Редчайшее мужество - это мужество мысли
Анатоль Франс - французский прозаик, литературный критик

Фильм как аллегория

Ночью с 24 на 25 мая в 01.25 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и ленту Юрия Ильенко «Криниця для спраглих»
22 мая, 2015 - 11:50
ЛЕНТА ОБ АБСОЛЮТНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖАЖДЫ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРОГРАММОЙ «АРГУМЕНТ-КИНО»

«Криниця для спраглих» — дебютный режиссерский фильм Юрия Ильенко, выдающегося украинского кинематографиста, человека чрезвычайной творческой энергии, личности, которая символизирует целую эпоху в нашем кинематографе.

Юрий Ильенко является одним из ключевых творцов феномена, который вошел в историю под названием Украинское поэтическое кино.

«Криниця для спраглих» — фильм-притча. Это метафорический, аллегорический, во многом символический рассказ, в котором идет речь о, скажем, краеугольных бытовых вещах — о смысле жизни, о семейных ценностях, о человеке среди людей и человеке среди природы.

«Криниця для спраглих» является фактически трагедийным произведением, в котором говорится о разрушении традиционной украинской цивилизации. Дед Левко с невесткой живут в селе, живут в хате, которую заметает песок забвения. И он — среди этой фактически пустыни — из всех возможных сил заботится о колодце, источнике духовного воодушевления.

Лента, сценарий к которой написал также кинодебютант — выпускник сценарных курсов поэт Иван Драч, фильмировалась в 1965 году и не была выпущена на экраны компартийным киноруководством. Ее запретили для зрителя, а в соответствующем документе было указано, что режиссер допустил «идейные извращения».

Фильм считался банально «антиколхозным», да и не только. Нереальный ландшафт, засыпанный песком, неплодородная земля и жажда вместо привычного на соцреалистическом экране буйного сельского процветания — очевидно, что это воспринималось как вызов.

И только в 1987 году, уже на склоне всей коммунистической власти и в конце СССР, десятки таких фильмов были реабилитированы. С ними и «Криницю для спраглих», запрещение которого можно считать знаковым для времен преследования свободомыслия и физического уничтожения неугодных произведений искусства.

Юрий Ильенко впоследствии о «Криниці для спраглих» в присущем для себя экспрессивном стиле писал: «Это эксклюзивно мой, сугубо эстетический жест, который своей силой превзошел все политические, этические и прагматические инвективы своего времени. Это был фильм, от которого могла поехать крыша у мирового кино».

Особенной, оригинальной является звуковая палитра ленты — из нее максимально устранены диалоги, а музыкальная составляющая является минималистической, преимущественно слышны скорбные народные песни. Здесь гуляют шумы: ветер, скрип колодца, бряцанье ведра, шуршание листьев, которые постоянно оттеняются тишиной.

Так начинал Юрий Ильенко как режиссер. Шире же о его последующем кинотворчестве будет идти речь в программе в специальном сюжете.

В конце еще одно приметное свидетельство о фильме. В 1988 году Ильенко показывал «Криницю для спраглих» на международном кинофестивале в Сан-Франциско, после чего в одном из уважаемых американских киноизданий появился одобрительный отзыв, в котором, в частности, были такие слова: «Это абстрактное визуальное произведение, и оно не для рядового кинозрителя, однако имеет колоссальное сокровище для тех, кто ценит величественную силу простоты. Это простая аллегория об абсолютности человеческой жажды. Кадры Ильенко также просты, и их сила может теряться для современной аудитории, привыкшей к высокотехнологическим спецэффектам».

Владимир ВОЙТЕНКО
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments