Два крыла, которыми возвышается человеческий дух в бескрайние просторы, - это вера и наука.
Иосиф Слепой, украинский церковный деятель, предстоятель Украинской греко-католической церкви, кардинал Римско-католической церкви

На пульсе европейского единения

Во Львове сегодня финиширует третий сезон Международного музыкального фестиваля LvivMozArt
12 августа, 2019 - 15:35
Фото из ФБ-дневников LvivMozArt-2019

Фестиваль продолжался 9 дней, в течение которых публике предложили аж 25 событий. Сооснователь и арт-директор мероприятия, одновременно - главный дирижер Оперы и Филармонического оркестра города Грац (Австрия), арт-директор и дирижер Молодежного симфонического оркестра Украины (YSOU) Оксана Лынив еще в канун открытия мероприятия неоднократно подчеркивала, что LvivMozArt-2019 для всей команды фестиваля особенный. Чем? Потому что в этом году посвящен не только музыке, но и литературе - на фестивале чествовали выдающегося австрийского писателя и журналиста Йозефа Рота (1894 - 1939), который родился на Львовщине, в городе Броды, и у которого в 2019-м двойной юбилей - 125 лет со дня рождения и 80 лет после смерти.

Стартовал LvivMozArt симпозиумом «Литературные импрессии в музыке: Моцарт и будущее» с участием ученых из Германии, Австрии, Польши и Украины. Темы докладов, а их было двенадцать, касались литературных и музыкальных артефактов со времен Моцарта и до ХХ века, творчества Йозефа Рота.

В этот же день в рамках LvivMozArt публике представили выставку «Династия Моцартов: музыка и литература», которую совместно создали Фонд «Моцартеум» (Зальцбург, Австрия), львовские Галерея искусств и Библиотека им. Стефаника.

Экспозиция, а продлится она до конца августа, посвящена 300-летнему юбилею отца Вольфганга Амадея и деда Франца Ксавера - Леопольду Моцарту и прекрасно вплетается в общую канву фестиваля - «Музыка и литература». Среди экспонатов - письма Моцартов, партитуры, первые исторические издания, портреты, художественная графика, музыкальные инструменты XIX в. И т.п. Но особое внимание посетителей точно привлечет первый учебник по игре на скрипке под названием «Искусство игры на скрипке», который выдающийся педагог, скрипач и музыкальный менеджер своих детей Леопольд Моцарт сочинил специально для Вольфганга.

К выставке «Династия Моцартов: музыка и литература» очень уместен был камерный концерт «Связь поколений», и это была презентация самого мощного в мире моцартовского общества - зальцбургского Моцартеума, которая имеет полное право считаться историческим событием для Украины. Концерт состоял из скрипичных произведений всех трех Моцартов - Леопольда, Вольфганга-Амадея и Франца Ксавера и вызвал ажиотаж среди поклонников музыки Моцарта, потому что нечасто удается услышать именно такое, трех гениев одного рода, сочетание произведений.

Грандиозным и многолюдным, а иначе и не скажешь, стало, собственно, музыкальное открытие фестиваля с посвящением Роту. Мероприятие с участием более 200 деятелей искусства и звездных солистов проходило у руин бродовской синагоги, некогда одной из крупнейших синагог в Восточной Европе, под открытым небом. В сопровождении оркестра INSO-Lviv и Хоровой капеллы «Дударик» выступили оперная певица из Южно-Африканской Республики Пумеза Мацикиза, американский музыкант Абраам Броды и киноактриса Сунни Меллез (чтец). В программе этого вечера звучали произведение Богданы Фроляк Kyrie eleison и премьера произведения Абраама Броды (скрипка-перформанс, США), созданного специально по заказу LvivMozArt. Кульминацией действа стала масштабная Третья симфония Kaddish американского композитора, дирижера и гуманиста Леонарда Бернстайна.

Первую часть концерта можно было посмотреть онлайн в Youtube.com.

Относительно  впечатлений... Вот что сказал о концерте в Бродах руководитель капеллы «Дударик», композитор, продюсер и дирижер, а еще - человек с безупречным музыкальным вкусом Дмитрий Кацал «Сунни Меллез - Чтец. Превратила хоральную симфонию в моноспектакль, безальтернативно покорив весь ее арсенал - Изречение. Она создала тот особый эфир разговора один на один с Богом. Пробудила подсознательное, разбередила и успокоила личные переживания и сомнения, надежды и разочарования, любовь. «...MAGNIFIED AND SANCTIFIED BE THE GREAT NAME. AMEN...»

Пумеза Мацикиза - ее голос истекает из самой земли, этот тембр... он пленяет навсегда с первого мгновения, звука. Это богатейшее естество, что способно вещать нежностью и терпением ЭПОХИ. Она резонирует с интимными воспоминаниями о самом родном - родителях, прародителях. О семье размером в человечество.

Оксана Лынив - хрупкая, гармоничная, человек - шаровая молния... Она собой и своим трудом зашивает воронки и целые пропасти в полотне нашей культуры. Да. Она творит историю»...

И во все последующие дни зрителей LvivMozArt ждали уникальные события.

К участию в фестивале был приглашен, в частности, Влад Троицкий с оперой «IYOV» для препарированного рояля, ударных, виолончели и солистов. Если кто не знает, добавлю, что это произведение вошло в десятку лучших современных постановок мира.

Также приехала на фестиваль актриса из Франции Мелисса фон Вепи с авторским моноспектаклем «Зеркало», где сочетаются театр, акробатика и танец.

А еще участником LvivMozArt был целый Баварский молодежный симфонический оркестр в составе 110 человек. Все помнят программу «Что, где, когда?» с фанфарами, и это начало произведения «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса. По словам Оксаны Лынив, это произведение вообще никогда не звучало в Украине, а оркестр из Баварии, собственно, и приехал во Львов с этой программой. Впервые в Украине на LvivMozArt можно было услышать выдающегося музыканта, мирового короля клезмера Гиора Фейдмана, который соединил в своем авторском стиле джаз, классику и клезмер. Во Львове мэтр выступал со своим квартетом Gershwin Quartet из лучших музыкантов Европы (Германия, Беларусь, Франция и Украина).

Следовательно, права была Оксана Лынив, когда обещала, что каждое событие LvivMozArt обязательно найдет своего слушателя.

Сегодня - день закрытия фестиваля во Львовской опере, где будут звучать знаковые произведения патрона фестиваля Франца-Ксавера Моцарта и Людвига ван Бетховена в исполнении Молодежного симфонического оркестра Украины  YsOU.

Кульминацией концерта-финиша третьего сезона LvivMozArt станет гениальное произведение Людвига ван Бетховена, которого еще в юности поразил стих проводника движения «Буря и натиск» Фридриха Шиллера - «Ода к радости», которое на волне европейского гуманизма было призывом к объединению и братству на земле. Эти образы композитор воплотил в последней симфонии, ставшей настоящим революционным произведением не только для самого Бетховена, но и для всего музыкального мира. В четвертой части произведения в исполнении большого состава оркестра, усиленного хором и солистами, звучит известная «Ода к радости», которая из-за своего мощный содержания стала общеевропейским гимном единения и свободы человечества.

Фестиваль заканчивается. Да здравствует новый фестиваль!

А в завершение короткого рассказа о LvivMozArt-2019 уместно подать несколько соображений профессора Львовской музыкальной академии им. Николая Лысенко, музыковеда, доктора искусствоведения, педагога, моцартоведа Любови Кияновской - о важности, традиции, своевременности и оригинальности фестиваля, также – неслучайности его возникновения LvivMozArt именно во Львове.

- Рассуждение первое - важность. Для многих львовских интеллигентов Франц Ксавер Моцарт стал символом нашего культурного возрождения и осознания богатой духовной истории после обретения Украиной независимости. И не только потому, что в советское время вся галицкая культура начиналась с 1939 года и о каких-либо свершениях и выдающихся фигурах края до этой приснопамятной даты как-то не принято было говорить (а тем более выносить на сцену). Не менее важным импульсом для пробуждения интереса к блестящему, богатому и разнообразному музыкальному прошлому Галичины стало то, что, вернув произведения «львовского Моцарта» в концертный репертуар, профессиональная элита получила прекрасную возможность поэкспериментировать с «машиной времени» и предложить инновационные и по программам, и по формам художественные взгляды на нашу славную духовную историю. Сам факт такого длительного - почти тридцатилетнего! - пребывания и плодотворной работы младшего сына гениального венского классика в нашем городе приводит к мысли, что здесь, в центре Европы, все-таки создавалась своя неповторимая художественная аура, которая имела продолжение и которую не удалось разрушить никакими репрессиями и насилием. Поэтому такой международный фестиваль, который демонстрирует всему миру нашу культурно-историческую память, - это очень важно!

Рассуждения второе - традиция. Несмотря на нежелание советской идеологии разрешать вспоминать свое настоящее духовное прошлое, все же хоть пунктиром имя Франца Ксавера упоминалось. Еще в 60-х гг. ХХ в. пионером в этом деле стал авторитетный музыкант, скрипач, профессор Дмитрий Колбин, тогда же первые исследования об исторических событиях музыкальной культуры Львова, в том числе и о сыне Моцарта, начал публиковать Лешек Мазепа. А уже во времена Независимости круг исследователей и исполнителей его музыки значительно расширился. Творчество и педагогическую деятельность Франца Ксавера, его вклад во львовскую культуру исследовали музыковеды Стефания Павлишин, Лешек Мазепа, Ярема Якубьяк, Любовь Кияновская, Наталья Кашкадамова, редакции его произведений делали Виктор Каминский и Владимир Дуда, концерты из его произведений и записи на компакт-дисках осуществляли оркестр INSO-Львов под руководством швейцарского дирижера Гунґарда Матес, Симфонический оркестр Львовской филармонии, ансамбль «A capella Leopolis» под руководством Романа Стельмащука, камерный оркестр «Виртуозы Львова» (художественный руководитель Сергей Бурко), дирижер Мирон Юсипович, пианисты Йожеф Эрминь, Оксана Рапита, Мирослав Драган, флейтист Андрей Карпьяк и многие другие. С момента обретения независимости Франц Ксавер Моцарт постоянно находится в фокусе внимания львовских музыкантов. С 1992 года действует «Моцартовское общество», члены которого - в основном профессора и преподаватели академии. Его стараниями установлена мемориальная доска в соборе святого Юра, извещающая об историческом концерт 5 декабря 1826 года, когда Франц Ксавер Моцарт исполнил «Реквием» отца в годовщину его смерти. По инициативе ректора ЛНМА Игоря Пилатюка галерея портретов ректоров Львовской музыкальной академии открывается портретом Франца Ксавера, а его бюст установлен в зале Ученого Совета.

Рассуждения третье - своевременность и оригинальность. Конечно, вся проведенная львовскими музыкантами работа заложила прочный фундамент для исследования и популяризации творчества Франца Ксавера Моцарта, но этого было недостаточно. И то, что должно было произойти, - произошло! Талантливая дирижер Оксана Лынив, которая очень успешно выступает на Западе, дирижирует престижными постановками во многих театрах мира, прекрасно почувствовала «дух эпохи», тот специальный Zeitgeist, который выдвигает свои требования к функциям искусства в обществе. В эпоху глобализации презентация искусства должна учитывать все инновационные информационные, коммуникативные технологии, искать новые аттракционные формы, чтобы привлечь внимание широкой публики, причем не только собственной, но и развивать «культурный туризм» благодаря таким акциям. И Оксана Лынив, которая имеет необходимые для этого задатки: талант музыканта, настойчивость, «пробивную силу», энергию и национальное достоинство, - постоянно находит такие привлекательные формы и локации: трамвайное депо и двор перед Дворцом Потоцких, старинный замок в Свирже, а в этом году - бродовская синагога. Концерты, перформансы, художественные акции должны не только захватывать уровнем исполнения, но и нести какое-то зерно таинственности, приключения. Каждый раз публика должна не просто сказать: «Ах! Эта интерпретация была на самом высоком художественном уровне», - но и воскликнуть: «Такого мы не переживали еще никогда!».

Татьяна Козырева, Львов



НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ