История - самый высокий учитель, у которого самые плохие ученики
Индира Ганди - премьер-министр Индии

Кинематограф без формулы

Режиссер Ирина ПРАВИЛО на собственные средства готовит экранизацию рассказа Степана Васильченко «Мужицкий ангел»
28 апреля, 2011 - 19:54
ТОТ, КОТОРЫЙ РАЗГОВАРИВАЛ С АНГЕЛОМ. ИСПОЛНИТЕЛЬ ГЛАВНОЙ РОЛИ В ЛЕНТЕ ИРИНЫ ПРАВИЛО — АНАТОЛИЙ СУЛЯТИЦКИЙ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ИРИНОЙ ПРАВИЛО

Короткометражный художественный фильм «Мужицкий ангел. Рождественская история» вместе с предыдущей лентой «Кровь», созданной на основе новеллы грузинского писателя Нодара Думбадзе, войдут в будущую трилогию, посвященную детству и присущей ему неподкупной вере в чудо.

Ирина Правило принадлежит к поколению молодых украинских режиссеров. Фильм «Кровь» она сняла в Грузии, еще учась в Национальном университете театра, кино и телевидения им. И.Карпенко-Карого. Но, несмотря на то, что эта лента была, по сути, дипломной работой, представители посольства Грузии в Украине назвали Ирину Правило «грузинским Параджановым» — настолько преисполненным местным колоритом оказалось ее кино (о первом фильме Ирины мы рассказывали читателям «Дня» в №232-233 от 17 декабря 2010 года).

Свой второй фильм по мотивам рассказа Степана Васильченко Ирина Правило снимала в Прикарпатье, в селе Нижний Березов Косовского района. Как и предыдущая лента «Кровь», работа «Мужицкий ангел. Рождественская история» рассказывает добрую, трогательную историю ребенка, которая на этот раз разворачивается на фоне колоритного мира гуцулов. Как и в Грузии, главные роли в фильме сыграли местные жители — мать и сын, Анатолий и Лилия Сулятицкие. А временным эпицентром событий ленты стало неповторимое украинское Рождество.

— Вторая часть трилогии — это рождественская история шестилетнего мальчика Ивана, который ждет чуда. Больше всего в мире Иванко хочет, чтобы в Сочельник к кутье на столе был мед, — рассказывает режиссер фильма Ирина Правило. — Но на дворе послевоенное время, мальчик живет только с матерью (его отец погиб в военных действиях), поэтому семейные доходы не слишком велики. Иванко идет в церковь, где видит икону Мужицкого Ангела. Ангел стоит на коленях — он наказан Богом за то, что играл с мужицкими детьми. А около него — сладости, пряники и полно меда. Когда мальчик видит эту картину, у него загораются глаза. В конце концов, на грани реального и ирреального Иванко начинает разговаривать с Мужицким Ангелом. Мальчик просит меда. Этот чистый ребенок верит в чудеса, в то, что Ангел его слышит, и чудо происходит — мальчик получает от Ангела подарок. На этом основная сюжетная линия заканчивается, дальше — Рождество в украинском селе с колядками, вертепами, рождественской атмосферой и тем, как воспринимают этот праздник дети. К основной сюжетной линии фильма мы планируем прибавить еще и историю самого Мужицкого Ангела, отражающую образ всего человечества. Сначала сомневаясь, Ангел в белоснежных одеяниях все же не может устоять перед соблазном поиграть с мужицкими детьми. В конечном итоге он пачкает свои одежды, и за это его карает Бог. Но после того, как Ангел дарит мед мальчику, Бог поднимает его с колен. Этим и заканчивается фильм.

История Мужицкого Ангела, как рассказала «Дню» Ирина, будет разворачиваться в анимации. Икону по мотивам рассказа Степана Васильченко для съемок фильма нарисовал киевский художник Сергей Вутянов. «Он очень точно прочувствовал эту духовную тему, — говорит режиссер, — которая, с одной стороны, очень проста, а с другой — продолжает ту сакральную, личностную линию, которую мы начали еще фильмом «Кровь».

Гуцулы оказались не менее гостеприимными и активными, чем грузины. Съемками фильма жило все село. За день организовали кастинг на роль главных героев. А шестилетний Анатолий Сулятицкий, сыгравший Ивана, настолько поверил в историю Мужицкого Ангела, что поразил режиссера своей игрой.

Съемки фильма «Мужицкий Ангел. Рождественская история» уже завершены. Сейчас его команда работает над монтажом. Премьера ленты пройдет, в том числе, и в Ивано-Франковске. Потом обе работы «Кровь» и «Мужицкий Ангел. Рождественская история» можно будет увидеть на закрытых показах и фестивалях. К сожалению, общенациональный эфир для таких проектов в данный момент закрыт. Как и надлежащее финансирование. Со средствами на экранизацию Васильченко Ирине и на этот раз помогла семья.

— Крупных спонсоров мы не нашли, хотя не перестаем их искать, — говорит Ирина Правило. — Пока появляются лишь единичные физические лица, которые помогают нам, чем могут. Во многом съемкам фильма посодействовали жители Нижнего Березова, ведь мы жили и питались там почти даром. А это тоже значительная часть расходов. На этот раз снимать было проще, потому что это все же своя страна. Найти соответствующее финансирование под молодое украинское кино практически невозможно. А причина такой ситуации лишь одна — нет формулы. Компании, которые могли бы давать средства на украинский продукт, хотят, чтобы вложенные средства возвращались помноженными на два, а то и больше. Пообещать такое было бы слишком смело, поскольку не существует рынка, где можно было бы продавать наш продукт. Но в то же время я вижу режиссеров, заинтересованных в том, чтобы качественное украинское кино доходило до зрителя. Нам нужна лишь схема, по которой можно эффективно работать.

В то же время такие режиссеры, как Ирина Правило или Иван Канивец (о его проектах «День» также неоднократно рассказывал), не ждут, пока нужная схема или формула появится сама собой. В конце мая Ирина вместе с сестрой Еленой планируют провести «Дни грузинского кино» в Украине. В крупнейших городах (Донецк, Днепропетровск, Харьков, Львов, Киев) пройдут показы пяти грузинских фильмов и подборки короткометражных лент, среди которых будет показана и робота Ирины — «Кровь». Все фильмы, которые будут представлены, созданы в 2008 — 2010 годах. Грузия во многом может быть качественным примером для Украины. И в кинематографе тоже. Ежегодно в стране выходит несколько фильмов собственного производства, которые финансируются Национальным киноцентром Грузии. Все большее количество лент принимает участие в международных кинофестивалях и занимает победные места. А, следовательно, формула работает, и современный грузинский кинематограф — уже реальность.

Виктория СКУБА, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments