История - наука о людях во времени, наука, в которой непрерывно надо связывать изучение мертвых с изучением живых.
Марк Блок, французский историк

Когда наступило завтра

Как и почему изменилась современная журналистика
12 июля, 2019 - 13:23

Изменения в роботе медиа, журналистов и в журналистике стали поводом для многих научных исследований и публицистических статей по всему миру. Если коротко обобщить и резюмировать выводы экспертов, то получится что-то наподобие «прогноз неблагоприятный».

Попытаемся проанализировать, что именно и почему стало другим в работе журналистов за последние годы и что это означает для будущего профессии.

ЗА СПИНАМИ ИГРОКОВ

— Журналистика стала сильно меняться. Это общемировой тренд в журналистике вообще и политической — в частности. И в украинской журналистике этот перелом стал очень заметен. Объясню, что я имею в виду. У Куприна в повести «Поединок» есть такой персонаж — штабс-капитан Лещенко. Он никогда не играл в карты, но когда велись карточные игры — всегда стоял за спинами игроков. И его присутствие считалось необходимым, важным элементом игры.

Так вот, качественная серьезная журналистика медленно, но уверенно превращается в некоего штабс-капитана Лещенко. Она присутствует, но не играет. И не влияет.

То есть раньше влияла?

— Не непосредственно, но опосредствованно. Но и эту миссию она теперь выполняет очень слабо. Изменилось практически все. Во-первых, политикум. Ранее политики влияли на общественность, население, народ (называть можно как угодно) через политическую среду, политические партии, центры влияния и через СМИ. А теперь это происходит непосредственно — через головы. И журналистика своей миссии не выполняет.

Да и сама журналистика очень сильно изменилась — она стала более динамичной, визуализированной, если хочешь — более клиповой и менее глубокой.

И ты почувствовал, что из этой, новой журналистики — начал выпадать?

— Понимаешь, та журналистика, которую я исповедовал, на которой учился сам и которой пытался учить других, — она уже не нужна в той мере, что еще пару лет назад».

Этот отрывок из интервью политического журналиста Сергея Рахманина, который для многих является авторитетом, изданию «Цензор.нет» просто квинтэссенция оценки современного положения вещей в журналистской профессии с точки зрения представителей «старой школы».

Изменения действительно происходят, но действительно ли речь о негативных трендах?

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

Не является новостью тот факт, что журналистика за последние годы кардинально изменилась. Главным драйвером перемен стал технический прогресс, причем сразу в двух ипостасях.

Во-первых, благодаря научно-технической революции в средствах коммуникации. Сначала Интернет в корне изменил сам принцип функционирования информационного пространства, потом смартфоны максимально упростили процесс изготовления и получения информации.

Во-вторых, изменения в технических аспектах технологий создания и передачи информационных сообщений повлекли изменения в восприятии информации. Современное общество теперь по-другому воспринимает новости и выдвигает к ним другие требования.

Итак, какой является журналистика в 2019 году?

Первая и главная особенность — вещание 24/7, главными чертами которого является непрерывность и мгновенная реакция на события.

Уже давно никто не идет в газетный киоск, чтобы узнать новости, но с некоторых пор мы уже не ждем и новостийных выпусков на телевидении, чтобы выяснить, что случилось в стране и мире. Сначала сайты, потом социальные сети стали поставщиками информации нового типа. Благодаря новым медиа новостийный поток может транслироваться и транслируется нон-стоп, не переставая ни на секунду. Соответственно, современная репортажная журналистика должна не просто оперативно подавать новости — она должна сообщать о событиях в то время, когда они все еще происходят. В идеале — в прямом эфире.

Одновременно, благодаря современным технологиям, любой человек, который очутился в нужном месте в нужное время и имеет нужное техническое оборудование — хотя бы смартфон и доступ к Интернету, — может выступать в роли репортера. Это вторая важнейшая особенность современного информационного пространства.

ЛЮБИТЕЛИ НА МАРШЕ

С появлением социальных сетей доступ к широкой аудитории журналистов-любителей резко упростился. Теперь всем, кто хочет сообщать новости, для этого даже не нужно иметь своего сайта — достаточно аккаунта в «Фейсбуке», Твиттера или Инстаграма.

Это означает лавинообразный рост конкуренции — транслировать новости могут сами непосредственные участники событий, очевидцы, блогеры. Такие трансляции не обязательно должны быть хуже журналистских репортажей. Если министр сообщает о решении правительства непосредственно с заседания Кабмина, пресс-служба демонстрирует в прямом эфире брифинг, участник митинга обнародовал фотографии изнутри толпы или случайный очевидец выкладывает видео какого-то чрезвычайного события — это позволяет людям получать информацию оперативно и напрямую, без участия посредников, журналистов и СМИ.

Поэтому третья ключевая черта сегодняшнего медиапространства — наличие большого количества «нефильтрованного» контента, то есть сообщений «из первых рук», которые поступают к аудитории, обходя систему средств массовой информации.

Ранее новости людям поставляли специально обученные журналисты и редакторы, и СМИ играли роль своеобразного фильтра, проверяя новости и делая их более сбалансированными. В настоящее время эта фильтровальная система уже не может исполнять свою защитную роль. Символическая информационная дамба прорвана, и человечество затопили потоки не просто собственно воды, то есть новостей, а смесь новостей и информационной грязи, мусора — фейков, дезинформации — с добавлением ядовитых веществ — манипуляции и пропаганды.

ФИЛЬТР В ГОЛОВЕ

Отсюда четвертая особенность получения и потребления новостей в современном мире — журналистские и редакторские «фильтровочные» функции перемещаются в головы потребителей информации. Именно читатели, слушатели и зрители должны заботиться о том, чтобы потреблять качественные новости и не травиться контентом.

С новыми информреалиями трудно справиться даже развитым с точки зрения ответственного потребления информации западноевропейским и североамериканским обществам, что уже говорить о странах с переходной демократией — таких как Украина.

Уровень готовности украинского общества к восприятию «нефильтрованной информации» очень низкий.

•  Постсоветский синдром патернализма, который проявляется из-за низкого уровня осознания собственной ответственности за свою собственную жизнь и которого общество никак не может лишиться

•  (Безнадежно?) устаревшая система образования, которая во многом воспитывает советского человека

•  Отставание от развитых стран в плане развития и распространения современных гуманитарных знаний

•  Маргинализация культуры во всех смыслах этого понятия

— все эти факторы делают украинцев крайне уязвимыми в условиях наступления «журналистики новой эпохи» — без фильтров и без тормозов. Важная деталь — все указанные особенности касаются не каких-то маргиналов, а подавляющего большинства украинцев из всех социальных «этажей».

Можно сколько угодно ругать потребителей контента за непереборчивость, за избыточное внимание к некачественным материалам, за благосклонность к желтизне, но таково наше общество, и точечными курсами по медиаграмотности и критическому мышлению ситуацию, скажем прямо, не исправишь. Поэтому имеющиеся особенности украинского потребителя медиаконтента — это еще одна, пятая часть пазла, из которого состоит современная отечественная журналистика.

НЕ УСЛОЖНЯТЬ

Общественно-влиятельная, популярная «в народе» журналистика в Украине никогда не могла быть «высокой» и высокомерной, но сегодня уже даже журналист, который хочет влиять на элиту, не может себе позволить продуцировать сложный по содержанию и форме контент.

Шестая черта современной журналистики в Украине — изменения в аналитической составляющей медиапродукта. Для того, чтобы материал имел влияние на ход событий, он должен быть простым, наглядным, ярким и интересным, и серьезной аналитики это касается также. Таковы реалии, и не нужно считать, что это является крахом серьезной аналитической журналистики Украины (кажется, именно об этом, в частности, говорил в своем вышеупомянутом интервью Сергей Рахманин).

Дело в том, что одно и то же содержание можно подавать в разных формах и форматах. Можно свои выводы и комментарии изложить в виде лонгрида со сложными словами и длинными предложениями, а можно записать видеоблог, где пересказать все свои умные мысли короткими простыми фразами. Можно подготовить детальное описание событий, а можно нарисовать прикольную инфографику. Можно сделать с человеком часовое интервью обо всем на свете, а затем главные тезисы собрать в динамический короткий видеоролик.

«НА БЕГУ»

Сверхважно понимать и чувствовать другое — седьмое — условие работы современных медиа — это потребление продуцируемого ими контента «на бегу» — как в переносном, так и в прямом смысле. С одной стороны, сегодняшняя жизнь вынуждает людей быстро пересматривать большое количество информации, и потому короткие яркие форматы, способные «зацепить» с первых секунд, — это объективное требование времени. С другой стороны, распространение смартфонов в техническом плане сделало возможным потребление новостей в буквальном смысле во время бега — из дома до работы, из одного совещания на другое, за ребенком в школу и действительно во время тренировки. Поэтому короткие видеоформаты для информационно-аналитических материалов являются технической особенностью времени, и ее нужно учитывать в обязательном порядке.

Так называемое клиповое восприятие информации и клиповое мышление является объективной реальностью. Пытаться бороться с этим явлением или его игнорировать — безнадежное дело. Тем более в Украине, с учетом особенностей нашего потребителя контента, о чем речь шла выше.

Но в действительности главный вопрос не в том, что именно журналистика кардинально изменилась за последние годы. Изменилась жизнь, изменились люди — в плане потребностей, привычек и навыков. Традиционная журналистика должна адаптироваться, чтобы оставаться нужной обществу в целом и каждому человеку отдельно. Иначе она сначала окончательно устареет, а затем вообще исчезнет.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ