Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Звездный набор «Стандарт»

Немного запоздалые итоги новогодне-рождественского эфира
15 января, 19:00
ВОТ ОН — НАШ УКРАИНСКИЙ УРОВЕНЬ. ЖАЛЬ, ЧТО В ПЕРВЫЕ ЧАСЫ НОВОГО ГОДА НЕ ОН ПРИВЕТСТВОВАЛ УКРАИНЦЕВ / ФОТО УНИАН

Кажется, свое недовольство новогодним эфиром не высказал только ленивый или занятый, как я, государственными экзаменами в университете. В наблюдении за напором критики, у нас назрел вопрос: а неужели кто-то ждал чего-то другого? Что, кто-то надеялся на необыкновенные свершения звездного набора «Стандарт», который перекатывался из одного проекта в другой, с «первой» кнопки на «вторую»? Сложно поверить в то, что кто-то ждал «новогоднего чуда», принимая во внимание общий уровень, демонстрируемый украинским телевидением. Тотальная «профнепригодность» всех «огоньков» и мюзиклов настолько очевидна, что даже неинтересна, поэтому в критике не нуждается.

Интересно другое: почему эту безликость, это абсолютное ничто до сих пор заказывают телеканалы и, соответственно, до сих пор вырабатывают продакшен-компании? Неужели каналы, если они называют себя лидерами, не имеют желания идти хотя бы на шаг впереди, быть прогрессивными и расти в глазах своей аудитории? Почему телевидение стало приютом маргинальности?

Мюзикл «Красная шапочка», который транслировал канал «1+1» в новогоднюю ночь, произвела продюсерская компания Семена Горова «Горов Студио» на заказ и в сотрудничестве с каналом.

— Направленность мюзиклов новогодняя, развлекательная. Этакий легкий развлекательный жанр. Формат мюзикла был пожеланием заказчика — телеканала «1+1», и, на мой взгляд, такой формат логичен для Нового года, — отвечает на наши претензии Марианна Розстальная, исполнительный продюсер компании «Горов Студио». — Мы всегда взвешиваем, кто будет целесообразным в той или иной роли. У нас довольно много звезд, и есть из кого выбирать. Более профессиональная эстрада — все же российская (ха-ха! — учитывая хотя бы то, что значительная часть этой «более профессиональной российской эстрады» — украинского происхождения. — Ред.), именно поэтому в проектах много российских звезд. В Украине пока что не тот уровень (ха-ха во второй раз! — уровень есть, но его игнорируют, ориентируясь на российскую попсу. — Ред.). Я не говорю, что у нас нет профессиональных и популярных звезд на эстраде, просто мы выбрали такое соотношение: 50 на 50, скажем так. Чтобы были и российские, и украинские исполнители, лишь бы это было интересно разным возрастным группам. Качество эфира за последние годы выросло, — считает Марианна. — Конечно, есть куда еще расти, самый больной вопрос для украинского телепространства — это, на мой взгляд, качество руководящих кадров, которые, мне кажутся, не очень профессиональными.

Наши обвинения в засилье российской попсы и содержательном «нуле» можно воспринимать как нытье, но нам они кажутся справедливыми и вполне обоснованными претензиями. Так как здесь речь идет не только об эфире под бой курантов (в конце концов, в это время все сосредоточены, как правило, на близких людях, а не на телевизоре, который, заметьте, все равно точит наше сознание, создавая такой будто бы обычный фон из героев российской эстрады), но и о тех программах, которые мы вынуждены наблюдать на протяжении всего новогодне-рождественского периода. А это преимущественно концерты с упомянутым неоригинальным набором лиц или уже сто раз показанный и «пережеванный» продукт.

Чудеснейший подарок сделал зрителям телеканал «Интер», показав 28 декабря презентацию сольного альбома Святослава Вакарчука «Вночі». «Может, недоглядели?» — подумалось сразу. Ведь концерт такого уровня настолько выбивался из общего телевизионного хлама, что, казалось, в эфире «Интера» он оказался чудом. Чьей бы заслугой не была трансляция концерта, спасибо! Между прочим, проект «Вночі» прекрасно бы вписался в новогоднее настроение украинских домов — такой искренний и по-семейному интимный, он, безусловно, выигрывает на фоне «Одноклассников» (кстати, интересный замысел, но смазанный привычной манерой «плоского» видения) или «Красной шапочки» (о которой уместно написал один из авторов «Обоза» как о реламе водки, замаскированной под мюзикл). Но, судя по всему, Святослав Вакарчук (представитель поп-культуры, между прочим) — не звезда. Значительно ярче сияют Потап и Настя Каменских , от «не того уровня» которых, к стати, млеет Москва, в том числе и Примадонна. Возможно, критерий качества и искренности, а точнее их отсутствие является определяющим для телепродюсеров? Так или иначе, а чувство признательности исчезло, словно дым, если уже с началом нового года все, так сказать, стало на свои места и на экране «Интера» снова появилась Маша Распутина.

Среди тех, на кого было приятно смотреть в праздничные дни, был Первый Национальный. Канал привлек внимание зрителей, в частности, к проекту, посвященному Василию Стусу — «Стусове коло». И за привнесение вдумчиво-философского настроения в сплошные карнавалы Первый Национальный тоже следует поблагодарить.

ПЛОХАЯ ПРИВЫЧКА

Украинский телезритель уже привык к мюзиклам в новогоднюю ночь. Если напрячь память, то можно припомнить, что история с мюзиклами, аппелирующими к известным литературным произведениям, началась в украинском новогоднем эфире «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В той «первой ласточке» чувствуется значительно более тщательная, чем сейчас, работа над образами. Олега Скрипку в роли Вакулы невозможно даже сравнить с тем «жомом», что мы видим в эфире в последние годы. Тем временем, как уже писал «День», в 2009-м исполняется 200 лет со дня рождения Николая Гоголя. Так почему же украинским каналам не пришло на мысль посвятить свои новогодние мюзиклы этому мистическому и ужасно модному сейчас литератору? Ведь «Вечерами на хуторе...» его творчество не ограничивается, а скорее лишь приоткрывается. Гоголь, кажется, дает наиболее масштабное пространство для телефантазий, причудливых идей, одним словом, для творчества. Этот потенциал телевизионщики могли бы использовать бесконечно, но, конечно же, в качественном во всех смыслах этого слова виде.

— В этом году традиция не нарушена, — считает постоянный телеэксперт «Дня» Иван Мащенко. — Снова было засилье материалов, произведенных в Росси (конечно, неплохого класса, но...), или на заказ российских каналов, которые потом со сдвигом во времени показывали и украинские каналы, в том числе «Интер». Из наших, к сожалению, даже Первый Национальный отделался старым материалом. Я имею в виду развлекательно-песенный. Такие проекты, как «Красная шапочка», на мой взгляд, прошли незаметными. И, кстати, уже не впервые наши проекты не выдерживают конкуренции с наполнением эстрады Росси. Так или иначе, круг имен, так сказать, высшего класса ограничен, поэтому они повторялись бесконечным потоком. На всех каналах «крутили» концерт Меладзе, всюду Пугачева. Припоминаю, как в советское время только «огоньки» и были, все ахали и ждали Нового года, 1 мая или 7 ноября, чтобы посмотреть на то, как «огоньки» стягивали всех и все, что можно было, с эстрады Советского Союза. Сейчас, конечно, нужны какие-то новые форматы, но как телевизионщик со стажем я должен сказать, что новый формат — это большой подвиг. Найти оригинальность формы с соответствующим наполнением сможет уже кто знает какое поколение, которое совсем далеко отойдет от стереотипов (кстати, не всегда плохих) советского телевидения. Я ни в коем случае не противопоставляю формат и наполнение. Формат будет только в том случае удачно реализован, если будет иметь соответствующее наполнение. Это революционная задача для телевизионщиков нового поколения.

Итак, телевизионщики нового поколения, беритесь за дело! Надеемся, что примета «как встретишь, так и проведешь» не будет касаться украинского эфира в новом году. И двухсотлетний Николай Гоголь, а также Богдан-Игорь Антоныч и Мария Примаченко (столетие которых будут отмечать в этом году) все же дойдут до телезрителя в виде документальных фильмов, программ, спецпроектов... Здесь не нужен революционный формат. Дайте нам качественное содержание, грамотно вложенное в удачно подобранную форму. Слышите?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать