Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Гибридное итальянское правосудие

Как российские фейки отправили украинского бойца за решетку
04 сентября, 12:25

«Дело Маркива» — история о том, как украинского добровольца бросили за решетку в Италии, не только заставляет задуматься о сложности и рисках осуществления правосудия в период войны и об уровне готовности украинской власти — и прошлой, и нынешней — к вызовам из сферы «военного  права».  Это еще и наглядный пример одного из проявлений гибридной войны, которая, как, оказалось, может очень эффективно вестись против Украины даже в стране Европейского Союза, а «полем боя» может стать не только медиапространство или политика, но и суд.

ГИБЕЛЬ ЖУРНАЛИСТА

Гражданин Италии Андреа Роккелли был участником группы фоторепортеров Cesuralab. Он погиб 24 мая 2014-го в результате минометного обстрела в селе Андреевка под Славянском Донецкой области вместе с напарником-переводчиком, правозащитником,  гражданином Российской Федерации Андреем Мироновым.

В течение двух лет велось следствие в Павии, родном городе Роккелли, по факту его гибели.  Летом 2016 года в деле произошел прорыв.  Вот как в конце прошлого года эту ситуацию описывала газета New York Times (перевод УНН): прокурор в этом деле Андреа Занончелли нашел в Google (!) статью, опубликованную ведущей итальянской ежедневной газетой Corriere della Sera. Это было якобы интервью с анонимным капитаном украинского подразделения, которое дислоцировалось в районе, где погиб фотокорреспондент. Впоследствии итальянская полиция доказала, что этим военнослужащим был Виталий Маркив.

«Не едьте сюда, это стратегическая зона», — якобы сказал Маркив журналистам.  — Обычно мы не стреляем по городу или мирным жителям, но как только мы видим, что что-то движется, мы запускаем тяжелую артиллерию.  Вот что случилось с двумя журналистами и их переводчиком». Когда полиция допросила автора статьи, журналистку Иларию Морани, та сказала им, что предлагаемое интервью — это подборка высказываний, которые она услышала в разговоре между военным и фотографом. Но ПРОКУРОР расценил ЭТИ СЛОВА  КАК ПРИЗНАНИЕ ВИНЫ.

Раффаэле Делла Валле, адвокат Виталия Маркива, объяснил ситуацию так: «Сторона обвинения настаивает на том, что он принадлежал к гвардии, которая не является регулярной, был капитаном, и он дал приказ стрелять, вызвав гибель Андреа Роккелли, направив выстрелы в его направлении из многочисленных  видов огнестрельного оружия.  Следовательно, около 20 залпов из миномета».

ДОБРОВОЛЕЦ

Виталий Маркив родился в городке Хоростков Тернопольской области.  В 2003 году вместе с семьей переехал в Италию. Сейчас у него двойное гражданство — украинское и итальянское. Но он вернулся в Украину, чтобы принять участие в протестах на Евромайдане в Киеве в 2013—2014 годах.

Когда через несколько месяцев началась война на Донбассе, он вступил в ряды добровольческого батальона Национальной гвардии Украины и отправился на фронт.

Итальянские правоохранители задержали старшего сержанта командира отделения батальона им.  Кульчицкого НГУ Виталия Маркива по подозрению в причастности к гибели итальянского фотокорреспондента, когда Маркив с семьей прилетел в аэропорт Болоньи 30 июня 2017 г.

12 июля 2019-го суд присяжных итальянского города Павия приговорил нацгвардейца к 24 годам тюрьмы, обвинив его в причастности к умышленному убийству итальянца и россиянина.

«Я не видел такого абсурдного приговора за 56 лет своей карьеры», — заявил Раффаэле делла Валле, адвокат Виталия Маркива.  Но тем не менее обвинения, а затем и приговор, активно поддерживали местные влиятельные журналистские организации.

РОССИЙСКАЯ ПРОПАГАНДА ВМЕСТО ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Между тем в конце прошлого года газета New York Times подробно описала, как решение в итальянском судебном процессе по делу принималось на основании... российской пропаганды.

Журналисты с удивлением выяснили, что среди доказательств, представленных итальянской прокуратурой, были материалы российских (!) пропагандистских ресурсов.  Речь идет о двух видеороликах производства телеканала Russia Today (ныне RT), который является государственным телеканалом РФ и по всем международным стандартам не может быть источником объективной и независимой информации, а также о сообщении с сайта «Русская весна», который является рупором «ДНР» и «ЛНР» (о сотрудничестве с «республиками» прямо сообщается на портале). То есть против украинского солдата использовали пропагандистские материалы прямого и непосредственного врага, а итальянская прокуратура, по сути, стала каналом распространения нормативов российской пропаганды и инструментом гибридной войны против Украины.

В свое оправдание прокуроры, как пишет NYT, заявили, что не считают репортажи Russia Today решающими факторами при вынесении приговора.  Но присяжные написали в окончательном заключении, что статья из сайта «Русская весна» «содержит некоторые элементы, которые, как видно, указывают на правду».

В публикации NYT отмечалось: вызывает тревогу, как фейковые новости, проникая в западные средства массовой информации и избирательные процессы, теперь также попадают в суды.

Но это еще не все. Оказывается, свидетелем обвинения была... некая Стелла Хорошева, которая в 2014 году засветилась в качестве пресс-секретаря так называемого «народного мэра Славянска» Вячеслава Пономарева, а сейчас проживает в Италии (совпадение?..).

НАШЛИ КРАЙНЕГО

В общем, по утверждению Олеся Городецкого, председателя Христианского общества украинцев в Италии, «ни одно утверждение, которое звучит в официальном обвинении прокуратуры, не имеет доказательного подтверждения».  В колонке на «Украинской правде» в сентябре 2019 он отмечал:

«Нет однозначной и документально подтвержденной информации о том, от какого именно оружия погиб Андреа Роккелли. Есть только заключение судмедэкспертизы, проведенной в Славянске, в то время оккупированном бандами Гиркина (!), где идет речь о взрывной волне и осколках неидентифицированного боеприпаса.

Гипотеза о миномете построена на показаниях свидетелей, которые слышали (!) минометные выстрелы (как и выстрелы из другого оружия) и видео Russia Today (!), на котором двое террористов демонстрируют хвост минометной мины, которую якобы нашли рядом с телами.

Гипотеза следствия о том, что стреляли с украинской стороны, базируется только на словах свидетеля обвинения, который тоже находился на месте обстрела, получил ранение, но выжил, французского фотографа Уильяма Рогелона (Роглона).  Он заявил: «Думаю, что стреляли украинские солдаты, но не могу этого утверждать достоверно».

«Как показала практика, с итальянской стороны доминировало желание «найти крайнего», а не установить истину», — пишет Городецкий.

О качестве следствия говорит и тот факт, что представители итальянских правоохранительных органов ни разу (!) не приезжали в Украину.  Украинские следователи предлагали итальянским коллегам создать совместную группу для расследования трагедии, провести следственный эксперимент близ Славянска, на месте убийства Роккелли.  Впрочем, Италия от такого предложения отказалась.  Поэтому, помимо всего прочего, приговор выносили, не принимая во внимание информацию, которую можно было получить непосредственно на местности.

АПЕЛЛЯЦИЯ

20 ноября 2019 года Украина подала апелляционную жалобу на решение суда города Павия.  Апелляционный процесс по делу Виталия Маркива начнется 29 сентября.  Следующее заседание назначено на 1 октября.  Обжалование приговора ожидали прошлой весной, но из-за пандемии коронавируса его отложили.  Заседания суда во второй инстанции будут проходить в Милане.

Глава МИД Дмитрий Кулеба в середине августа уже в этом году назвал это дело «большой политикой».  Он уверяет, что Украина на высоком уровне делает все возможное, чтобы осужденный в Италии нацгвардеец оказался на свободе.  «Дело Маркива находится под личным контролем Президента Зеленского. И каждый раз, когда он общается со своим итальянским коллегой, ставит этот вопрос. Я контролирую это дело, министр внутренних дел тоже приобщен, поскольку Маркив является нацгвардейцем. Для нас недопустимо, чтобы он на много лет оказался в итальянской тюрьме за преступление, которого он не совершал», — отмечает министр. «Мы используем все дипломатические ресурсы для того, чтобы вытащить Маркива из тюрьмы. И мы не остановимся до тех пор, пока мы его оттуда не вытащим», — утверждает глава МИД.

Сейчас Украина в лице Министерства внутренних дел действительно демонстрирует намерение как-то исправить ситуацию и опровергнуть вымышленные обвинения против украинского бойца-добровольца.

На этой неделе министр внутренних дел Украины Арсен Аваков обнародовал промежуточные результаты собственного расследования гибели итальянского фотокорреспондента Андреа Роккелли и гражданина Российской Федерации Андрея Миронова.  Вследствие ряда следственных действий на месте событий в Славянске и на горе Карачун получены доказательства невиновности Виталия Маркива.

Оставим за скобками вопрос, где МВД — и в целом украинская власть — были во время рассмотрения дела в Павии и вынесения приговора, как именно занимались все эти годы делом Маркива украинский МИД, Посольство Украины в Италии и Министерство информационной политики (сейчас трансформировано).  Будем надеяться, что власть действительно сделала выводы, а не просто пытается заниматься антикризисным пиаром.  Ведь война продолжается, и даже когда «прекратят стрелять», гибридных судов у нас впереди гарантированно будет еще очень много.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать