Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Goodbye, My Love, «Известия»

Почему умирают газеты
16 июня, 21:09

В СССР вся пресса была партийная. Но в этом унылом ряду газета «Известия» выделялась. Может быть, потому что ее главным редактором был зять Никиты Хрущева, талантливый журналист Алексей Аджубей. Ему удалось собрать в редакции цвет советской журналистики, ее золотые перья. Анатолий Аграновский, которого в 1970-е гг. называли «журналистом номер один», Татьяна Тэсс, о которой говорили как о «самой читаемой журналистке газеты». Она была троюродной сестрой нашего поэта Владимира Сосюры и носила такую же фамилию. Когда в 1924 году состоялся ее литературный дебют, относительно дальний родственник был уже широко известен. Пришлось взять псевдоним, который потом стал ее официальной фамилией. Над фельетонами Владимира Надеина смеялась вся страна. При всех проблемах, связанных с цензурой, партийным руководством, «Известия» были символом качественной прессы, брендом. Примечательно, что после ухода Аджубея газета осталась ведущей в СССР. Подписку на партийную и зубодробительную «Правду» навязывали, на «Известия» был лимит. А приложение «Неделя» с прекрасными научно-популярными очерками Василия Пескова продавалось только в розницу. К нему киоскер обязательно давал «нагрузку» из чего-нибудь партийного.

Так случилось, что «Известия» для меня не совсем чужая газета: довелось некоторое время быть ее автором. Помню, как по приглашению своих коллег впервые побывал в легендарном здании на Пушкинской площади в Москве. Место ведь историческое. Здесь находился дом М. И. Римской-Корсаковой, в котором часто бывал Александр Грибоедов. Как утверждают современники, однажды у нее на балу писатель стал высказываться против манеры москвичей подражать всему французскому, потом это станет монологом Чацкого в его классическом произведении «Горе от ума». Именно поэтому дом впоследствии получил неофициальное название «Дом Фамусова». Советской власти до сантиментов типа «здесь бывал Грибоедов» дела не было. Дом Римской-Корсаковой, несмотря на протесты общественности, снесли и в 1975 году построили новое здание редакции рядом со старым, возведенным в 1925—1927 гг. по проекту архитектора Григория Бархина.

К сожалению, мне пришлось стать свидетелем катастрофического падения уровня газеты. Бренд еще блюли, но содержание менялось. Из либерального, и поддерживающего, и критикующего президента Бориса Ельцина, издание все больше становилось проправительственным. После прихода к власти национального лидера этот процесс усилился и стал необратимым. В газете продолжали работать известные российские журналисты, но все чаще приходилось от них слышать, что материал не пропустили, сняли в последний момент как содержащий критику власти. Некоторые уже стали уходить, и в каждый мой приезд в Москву в знакомых редакционных кабинетах обнаруживались новые лица.

Первый кризис наступил в 1997 году. После конфликта с Газпромом часть ведущих журналистов во главе с главным редактором Игорем Голембиовским ушла и образовала газету «Новые известия». От этого удара «Известия» уже не оправились. Началась кадровая чехарда. Почти за десять лет сменилось девять главных редакторов. Некоторые пытались предотвратить катастрофу, переломить ситуацию, но безуспешно — угол падения только увеличивался. Тираж и количество читателей падали. Проправительственная ориентация усиливалась, доходя до неприличного уровня.

Характерной была публикация журналистского расследования убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой в феврале 2009 года. Это событие вызвало большой общественный резонанс не только в России, но и в мире. Политическая подоплека была настолько очевидной, что ее даже не сильно отрицали и власти. В статье журналиста «Известий» Владимира Перекреста «Маркелов и Бабурова оказались вместе не случайно», выдвигалась совершенно не обоснованная и не подкрепленная фактами версия о бытовом характере убийства, обсуждались их личные взаимоотношения. Интересно, что член ЦК КПРФ, доктор юридических наук Елена Лукьянова в своем заявлении расценила «журналистское расследование» газеты «Известия» как «чистый слив». «Я прочитала все его последние публикации (Перекреста. — Авт.), связанные с делом Ходорковского, Литвиненко, «Тремя китами»... Так вот, все они более всего похожи на прокурорский слив. Прокуратура не хочет всерьез расследовать подобные громкие преступления. Статья в «Известиях» — это попытка увести общественное мнение в сторону... На фоне того, что в стране убивают журналистов и адвокатов, острых журналистов и серьезных адвокатов. Я бы характеризовала публикации Владимира Перекреста, и не только ту, о которой мы говорим сегодня, как чистый слив». Вот такой стала журналистика «Известий».

Не удивительно, что очередные хозяева очень быстро начинали понимать, что попытки сохранить лицо, быть серьезной газетой и продолжать потакать власти, подстраиваться под ее непрерывно изменяющуюся политику — дело не только безнадежное, но и убыточное. Конкурировать с «КоммерсантомЪ», «Ведомостями» при такой редакционной политике возможности нет. Вот и пошла газета, как говорится, по рукам. Причем с калейдоскопической быстротой.

И вот наступил, возможно, последний акт драмы. «Известия» входят в портфель активов «Национальной Медиа Группы» (НМГ), которую контролирует банк «Россия». Один из бенефициаров — бизнесмен Юрий Ковальчук, давний знакомый и, как говорят, друг премьер-министра Владимира Путина. Изменения в «Известиях» начались в конце апреля, когда главным редактором стал Александр Малютин, который работал в российской версии журнала Forbes и в интернет-издании Marker.ru. Новое руководство 5 июня перевело редакцию из здания на Пушкинской площади, в котором она находилась с 1926 года, на 5-ю улицу Ямского Поля, в офис газеты «Жизнь», тоже из портфеля НМГ. Из 200 человек редакционного коллектива (из них около 100 журналистов) осталось около 40.

Как заявил заместитель главы НМГ Арам Габрелянов, редакцию газеты «Известия» сейчас реформируют, газета будет ориентироваться на The Wall Street Journal. С 5 июня «Известия» вышли в новом формате D2: полосы стали уже, верстка соответствует западным стандартам. Отказались от классического шрифта в названии в пользу шрифта американской газеты, на которую обещали равняться. Правда на этом сходство и закончилось. Как прокомментировали в «Роспечати», первые номера газеты «не впечатлили».

Оно и понятно. Новые владельцы и редакторы все больше тяготеют к таблоидам. На желтой прессе они, как говорится, собаку съели. Делается это под предлогом приспособления к изменившимся условиям с учетом того, что часть читателей уходит в Интернет. Тираж бумажной версии The Wall Street Journal — престижной американской газеты — 2,117 млн. экземпляров. Ее читатели имеют среднегодовой доход 229 тыс. долларов и средний ежегодный домашний доход 301 тыс. долларов. При этом в США людей, у которых более миллиона долларов так называемых «инвестируемых активов», то есть свободных средств, в США в 2010 году было 2,87 млн. человек, что примерно соответствует тиражу газеты. Значительная часть каждого выпуска приходится на страны Азии. Так что потолок еще не достигнут.

Одна из причин лидерства The Wall Street Journal — это не просто ее независимость от власти, но и парадоксальный плюрализм внутри самого издания. Редакционные комментарии весьма консервативны, а вот новостные полосы имеют явно выраженный либеральный характер. Это создает «объемность» подачи информации, дает читателю уверенность в том, что издание не обслуживает ничьи политические интересы.

В России ситуация совершенно другая. Там в 2010 году было 137 тысяч долларовых миллионеров. Если новый вариант «Известий» — для них, то заявленные 140 тысяч экземпляров явно не все будут куплены. Ведь еще есть упомянутые «КоммерсантЪ», «Ведомости», «Новые известия». Вряд ли их читатели бросятся читать только «Известия». Так что равнение на The Wall Street Journal — не более чем заурядное бахвальство или сознательное введение в заблуждение. Увеличить тираж можно только пожелтением газеты. Судя по первым номерам, это уже и происходит.

Возникает вопрос: зачем новым хозяевам убыточная и явно умирающая газета? Во-первых, здание в центре Москвы. Гораздо выгоднее перевести журналистов куда-нибудь, а освободившуюся площадь сдавать. Цены одного квадратного метра заоблачные, но желающих достаточно.

Во-вторых. В руках у друга премьера Ковальчука рекламный монополист «Видеоинтернешнл», так что рекламой газета обеспечена в достатке. Перекладывание денег из одного кармана в другой — удобный способ реализации всевозможных финансовых схем.

В-третьих. Говорят, что премьер очень любит советские бренды, в том числе и «Известия». Тем более что очень многие из его коллег по известному ведомству в качестве прикрытия были зарубежными корреспондентами газеты. Причем, как вспоминал полковник КГБ и корреспондент «Известий» в Италии и Югославии Леонид Колосов, такую «крышу» нужно было еще заслужить. То ли ВВП пошел в ведомстве по другой, культурной, линии, то ли по каким-то другим причинам, но «спецкором КГБ» он не стал. Тем не менее, он питает некоторые сентиментальные чувства к газете. Так почему бы и не подсобить уважаемому человеку и, как говорят, другу. Ведь за деньгами дело не станет. Есть в наличии.

Все это не имеет никакого отношения к прессе и ее свободе, о которой любят порассуждать новые хозяева «Известий» и их менеджеры. Газета просто пала жертвой банальных околополитических игр. Больно, когда умирает близкий человек. Газета «Известия» была любима миллионами. Многие годы ее почитатели продолжали покупать и подписывать ее в память о своей молодости в надежде, что лихие времена пройдут и в 16.00 часов, традиционно «Известия» были вечерней газетой, в киоск на Пушкинской площади прямо из типографии поступит свежий номер любимой газеты. И всегда у этого киоска в назначенное время собиралась очередь почитателей издания. Ничего этого нет, и уже не будет. Умирают не только люди, а и газеты, даже если они печатаются и имеют свой сайт. Это не более чем чучело, муляж того, что было. Так что goodbye, «Известия». Наверное, forever.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать