушать?

— Во-первых, я уже во второй раз съездила на KharkivMusicFest. Сейчас я наговорю комплиментов организаторам этого фестиваля, потому что в прошлом году я увидела в Харькове роскошный органный зал. Там лучший орган в Украине. Это дает Харькову возможность принимать исполнителей со всего мира. В этом году, после длительной реконструкции, они открыли свою филармонию — прекрасный зал с замечательной акустикой. Там есть все составляющие для полноценной концертной деятельности. Харьковчане молодцы!

Также прекрасные были премьеры в Театре оперы и балета для детей и юношества на Подоле. Осенью его возглавил новый генеральный директор Петр Качанов. И они сделали столько прекрасных постановок. Одна из них — это опера Доницетти «Viva la Mamma», где главную женскую партию исполняют певцы-басы.

Что еще? Евровиденье было интересным благодаря своим скандалам!... Я не поклонница эпатажного искусства, это их проблемы или не проблемы...

«ФЕСТИВАЛИ НУЖНЫ»

А. Ш.: — В Украине за последнее время проводится очень много фестивалей: и «Leopolis Jazz Fest», и «Аtlas Weekend».  Как вы к ним относитесь? Есть ли куда нам расти, например, если сравнить «Аtlas Weekend» с известными европейскими фестивалями?

— О Leopolis Jazz Fest могу сказать, что это действительно выдающееся явление для Украины. Потому что туда приезжают исполнители, о которых можно только мечтать и видеть их фото на обложках авторитетных изданий, или на их компакт-дисках. Например, Винтон Марсалис был на Leopolis несколько лет назад — это гениальный трубач, который играет прекрасно и барокковую музыку, и джаз. У меня давно были его диски. И тут — Марсалис во Львове! Да еще и провел мастер-класс для студентов во Львовской консерватории! И это лишь одна маленькая фестивальная история, которая меня поразила когда-то...

Каждый фестиваль, на мой взгляд, всегда имеет позитивное влияние на общество. Потому что он демонстрирует феномен творчества! А люди, созерцая это творчество, всегда оказываются в особенной, возвышенной атмосфере, о которой они долго будут помнить. Фестивали нужны. Это — праздник, это очень важная вещь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать