Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Антиимперское кино Ивана Кавалеридзе

Пока кинокритики говорят о необходимости переосмысления творчества режиссера, молодому поколению принадлежит его еще открыть
11 мая, 12:04

Впервые за годы независимости Украины в столичном кинотеатре «Киев» с 26 апреля по 2 мая прошли ретроспективные показы фильмов одного из основателей отечественного кинематографа — Ивана КАВАЛЕРИДЗЕ, посвященные 125-летию мастера. В программу вошло шесть лент: «Перекоп» (1930), «Колиивщина» (1931), «Прометей» (1936), «Наталка Полтавка» (1936), «Григорий Сковорода» (1959) и «Гулящая» (1961).

Возвращение на большой экран фильмов талантливого режиссера началось показом в зале «Синематика» отреставрированной в этом году ленты «Гулящая» — последнего фильма мастера, снятого по одноименному роману Панаса Мирного. В этой картине одну из первых главных ролей в своей жизни исполнила молодая актриса Людмила Гурченко.

Пользуясь случаем, «День» пообщался во время мероприятия с председателем Национального союза кинематографистов Украины, кинокритиком Сергеем ТРЫМБАЧЕМ — о сохранении национального кинематографического наследия и вкладе И. Кавалеридзе в киноискусство Украины.

— Иван КАВАЛЕРИДЗЕ — скульптор, режиссер, драматург, в чем ярче всего проявился его талант?

— Я бы не стал так делить. Он действительно выдающийся скульптор, но одновременно блестящий кинематографист. И. Кавалеридзе принадлежит к поколению людей, которые не просто «родили» украинское кино, а сделали из него настоящее искусство. Технологически кино в Украине существовало с конца ХІХ века, но поднять его на уровень искусства удалось только с середины ХХ в. Говоря об основателях отечественного кинематографа, И. Кавалеридзе, безусловно, ставим в один ряд с А. Довженко. Только вот фильмы Довженко увидела Европа, поэтому его имя было и остается известным для интеллектуалов всего мира. И. Кавалеридзе так не повезло, ведь его фильмы конца 1920-х — начала 1930-х гг., которые — настоящее явление в истории киноискусства, к сожалению, остаются неизвестными не только мировому сообществу, но и украинцам. И это досадно, ведь он был художником европейского мышления и масштаба.

Неизвестным Иван Кавалеридзе оставался в силу своей очень трагической судьбы. Практически все, что он сделал в кино, цензурировалось или просто уничтожалось. Фильм «Колиивщина» несколько раз переделывали, изменяли, а «Ливень» и «Прометей» — вообще запретили.

На мой взгляд, вина украинцев в том, что мы уже 20 лет не можем профессионально заняться сохранением национального кинематографического наследия. Пример — И. Кавалеридзе. Ныне мы мало смотрим, почти не анализируем его киноленты. Сегодня считается, что художественные фильмы И. Кавалеридзе — это нерейтинговое, неинтересное зрелище. Соответственно, эти картины даже не показывают на Первом Национальном, не говоря уже о коммерческих телеканалах.

Кавалеридзе должен быть абсолютно переосмыслен. Мы должны реставрировать все его фильмы. Начало этому уже положено. Пришло время кинокритикам, культурологам, философам еще раз просмотреть и переосмыслить произведения этого художника. В кинохудожественных кругах уже вызрела необходимость организации международного симпозиума, посвященного этому человеку. Необходимо вернуть наследие Кавалеридзе в контекст украинского искусства.

— Актуальны ли сегодня картины Ивана Кавалеридзе для украинцев?

— В буквальном смысле — нет. Как культурное явление — бесспорно. Если глубоко осмысливать его кинематографическое наследие, там можно найти универсальные вещи, которые сейчас переживают украинцы.

— В чем особенность творческого мышления режиссера? Некоторые кинокритики отмечают излишнее присутствие движения, которое усиливает динамику в кадре.

— В ранних картинах И. Кавалеридзе, наоборот, мало движения. Он в киноискусство пришел из скульптуры, соответственно, сначала был режиссером статики. Иногда излишне много давал статики. Это было хорошо видно, ведь в то время в кино преобладали короткие кадры. А затем, в более поздних фильмах, Кавалеридзе отдавал дань тогдашней моде — движению и так называемому клиповому монтажу.

В 1930-е годы чувствовался «поворот» к восстановлению ценностей империи. А в картинах Кавалеридзе была зримо ощутима антиимперская культурная ориентация. Поэтому его работы широко не показывали, а после известного выступления Н. Хрущева советская система на кинематографисте Кавалеридзе вообще поставила крест. Лично мне больше нравятся его первые картины «Перекоп», «Штурмовые ночи». Советую всем любителям киноискусства просмотреть в первую очередь именно эти фильмы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать