Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

ТВ для настоящих европейцев

02 сентября, 18:42

«Скажи мне, что ты смотришь, и я скажу тебе, кто ты»... Когда узнаешь о телевизионных предпочтениях жителей стран Европы, начинаешь понимать, почему именно эти страны являются европейскими. Тамошнее ТВ разрушает стереотипы о том, что эфир должен быть сугубо развлекательным. О ТВ своей страны «Дню» рассказал чешский режиссер, сценарист и продюсер Зденек ФЛИДР.

— Господин Зденек, проведите, пожалуйста, «ликбез» для украинского читателя относительно чешского телевидения.

— У нас есть два государственных общенациональных телеканала: ЧТ-1 и ЧТ-2, а также две мощные региональные студии в Брно и Остраве. На ЧТ-1, к сожалению, много некачественных сериалов, но есть хорошие документальные фильмы. На Втором канале преобладают музыкальные программы, спорт, ежедневно передаются новости регионов (в устоявшемся объеме — 26 минут). У нас, конечно, есть и частные телестудии. Например, самые популярные из них — «TV Nova» и «Prima-TV». Сравнительно высокий рейтинг среди зрителей имеют ЧТ 1и «TV Nova».

В общем, согласно проведенным чешским ТВ опросам, рядовой зритель смотрит телевизор около четырех часов в сутки. Однако на долю государственных телеканалов приходится только четвертая часть зрительского внимания. Самой большой популярностью пользуются выпуски новостей. На втором месте — документальные фильмы, а также программы для детей. На один час вещания — не более 12 минут рекламы, причем в прайм-тайм количество рекламы сокращается в два раза.

Согласно прошлогоднему исследованию зрительских симпатий, самый большой рейтинг был у Кубка Дэвиса, который, напомню, разыгрывался между чехами и россиянами. Документальные циклы, такие, например, как «Шедевры в чешских коллекциях», также привлекли внимание широкого зрительского круга. Немалой популярностью у чехов пользуется телевизионная продукция (особенно документальные и художественные фильмы) из Нидерландов, Великобритании, Америки.

— На чем базируется программная политика чешских телекомпаний?

— Совету чешского телевидения запрещено вмешиваться в творческую деятельность какой-либо компании. Следует отметить, что выпуски новостей того или иного канала — более-менее незаангажированы. Ведь если государственный и частный каналы подадут одну и ту же информацию с разными акцентами, они потеряют доверие зрителей. Чешские телевизионщики очень боятся этого. Поэтому стараются не искажать новость, а только сообщают ее, давая возможность зрителям самостоятельно делать выводы. Одна из основ программной политики — создание передач и о национальных меньшинствах Чехии.

— А каким образом финансируются телеканалы вашей страны?

— Бюджет общественного телевидения Чехии формируется из нескольких источников. Хотя доля рекламы в эфире у нас, на первый взгляд, незначительная, но на самом деле ее намного больше за счет многочисленных «телемагазинов», или как их еще называют — «магазинов на диване». Кроме этого, финансы поступают и от установленной абонентской платы за радио и телевизор, которая обеспечивает чешскому телевидению мощную зарубежную корреспондентскую сеть, помогает инвестировать средства в национальный кинематограф, отказаться от прерывания фильмов рекламными вставками.

— Кстати, о кинематографе, судьба которого сегодня непосредственно связана с телевидением... Как живется нынче чешским режиссерам?

— В своей стране мы, как говорят, — на собственных хлебах... Я, например, длительное время проработав в редакции документалистики, музыкального и театрального искусства Чешского телевидения, и сейчас сотрудничаю с общественным ТВ в специальных проектах.

— Среди ваших фильмов, которые я имела возможность посмотреть на VI Международном фестивале телерадиопрограмм для национальных меньшинств в Ужгороде, есть и касающиеся Украины, ее культуры. Чем вас заинтересовала наша страна? И как воспринимает эти проекты чешский зритель?

— Многие мои детские воспоминания связаны с Украиной. Я родился на юге Чехии, где во время войны нас освобождал Второй украинский фронт. В чешских домах жили украинские солдаты. Я, будучи маленьким мальчиком, выменивал у них белый хлеб на черный...

Эти вещи вызывают у меня приятные воспоминания, ибо еще сызмала я научился уважать украинцев. Прошло много лет. Сейчас я много общаюсь с украинцами из Закарпатья, которые работают в Чехии, и преисполнен искреннего уважения к этим людям, которые тяжело работая на чужбине, помнят о своей земле, о своих семьях. Таким образом у меня возникло желание узнать об украинцах и на их земле — в Украине. Я еще раз убедился, что этот народ — гордится своей культурой, обычаями, обрядами. Здесь мне есть о чем снимать фильмы. Одним из самых удачных своих проектов считаю документальный фильм «Пісні полонин». Впервые признаюсь, что посвятил эту ленту дружбе с украинцем, который умер на тяжелых работах в Чехии.

«Пісні полонин» были показаны каналом Арте, который транслируется от Ирландии до Турции. Я считаю это серьезным достижением, ведь Арте показывает только высококачественные некоммерческие телепродукты. Также я очень горд, что и чехи не отнеслись к фильму равнодушно.

После съемок «Пісень полонин» осталось много материала, который ляжет в основу еще одной документальной ленты об украинцах — «Нова радість стала». Этот фильм будет рассказывать об общих рождественских обычаях и обрядах украинцев и чехов.

Напоследок скажу, что у меня есть и возможность, и желание продолжать снимать фильмы о жизни и быте народов мира. Думаю, что при таких обстоятельствах «Нова радість стала» будет не последним фильмом об Украине. Ведь в культуру этой европейской страны я влюблен...

СПРАВКА «Дня»

Зденек Флидр — чешский режиссер, сценарист, продюсер. Родился 8 июня 1940 года в городе Чешские Будейовице (Чехия). В 1980 году закончил Киноакадемию (FAMU). Член жюри Международного кинофестиваля в Майнхейме, Германия; председатель жюри фестиваля телерадиопрограмм для национальных меньшинств «Мій рідний край» в Ужгороде. Автор документальных фильмов: «Бакалаври» (1984), «Демаркаційна лінія» (1995), «Вітезлав Новак і народна пісня» (1999), «Пісні полонин» (2000), «Гірські німці вчора і сьогодні» (2002), «Коріння» (2003). Соавтор сценариев полнометражных фильмов «Гра на короля» и «Великий вандр». Автор учебника для вузов и киноакадемий «Сбор материалов и информации для создания сценария» (Прага, 1988, 2000).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать