Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Единую партию на базе блока НУ-НС может возглавить ...Юлия Тимошенко

11 октября, 19:10

Сегодня истекает срок, который Президент дал победителям досрочных парламентских выборов для согласования формата новой правящей коалиции. Минимальное, всего в два голоса, большинство избранных депутатов Верховной Рады дает возможность сформировать неустойчивое правящее большинство и коалиционное правительство двум блокам: Юлии Тимошенко и союзу «Наша Украина — Народная самооборона».

С формальной точки зрения, на выборах победу одержали идеи европейской и евроатлантической интеграции, единого государственного языка и унитарного уклада Украины, за которые четко выступают БЮТ и НУ-НС. Со стороны блока В. Литвина эти позиции также никогда не подвергались публичной критике, как, в прочем, и альтернативные подходы, провозглашаемые Партией регионов и коммунистами: интеграция с Россией и/или нейтральный статус государства, его федеративное устройство, государственная двуязычность.

Но на самом деле идеологические разногласия между четырьмя парламентскими партиями и блоками являются формальными и не представляют собой непреодолимого препятствия для обоюдно выгодного сотрудничества. Они, эти препятствия, настолько незначительны, что Президент готов настаивать на предоставлении должностей в будущем правительстве оппозиции(!) в лицах представителей Партии регионов. Не удивлюсь, если они согласятся. Похоже, уже согласились.

Пятый элемент — коммунисты, вернувшись из годичного путешествия во власти, абсолютно комфортно будут чувствовать себя в, годами отрепетированной, роли борцов с буржуазной властью за права трудящихся, впрочем, больше уделяя внимания не законодательному нормированию трудовых отношений, а шумихе вокруг языково-церковно-интеграционно-славянских информационных предлогов.

Если в правительстве будет представлена «оппозиционная» Партия регионов, то широкая коалиция будет фактически сформирована. Объективно для БЮТ и части НУ-НС необходимость в договоренности с ПР может актуализироваться при попытке продолжения работы над внесением поправок в Конституцию, для чего, в конечном счете, понадобится 301 депутатский голос. Возможно, уже сегодня, обнародован Указ Президента о созыве Конституционной ассамблеи с дальнейшим вынесением наработанного ею текста новой редакции Конституции на референдум. Некоторые советники Президента не стесняются публично заявлять, что новая редакция Основного Закона может быть введена в действие обычным решением Центральной избирательной комиссии. При таких обстоятельствах, если парламент стремится оставаться полноценным законодательным органом, а правительство — таким же органом исполнительной власти, имеется необходимость формирования конституционного большинства с целью соблюдения баланса конституционных полномочий в треугольнике: Президент — Верховная Рада — Кабинет Министров.

Что же касается актуальных социально-экономических проблем, то тщетно надеяться, что предметом консенсуса в политической верхушке может стать идея, например, детенизации экономики или реального преодоления коррупции. В нашей стране просто нет политических сил, которые заинтересованы в ликвидации этих полезных, для них, явлений. И именно это является фактором стабильности политического режима и этой формы государственности в целом, а также двигателем общественного прогресса. Наилучшей иллюстрацией того, что партии сами выступают субъектами теневой экономики, является избирательная агитация и работа в избирательных комиссиях. Расценки на выполнение различных видов избирательных работ хорошо известны пенсионерам, студентам, журналистам и артистам во всех уголках Украины. Оплата наличными. Без трудового соглашения и налогов. Ну, как при работе на строительстве коттеджей, офисов, ремонтах квартир, или в студиях вэб-дизайна или подработки домработницами... Конечно, по объемам это не то что теневое производство и экспорт металла, продукции химической промышленности, алкоголя, сигарет, или незаконная разработка недр, либо перебирание в собственность сверхдорогих земельных участков. Но принцип тот же: главное, чтобы была крыша во власти и сотрудничать с ней. Это необходимо всем экономическим субъектам, поэтому и покупают себе мандаты. Расценки также не являются секретом. В совокупности теневые избирательно-финансовые процессы в стране достаточно весомы, чтобы вызывать повышение цен на рынках продажи недвижимости, автомобилей, туристических услуг. Интересно, какой процент теневого производства ВВП составляют услуги и товары, необходимые для обеспечения выборов, а теперь уже и гипотетического конституционного референдума?

Но вернемся к проблеме политического равновесия. Главный постулат политического баланса в стране: «не лезь (про себя: «своими грязными лапами») в мою тень и я не буду трогать твою». В свое время Юлия Тимошенко с Александром Турчиновым нарушили приведенный принцип и дали толчок хроническому политическому кризису, который продолжался (продолжается) до сих пор. Для реализации этого постулата на практике участникам политических процессов нужны надежные гарантии. Депутатская неприкосновенность, например. Поэтому, уже сегодня можно позабыть об обещаниях ее отмены. Что, кстати, является еще одной весомой причиной для понимания между ПР и БЮТ, при негласной поддержке бизнес-крыла НУ-НС. Нельзя же оставлять беззащитных предпринимателей из Партии регионов и БЮТ наедине с прокуратурой, милицией, налоговой и СБУ, подконтрольными Президенту и НУ-НС. Или наоборот, если власть снова изменится.

Если уже избранная нами новая-старая власть, которая, традиционно, не способна реализовывать социальные и экономические реформы, то, может, ей стоит начать с самого простого? С реформой самой власти, например. Упрощение ее организации, повышение эффективности и конкурентоспособности в сравнении с частным сектором. Начинать можно с административной и территориальной реформы, которая неминуемо поднимет вопрос реформы бюджетных отношений. Далее, по логике вещей, вытекает реформа коммунального хозяйства, о которой говорили все предыдущие правительства, но палец о палец не ударили, чтобы ее начать.

Но эффективные реформы может осуществлять только консолидированная властная команда. Коалиция и образованное ею правительство не является таким субъектом. Президент, озабоченный своим переизбранием и восстановлением полномочий, в этом процессе — слабая подмога. Поэтому тот, кто стремится хотя бы начать процесс стратегических реформ в стране, должен, в качестве первого необходимого условия, создать политический механизм разработки их направлений и реализации. Да. Вы правильно догадались, как нам это ни набило оскомину, наши политики начнут создавать новую политическую партию. «Нунсенята» во время выборов били себя кулаком в грудь — мол, сварганим на базе десятка партий, которые входят в этот блок (для того, кто подзабыл: «Мегаблок»!), единую Его Величества мощную мегапартию. Не выходит, потому что много внутренних бизнесовых разногласий и конфликтов персональных амбиций. При таких обстоятельствах естественным гравитационным центром, в частности, и для партий, которые сегодня провозглашают поддержку Президента, выступает Юлия Тимошенко. Блок ее имени свою миссию достойно выполнил, консолидировав вокруг лидера треть избирателей страны. Теперь время его трансформировать в более монолитную структуру — партию, которая преодолеет следующую электоральную высоту: 50% + 1 голос. В первом туре выборов Президента 2010 года.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать