Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Новые горизонты» украинского ФМ-пространства

31 марта, 19:51

На украинском рынке быть успешным телеканалом, радиостанцией, газетой или журналом вообще-то весьма непросто. Слишком малые объемы рекламной продукции, слишком низкая покупательная способность основной массы граждан (по официальным данным Госкомстата, 12,5 млн. украинцев — за чертой бедности; на продукты питания и коммунальные услуги тратят более 80% средней заработной платы, тогда как в странах ЕС — в среднем 30%) — следовательно, полностью закономерной является слишком большая зависимость СМИ от инвесторов, спонсоров или «политических крыш». Однако даже в этих обстоятельствах возникают и развиваются успешные проекты, где придерживаются правил современной цивилизованной журналистики, давая аудитории объективную информацию — насколько это возможно при очень специфических условиях, наступивших со времени прихода нового Президента, где предлагается стилистически взвешенный подход к музыкальной продукции. Одним из таких успешных проектов была и, собственно, остается FM-радиостанция «Мелодия».

Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания на заседании 8 декабря 2010 года отказал АО «Оникс» (которому принадлежит радио «Мелодия») в продлении срока действия лицензии на вещание. По мнению целого ряда экспертов и деятелей культуры, отказала безосновательно, выбрасывая из эфира радиостанцию, которая там работала почти 10 лет; однако в Нацсовете считают иначе. Конфликт возник еще в 2009 году на основании расхождений в оценке размера и способа оплаты лицензионного сбора. АО «Оникс» обратилось в суд, в Нацсовете на это обиделись, мол, не уладили дело по-свойски, и пошло-поехало... Однако вскоре стало понятно, что дело не просто в проблеме уплаты сбора в размере 4,3 млн. гривен, а в том, что кому-то очень нужны частоты радиостанции в регионах. По этой причине были выставлены на конкурс 15 частот, на которых звучала «Мелодия» в Киеве, Днепропетровске, Харькове, Донецке, Луганске, Львове, Одессе, Симферополе, Полтаве, Николаеве, Херсоне, Запорожье, Мелитополе (Запорожская область), Волновахе и Красноармейске (Донецкая область). Как видим, речь шла действительно о всеукраинской сети. Зато 16 марта главным победителем конкурсов на радиочастоты стал никому неизвестный «Новий обрій» (концепция «Супер-радио»), выигравший все 55 частот, на которые подавал заявки. Именно «Новому обрію» достались 12 частот из бывшей сети радио «Мелодия». Теперь новый игрок выйдет на рынок во всех 24 областных центрах и в столице автономного Крыма, а также еще в 30 городах.

При этом единственным политическим измерением в деятельности принципиально аполитичной «Мелодии», которая транслирует в основном свободную от идеологической наполненности качественную эстрадную музыку советского периода, является почти полное отсутствие там так называемого шансона. Под этим названием в Украине и России фигурируют криминально-блатные песни, которые романтизируют воровской мир. Конечно, почти весь репертуар «Мелодии» — русскоязычный, но это действительно русский язык, а не «язык блатняка и попсы», как метко охарактеризовали в свое время украинские писатели милый для определенных кругов нынешней правящей верхушки сленг. Конечно, еще неизвестно, какие принципы наполнения эфира будет исповедовать «Новий обрій», но мы все не без основания привыкли ожидать наихудшего...

Возможно, именно аполитичный статус «Мелодии» и объединил в ходе выступления в ее поддержку таких очень разных деятелей культуры, как Борис Олийнык и Богдан Бенюк, Нина Матвиенко и Ян Табачник, группа «Гайдамаки» и Ассия Ахат. Но, похоже, даже качественная эстрадная музыка советского периода в сегодняшней Украине кому-то очень мешает, и этот таинственный кто-то вовсе не является сторонником мировой классики или национальной музыкальной культуры... Фактически речь идет о еще одной разновидности цензуры, которая не позволяет потребителям масс-медиа получить то, что им нужно.

В целом же СМИ, поддерживающие власть, процветают, пусть даже и не выглядят экономически успешными, а действительно успешные проекты сознательно уничтожаются их инвесторами, так как в случае, если инвестор проявит неповиновение, ему угрожает «законная» потеря активов (судебная система и прокуратура сегодня является филиалами президентской администрации); до разыгрывания «дела Ходорковского по-украински» еще не дошло, возможно, потому что олигархи Украины по своим интеллектуальным и деловым качествам существенно уступают этому опальному российскому предпринимателю. Однако, так или иначе, давление на масс-медиа сегодня является фактом, имеющим место по всей стране; похоже, рычаги этого будут вскоре усовершенствованы (в том числе и относительно доступа к рынку рекламы), и более-менее успешными экономически смогут быть исключительно те СМИ, которые будут либо сугубо развлекательными, либо показательно лояльными. Те же, кто будет иметь свое лицо (и свою позицию), будут вытеснены.

Но что здесь, на мой взгляд, наиболее интересно — это то, что относительно событий вокруг радио «Мелодия» отсутствует соответствующий резонанс в других медиа, которые могут оказаться в подобной ситуации, то ли по инициативе инвесторов, которые не хотят конфликтовать с властью, то ли в силу привлекательного для кого-то из нуворишей места, которое они занимают в эфире. Конечно, какие-то короткие информационные заметки появляются, но нет ни нормальной реакции журналистского корпуса, ни общественной дискуссии о том, как предотвратить подобные явления. Означает ли это, что коллективы украинских СМИ смирились с правилами игры на медиарынке, а также с явными и скрытыми формами цензуры?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать