Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В ЖАНРЕ ГОЛОВОЛОМКИ

Эксперты «Дня» пытаются определить основную проблему украинских СМИ
18 октября, 00:00
Спору нет, желание части представителей журналистского сообщества вырваться за пределы поля, очерченного владельцем того или иного СМИ, имеет под собой определенные основания. Да, порой приходится играть по не тобой установленным правилам и попытки отвоевать себе более высокий уровень личной свободы не всегда так результативны, как того хотелось бы. С другой стороны, а готовы ли реально те, кто ратует за игру «по общепринятым правилам» (без учета не «общепринятой» ситуации), в один прекрасный день услышать от владельцев своих СМИ: «Хорошо! Будь по-вашему!»? И... начать получать за свою работу деньги, реально заработанные изданием или телеканалом в «свободном плавании» по недоразвитому рынку масс-медиа? Безусловно, данные аналогии применимы, прежде всего, ко взаимоотношениям в системе «владелец СМИ — журналист», в то время как обвинения в давлении на журналистов раздаются, прежде всего, в адрес власти. Однако для того, чтобы во взаимоотношениях власти и средств массовой информации произошли серьезные сдвиги, необходимы, как справедливо считают многие и журналисты и политики — в частности, Леонид Кравчук — не только благие намерения, но и предпосылки. В первую очередь — независимость журналистов и СМИ в целом. По-видимому, до тех пор, пока они экономически зависимы, пока одним из следствий либерализации экономических отношений не станет превращение отечественных «медиа-холдингов» из политических проектов в бизнес-проекты, о равноправном сотрудничестве не может быть и речи.

В то же время и в системе «власть (или некая политическая сила) — владелец СМИ» много ли найдется этих самых владельцев, готовых стать «взрослыми» и самостоятельными уже сейчас? Итак...



Наталья КОНДРАТЮК, тележурналистка (ОРТ, Тонис):

— Основная проблема — проблема постоянной нехватки чего-то. Одним не хватает денег, другим свободы, большинству и того, и другого. Только что такое деньги — все понимают одинаково, а что такое свобода — по-разному. Ведь сколько лет ведется полемика о том, что хозяйские СМИ свободны в рамках интересов патрона и что изменилось? У кого нашлись силы основать что- нибудь автономное? Помните старый анекдот о разных нравах в разные времена: Остановился поезд. Закончились рельсы. В одни времена — расстреляли начальника станции, в другие разобрали дорогу сзади и проложили дальше, вперед, в третьи — вышли из поезда и стали кричать: «У нас нет рельсов!» Ну, кричим мы лет десять «У нас нет свободы!» И что? Кто-то добрый должен ее подарить?

Я не уверена, что ненормативная лексика в статьях — это проявление свободы, скорее характеристика уровня культуры. Сомневаюсь, что эпитеты и ярлыки имеют какое-то отношение к демократии. Но подобным образом зачастую подменяется отсутствие фактов. Очень просто кого-либо обругать и очень сложно документальными фактами показать настоящее лицо кого-либо. Факты нужно искать, запасаться неоспоримыми доказательствами, проводить расследования и на его основании делать выводы: это — журналистика, а не просто умение писать хорошо. Нужно в системе СМИ менять очень многое. Но пока СМИ не станут доходным бизнесом, а будут влачить существование в приживалках, сделать это практически невозможно. Сейчас качественно изменить уровень украинской журналистики может корпоративность хозяев СМИ. В идеале, они могли бы договориться о неких правилах, по которым будут работать все. Но прежде не должно у владельцев газет и каналов быть такой зависимости от власти. Сейчас, мне кажется, стоит начинать диалог. Можно попытаться объяснить, что журналист может, должен и будет объективным в своих материалах. Вне зависимости от личных симпатий и антипатий. Что объективность менее страшна для власти, чем страусиный принцип: не вижу, не слышу, значит, этого нет. Что диктат порождает сопротивление. Что не стоит своими руками делать из прессы себе противников. Что работать всем, включая журналистов, нужно умнее и тоньше. Идеология и пропаганда существуют в любом государстве. Но только у нас снежинку пытаются вырезать топором.

Сергей ВАСИЛЬЕВ, руководитель главного управления информационной политики Администрации Президента Украины:

— Проблем у украинских СМИ так много, что назвать лишь какую-то одну из них — все равно, что ни о чем не сказать. Ведь в этой сфере слились и экономические, и политические, и социальные проблемы (под социальными я подразумеваю те, которые влияют, например, на уровень зарплаты и пенсий журналистов, условий их жизни и работы). Можно провести аналогию. Говорят, что армия — отражение лица общества. Так вот СМИ тоже можно считать отражением лица общества. И поэтому нельзя говорить о проблемах украинских СМИ в отрыве от тех социально-экономических и политических проблем, которые решает сейчас наше общество. Я думаю, что это была бы наиболее объективная оценка и наиболее корректная привязка к реальным критериям. Все остальное требует многочасовой беседы с четким вычленением каждого из аспектов проблемы.

Зиновий КУЛИК, шеф-редактор «ПиК», политолог:

— Если говорить о проблемах, существующих сегодня в украинских СМИ, то я бы выделил три из них. Первая — это, безусловно, экономическая несамостоятельность. Без экономической самостоятельности пресса становится заангажированной, подцензурной. И в самих редакционных коллективах складывается ситуация, в которой талант не может раскрыться. Потому что, скажем, в государственных СМИ платят небольшую зарплату независимо от наличия таланта, а в негосударственных платят скорее за имя, чем за талант.

Вторая проблема, простите, — наша личная. Это, скажем так, не очень высокий уровень квалификации. Начиная с нежелания исследовать факты, работать над словом, если уж говорить о каких-то «охудожненных» жанрах. Но не только это. Даже если речь идет о самой краткой информации, даже если речь идет о переводе официальных названий, то это делается калькировано. Скажем «Министерство иностранных дел» — обязательно «Міністерство іноземних справ». Вместо «закордонних», как официально принято в Украине издавна. Таких примеров можно было бы назвать множество. Или возьмем, например, с десяток самых тиражных на сегодняшний день изданий: обязательно информацию один в один повторяют. Нет какого-то обобщения. Есть только, скажем так, ирония на бытовом уровне. Если говорить о серьезном политическом анализе, то это только единичные факты.

Ну, и третья проблема, о которой стоит говорить, — это проблема отсутствия корпоративной солидарности. Я не знаю ни одной страны (и не только на Западе, а даже из наших ближайших соседей), где бы так жестко относились друг к другу внутри своего журналистского цеха. Вспомним традиции цеховых мастеров (скажем, гончаров), которые жили приблизительно в одном месте, держались своих, удерживали определенную ценовую политику на собственные изделия. Это исторический факт. И такая вот профессиональная солидарность на уровне создания реального журналистского объединения смогла бы решить массу вопросов. Потому что на сегодняшний день ни Национальный Союз журналистов, ни Государственный комитет (информационной политики. — Ред. ) эту роль выполнить не могут. Потому что они пытаются не вмешиваться в острые вопросы, волнующие сегодня журналистскую среду, и годами разрабатывают проблему так называемой социальной защиты, что в конце концов ни к чему хорошему не приводит. Так вот, до тех пор, пока профессия журналиста не станет не только деятельностью по призванию, но и деятельностью, которая для общей массы ангажированных в эту самую профессию будет приносить реальные доходы для нормальной жизни, то я думаю, что до этого момента такой солидарности у нас не будет. И понятно, что это будет довольно острой проблемой. Если мы решим эти три вопроса, можно будет говорить о признаках четвертой власти, или посреднической силы между властью и обществом. На сегодняшний день как первое, так и второе определение в отношении украинских СМИ применять, как мне кажется, преждевременно.

Дмитрий КИСЕЛЕВ, главный редактор информационной службы ICTV:

— Основная проблема украинских СМИ в том, что слово часто используется как оружие в войне без правил. Что баланс создается не каждым средством массовой информации в отдельности, а является составной величиной, возникающей в результате действия часто маргинальных средств массовой информации. То есть каждый как бы говорит свою правду, и публика вынуждена составлять свой паззл, свою композицию. Вот и все. Средства массовой информации являются, я убежден, свободными и могут говорить все, что угодно, но они не имеют внутренних кодексов для журналистов. И это приводит к дезориентации и журналистов, и публики. Если бы эти внутриредакционные кодексы были введены и опубликованы, то, наверно, журналисты настаивали бы на их исполнении и сами бы на них равнялись. Так как нет правил, нет параметров, нет рамок, то часто заносит куда-то на поля. Поля по-английски — margins, это является корнем слова «маргинальный». То есть происходит, мне кажется, маргинализация средств массовой информации. И забывают о государстве. То есть — цель любой ценой. А цену не очень хорошо осознают. Ценой может оказаться государство. А без государства нет демократии.

Николай ТОМЕНКО, председатель парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации:

— Я думаю, она в политической, экономической и моральной зависимости журналистов — от политической власти, владельцев и собственной совести. Существует реальная ситуация, когда политическая власть имеет механизмы влияния (прямые или косвенные) на любые средства массовой информации в Украине. Журналист прекрасно понимает, что если он работает в издании пропрезидентском, то есть непосредственная экономическая и политическая связь его владельца и власти. Если он работает в оппозиционном СМИ, он также понимает, что существует непосредственная зависимость и связь между ним, владельцем и властью уже через налоговые, фискальные и судебные органы. То есть в этой стране есть варианты, как влиять на характер, содержание средств массовой информации и в случае, когда они пропрезидентские, и в случае, когда они оппозиционные. И трагедия вообще украинской журналистики — в этой фатальной зависимости и в том, что у нас не выстроена логика функционирования медиа, которые по определению объективны и достоверны и не являются пропрезидентскими или оппозиционными.

Зависимость от владельцев изданий связана, в первую очередь, с их постоянной попыткой попасть под генеральную политическую линию власти, с которой они работают, а во-вторых, с тем, что они создали фантастическую экономическую зависимость журналистов. Поскольку общеизвестно, что они не работают в публичной финансовой среде, и большинство владельцев не легализирует свои отношения с журналистами на уровне соглашений, договоров и тому подобное. Если сейчас проверить даже «самые модные» общенациональные телекомпании, вы увидите, что большинство журналистов работают там не законно, то есть — или по совместительству, или на договорах, то есть — они не работают там постоянно. И, таким образом, не могут непосредственно, скажем, бороться за свои права. С другой стороны, финансовые отношения также строятся таким образом, что часть денег платится официально, а часть — неофициально. Следовательно, такой теневой характер экономических отношений определяет просто фантастическую зависимость простого журналиста. Потому что он становится заложником, например, теневого функционирования медиа, и его попытки конкурировать или объяснять что-то владельцу или руководителю канала означают, что он в значительной степени признает, что он сам является участником этого теневого характера функционирования медиа. Что, конечно, его сдерживает.

Ну, и третья степень зависимости — это самозависимость, когда значительное количество журналистов, понимая, где они работают, понимая, кто их владелец, и понимая, что на украинском медиа-пространстве есть очень большая конкуренция и значительное количество безработных, могут позволить себе как будто раздвоение собственного сознания. То есть журналист может говорить на каких-то собраниях о своей принципиальности и честности, а в своем медиа говорить в соответствии с генеральной политической линией и линией владельцев. Поэтому, мне кажется, эти три зависимости — это проблема украинской журналистики. Каждая из них ликвидируется различным способом, хотя каждая из них взаимозависима и в значительной степени связана друг с другом. То есть, условно говоря, самозависимость журналиста автоматически уменьшится, когда уменьшится зависимость от власти и зависимость от владельцев и т.д.

Ольга ГЕРАСИМЬЮК, тележурналистка («1+1»):

— Основная проблема отечественных СМИ заключается в том, что они пытаются говорить о необходимости того, что бывает в стране, которая идет по пути нормального развития (скажем, о свободе), живя в нищей, бедной стране, в которой это, в принципе, звучит даже несколько странно. А нищий — каждый из нас (в данном случае речь идет о СМИ) по своей причине. Но это факт. И я недавно, разговаривая с врачом-психотерапевтом, услышала фразу, которую, мне кажется, очень просто перенести и на эту ситуацию. Он мне сказал: «Знаете, какая основная беда нищего, то есть того, кто сидит и просит милостыню на улице? Основная беда не в том, что ему дают и его это мучает. А в том, что ему самому нечего кому-то дать». И это основной комплекс нищего. Мне кажется, что это является и комплексом наших СМИ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать