Свобода, друг мой, священна, это одна из величайших ценностей, которую мы должны спасти любой ценой.
Эрнесто Сабато, аргентинский писатель, физик и художник

Телегид

11 мая, 2012 - 12:04

 

Кино о словах, смыслах и совести

 

С воскресенья на понедельник, с 13 на 14 мая, в 01.15, на «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и ленту румынского режиссера Корнелиу Порумбою «Полицейский, прилагательное».

Фильм Корнелиу Порумбою «Полицейский, прилагательное» получил приз Международной федерации кинопрессы и приз жюри престижной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале.

Главный герой этой картины по имени Кристи – полицейский, отказывающийся от ареста парня, который, по информации, предложил школьным приятелям гашиш. Кристи считает, что закон так или иначе скоро изменится, и он не хочет ломать жизнь безответственному подростку, не хочет этим обременять свою совесть. Но для начальника Кристи слово «совесть» имеет совсем иное значение.

Для главного героя, полицейского, совесть – это что-то внутри человека, она препятствует делать что-то плохое, такое, о чем будешь жалеть. На это начальник отвечает тем, что разыгрывает почти цирковой номер с чтением толкового словаря. Словарь, как и закон, как будто бы дает достаточно прозрачные ответы, но жизнь сложнее.

Корнелиу Порумбою, который основывал сценарий своего фильма на двух реальных историях, начал работу над ним с того, что разослал письма 15-ти друзьям и попросил каждого дать свое определение совести. И получил абсолютно разные ответы, у каждого было свое понимание. Именно тогда Порумбою и придумал будущую кульминационную сцену со словарем.

По словам режиссера, он сделал кино о смысле жизни и о словах. А название придало фильму дополнительное звучание. И, скажем, сцена, в которой действующие лица неожиданно обсуждают написание местоимений, очень важна. Порумбою хотел этим продемонстрировать, что мир сегодня меняется даже на уровне грамматики. А его герои – посредники в этом мире, они передают информацию друг другу, как и режиссер – зрителю.

Если же говорить о конкретном герое фильма «Полицейский, прилагательное», то стоит подчеркнуть, что он последовательно неодномерен. Это довольно противоречивый человек, в котором борются два естества. С одной стороны, в нем говорит совесть. А с другой – он в первой половине фильма ведет себя, как настоящий хищник. Выслеживая подозреваемого, Кристи чувствует удовольствие, как дикий зверь, преследующий жертву. И этот процесс захватывает его больше, чем результат.

В программе также пойдет речь об особенностях тематики и стиля в начале упомянутой румынской киноволны, к которой принадлежит и творчество Корнелиу Порумбою.

Кстати, первый его полнометражный фильм «Было или не было?» (международное прокатное название – «12 часов 08 минут к востоку от Бухареста») в 2006 году не только получил «Золотую камеру» как лучший дебют в Каннах, но и «Золотого оленя» Киевского международного кинофестиваля «Молодость».

Мне посчастливилось быть членом жюри той «Молодости», и я до сих пор ярко помню эту преисполненную грустного юмора, трагикомическую драму, а также кинохудожественную виртуозность ее режиссера, который сказал о своем кинопоколении так: «Мы снимаем о том, что нас волнует. Мы категорически отрицаем кино, несущее в себе любую пропаганду. Отсюда и наша решительность – режиссеры хотят оторваться от прошлого, отказаться от идеологических традиций. Мы отрицаем старый и ищем новый киноязык. Мы отталкиваемся от реальности, и наше кино основано на документальной традиции».

По словам режиссера, фильм «Полицейский, прилагательное» задумывался как своеобразный лабиринт, по которому блуждает главный герой. И Порумбою стремится затащить зрителя в этот лабиринт значений и вопросов, которые герой задает себе, не находя ответы, заставить зрителя заблудиться в этом самом лабиринте и задать себе те же вопросы.

Владимир ВОЙТЕНКО

Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments