Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Национальность в паспорте: хорошо или плохо?

До сих пор в Украине идут дискуссии относительно введения графы «национальность» в паспорте
11 января, 12:32
Фото Николая Тимченко, "День"

До сих пор в Украине идут дискуссии относительно введения графы «национальность» в паспорте. Хотя в стране и хватает проблем, вопрос национальности в постгеноцидном украинском обществе, где веками продолжалась дискриминация украинцев и некоторых других этносов, не может не быть щекотливым.

Для того чтобы дать ответ на вопрос относительно целесообразности подобного шага, нужно рассмотреть его мотивы.

Противники введения графы «национальность» утверждают, что это ухудшит качество и содержательность политических дискуссий в Украине, переведет их в деструктивное русло соревнования идентичностей. Мол, вместо того чтобы сосредоточиться на усилении конкурентоспособности страны, в стране представители разных этносов будут искать врагов.

Кроме того, по мнению противников введения графы «национальность» в паспорте, подобное введение подорвет формирование общенациональной идентичности и политической нации в Украине, создаст дополнительные предпосылки для регионального сепаратизма и лояльности представителей отдельных этносов к иностранным государствам, откуда родом их предки или их часть.

Противники графы «национальность» справедливо утверждают, что традиционные противоречия между Востоком и Западом Украины не имели губительных последствий в значительной степени потому, что у нас никогда не было четкого маркера, который разделял бы два региона. Поэтому, мол, не следует его заострять.

С другой стороны, сторонники введения графы «национальность» утверждают, что на большей части такого заострения и не будет. Мол, действительно, на Востоке и Юге большая доля этнических меньшинств. Но нигде, кроме Крыма и считанных районов Донбасса, они не составляют большинства. Тем более что, как заверяют сторонники введения «национальной» графы, такое введение будет именно ради того, чтобы соблюдать права всех национальных групп согласно их пропорции среди населения.

По мнению сторонников введения национальной графы в паспорте, это гальванизирует не только идентичность этнических меньшинств, но и украинскую идентичность большинства населения, которое все еще находится под очень серьезным ассимиляционным прессингом. По данным социолога Александра Вишняка, в течение последних 15 лет на 5—7% сократились число людей, пользующихся исключительно украинским языком, и на столько же возросло число тех, кто использует преимущественно русский. Поэтому, мол, графа в паспорте заставит украинцев осознать свои собственные права. В то же время, следует учитывать и тот факт, что графа в паспорте в СССР не помешала колоссальной русификации украинцев, когда, например, всего лишь за несколько десятков лет число жителей, признававших украинский язык родным, на Харьковщине сократилась почти вдвое — с более чем 82 до немногим более 50% в 1989 г.

Кроме того, сторонники введения графы «национальность» в паспорте считают, что это поможет преодолеть дискриминацию определенных этнических групп, и, в частности, украинцев, в отношении присутствия в высших органах государственной власти и некоторых местных.

В общем, в тезисах и сторонников, и противников немало рационального. Действительно, отличие, разделяющее Центрально-Западную и Юго-Восточную часть Украины, имеет исключительно ментальный характер, а не более глубокий этнический или исторический. Эта разница — в толщине советских наслоений, которые в разной степени присутствуют и на Востоке, и на Западе, и в Центре страны. Эти наслоения, естественно, толще там, где преобладал пролетариат и отсутствовала национальная интеллигенция.

Украинцам не нужна дискриминация иноязычных или иноэтнических. Несправедливость и порожденная ею ненависть — вещи, разъедающие страну. Это мы можем очень хорошо видеть на примере наших соседей. Что украинцам действительно нужно — так это прекращение собственной дискриминации.

Ведь закон об уничтожении государственного статуса украинского языка принимается в условиях, когда лишь четверть эфира, 30% газет, 17% книг и 10% журналов в Украине — на украинском. Это ни что иное как дискриминация украинцев.

Власти умышленно перенесли темы языка на уровень местных советов, чтобы дробить и ссорить народ. Не нужно им в этом помогать.

Поэтому, если во введении графы «национальность» есть хоть какой-то риск возникновения дискриминации где-либо на территории Украины, этот риск нужно стопроцентно снять.

Сегодня, в условиях деструктивной роли государственных институтов, очень важно для всех жителей Запада и Востока, Юга и Центра, тех, кто считает Украину своей Родиной, — не рассориться. И не подыгрывать тем, кто хочет нас рассорить.

Мы все должны ценить и сохранить тот факт, что в Украине почти полностью отсутствуют проявления экстремизма и национальной нетерпимости. Как писал исследователь Запорожья Дмитрий Яворницкий, чтобы прийти на Сечь, не обязательно было быть украинцем. Нужно было лишь быть христианином и знать украинский язык. Способность к добровольному приему к украинскому народу представителей других этносов — большое счастье для морального здоровья нации, что до сих пор защищает нас от внутренних конфликтов, как бы их некоторые ни пытались раздуть.

Если в вопросе введения графы «национальность» есть риск для формирования и целостности украинской политической нации — этот риск тоже следует максимально устранить терминологическими уточнениями.

Национальный вопрос решить просто. Нужно лишь до конца осознать две вещи. Первая — наша страна называется Украиной. И вторая — «политические» украинцы — это все, кто считает Украину своей Родиной, и кто имеет, исходя из этого, все права, в том числе право говорить и учиться на том языке, на котором они хотят.

Вопрос «национальности» в паспортах если и следует решать, то очень и очень осторожно.

Во-первых, этническая идентичность в паспорте должна звучать исключительно так, чтобы усиливать общеукраинскую идентичность. Определяющим для идентичности должно стать место рождения. Ведь процент людей, рожденных в Украине, постоянно растет. Опрос общественного мнения, проведенный Институтом Горшенина, показывает, что 87,5% населения считают Украину своей Родиной, тогда как лишь 7,5% считают своей Родиной Россию (и большинство этих людей — пенсионеры, живущие в Крыму).

Нам всем нужно ценить и тот факт, что представители этнических групп, которые приехали из-за рубежа и которые родились в Украине (количество первых имеет тенденцию к уменьшению, а вторых — к увеличению), — это две довольно большие разницы. Эта разница проявляется в самых главных вопросах для существования государства — в политической культуре и лояльности. Лояльность к государству на нынешнем этапе для Украины важнее, чем какие-то маркерные этнографические признаки.

Социология подтверждает, что молодое поколение в регионах с многочисленным русским населением в основном считает Украину своей Родиной.

Поэтому для рожденных в Украине в паспорте целесообразно писать не «еврей», «россиянин», «молдованин», а «украинец еврейского происхождения», «украинец русского происхождения», «украинец молдовского происхождения». Это будет либеральнее по сравнению с паспортами большинства государств, где «национальность» может быть только одна — по названию этих государств.

Во-вторых, кроме того, каждый должен иметь безусловное право не указывать свое этническое происхождение, и принуждать его к этому должно быть строго запрещено.

Каждый год жизнь в украинском государстве, каждое новое поколение должны способствовать, чтобы государство становилось более целостным.

Самое главное, чтобы в Украине наблюдался консенсус по ключевым вопросам национального единства. Сейчас пропорцией приблизительно четыре против одного граждане поддерживают независимость и три против одного — унитарность страны. Поэтому очень важно разными инициативами не разрушить, а постоянно усиливать этот консенсус.

Пророссийские министры и депутаты сознательно и небескорыстно стимулируют раскол в стране по региональному, языковому, этническому и религиозному признакам. Делают это, совершенно не скрывая, Табачник и Колесниченко не дадут солгать. Украину раскалывают на галичан, «схидняков» и так далее. Раскалывают не от любви к «схиднякам», а от ненависти к украинцам как таковым. Просто, расколов и разварив народ, его легче побороть.

Очень плохо, что тезисы о расколе страны порой подхватываются и за пределами информпространства, контролируемого другим государством. Ведь для кого-то разговоры о смерти своей страны расширяют представление о своем масштабе и самооценке.

В вопросе двуязычности Украины часто сознательно или несознательно пренебрегают фактом, что ее наличие не мешает пониманию, поскольку население в количестве, близком к 100%, понимает и украинский, и русский. При этом идентичность может вполне не зависеть от языка. Поэтому выделение всех русскоязычных граждан Украины в отдельную общность — полностью искусственное.

Еще более искусственно называть всех русскоязычных «людьми русской культуры». Это такой же перегиб, как называть всех индусов англичанами.

Это уже не говоря о том, что две трети населения Украины считают родным украинский язык.

Наиболее интересным стало научное подтверждение открытия, что «билингвы», то есть дети, которые говорят на двух языках, умственно развитее, нежели их одноязычные одногодки. По данным ученых, у «билингвов более развитая память, гибкое мышление, они способны на более оригинальные решения», а также лучше распознают ложь. Украиноязычные этому билингвизму уже научены, может, пора учиться различать ложь и русскоязычным?

Ключевым основанием для раскола Украины является электоральная география. Электоральная карта Украины действительно может соответствовать бывшим границам Киевской Руси со степью.

Но при этом игнорируется тот факт, что если бы электоральная география была основанием для раскола, то в мире вряд ли существовала бы хотя бы одна демократическая страна из существующих на сегодняшний день.

Юг и Север США голосуют совершенно по-разному, как и Восток и Запад Германии, Юг и Север Италии, Юг и Север Британии. И что?

Между тем, для раскола Украины меньше объективных оснований, чем для большинства названных государств.

С 1240 года, периода обороны Киева от монголо-татар Дмитрием, воеводой Данила Галицкого, украинцы Западной и Восточной Украины лишь эпизодически входили в единое свое государство.

Однако идея единства пережила столетия. Богдан Хмельницкий во время освободительных соревнований 1648—1657 годов сказал, что его цель — освобождение всех украинских земель «доки мова руського люду сягає», тогда это было почти по Люблин. Между тем, высадившись в Америке, англичане, валлийцы и шотландцы уже через пару поколений перестали считать себя британцами.

Прожив всего лишь 45 лет в разных немецких государствах, восточные и западные немцы до сих пор не могут привыкнуть друг к другу. Зато украинцы, которые с глубокого Средневековья не жили в своем государстве, веками не имели сколько-нибудь целостного экономического, политического, информационного пространства, через семь веков объявили о воссоединении, и не во времена мира и процветания, а в годы хаоса и войны.

Несмотря на семь веков чужеземных влияний, искусственного вытравливания национального духа захватчиками, украинцы Запада и Востока Украины не переставали считать себя одним народом.

Историки знают, что у Украины уникальная для Европы непрерывность историко-государственного единства территории. Как говорят, государство «хорошо скроено».

По меньшей мере, две с половиной тысячи лет, как Украина представляет собой целостный территориальный организм. То есть ранние государственные образования на территории Украины практически укладывались в пределы современных границ Украины. В этом вопросе из современных европейских народов с Украиной может соревноваться разве что Греция.

В то же время уважать права других может лишь тот, кто хорошо знает свои собственные.

У кошевого Запорожской Сечи Ивана Сирко была поговорка: «Кто сел рядом — тот брат, кто сел сверху — тот проклят». Нынешним апологетам дискриминации украинцев на их собственной Родине полезно было бы запомнить эту фразу.

Когда кто-то говорит, что в Украине в отдельных регионах «всегда» говорили на русском, то нужно понимать, что продолжительность этого «всегда», как правило, 50—70 лет. Украина, которая в свое время вступила в союз с Московией как незавоеванная страна, была подвержена такому культурно-национальному уничтожению, как, наверное, ни один другой современный народ Европы. Трехвековое давление на украинскую идентичность, начиная с массовых убийств, переселений, голодоморов, истребления элиты и заканчивая сжиганием книг и запретами на любую письменную или культурную деятельность на украинском языке, привели к попаданию украинского языка в гетто на большей части территории Украины и созданию в СССР, особенно на позднем его этапе, атмосферы протежированного государственными органами глумления над всем украинским.

Один из нынешних регионалов Анатолий Близнюк рассказывал: «Я тогда еще пацаном был. Бегаю и на украинском языке разговариваю. А завуч меня за ухо: — Молодой человек, вы в какой школе учитесь? — В русской. — Ну, если я еще раз услышу, что вы будете говорить на украинском языке, вон за пять километров есть школа украинская — вот туда вы пойдете.

В цивилизованном мире такие ситуации исправляются «позитивной дискриминацией».

Пытаясь сказать украинцам, что «вас тут не стояло», шовинистические политики попадают в собственную ловушку. Ведь в настоящее время существует неопровержимый факт — территория областей с преобладанием украинского языка поразительно совпадает с границами Киевской Руси.

И разделение вовсе не на мифический «Восток» и «Запад», а на украиноязычный «Север» как Правобережный, так и Левобережный, заселенный славянами из древнейших времен, и территориями «Юга» с относительно недавней колонизацией (но и там украинская колонизация началась за несколько веков до российской). Пример тому — переназывание царями «Новороссией» земель, отобранных у Войска Запорожского.

Факт является фактом. Украинская государственная организация — Запорожская Сечь — первой контролировала большинство нынешних областей Юга и Востока Украины (начиная с Николаевской и заканчивая частью Луганской) за несколько веков до того, как там появились первые выходцы из Московии.

Первая зафиксированная в исторических источниках украинская колонизация на Донецкой земле имела место уже в конце XV века. Около самого устья Кальмиуса над Азовским морем около 1500 года возник запорожский зимовник (то есть постоянное поселение) с названием Домаха, который позже стал называться Кальмиусом — центром Кальмиусской паланки Войска Запорожского.

Между тем еще и в XVII веке Засичная линия (сеть оборонных сооружений против крымских татар на пути к Москве) проходила около Тулы (меньше чем за 200 километров от Москвы).

Земли Запорожской Сечи в ХVІ—ХVІІ веках доходили на востоке до реки Дон. В грамоте польского короля Стефана Батория от 9 апреля 1582 года восточные границы запорожских земель признаются «с верховьев реки Орели на верховье Кальмиуса, а оттуда на устье реки Дон».

Это подтвердил и гетман Украины Богдан Хмельницкий универсалом от 15 января 1656, где эти границы очерчены «от самарских земель через степь к самой реке Дон, где еще до гетмана казацкого Предслава Лянцкоронского казаки запорожские свои зимовники имели». В Универсале отмечалось: «...то все, чтобы нерушимо навеки при казаках запорожских осталось». Кальмиусская паланка была наибольшей в Войске Запорожском и охватывала к середине XVIII века, кроме современной Донецкой, также части Запорожской, Днепропетровской, Харьковской, Луганской областей Украины и Ростовской области России и насчитывала более 300 запорожских зимовников.

В XVII веке из зимовников и хуторов в Александровском урочище на месте современного Донецка выросла казацкая слобода. Ниже по течению Кальмиуса казак Мандрыка заложил зимовник, зародыш современного поселка Мандрыкино. Ясенуватое (в настоящее время — городок на Донецкой земле) — древнее поселение запорожских казаков, основанное в 1690 году.

В то же время, еще в середине XV века одесское Причерноморье принадлежало Великому княжеству Литовскому и зависимому от него Киевскому княжеству, не говоря уже об Олешках, Тмутарокани, Белой Веже и других украинских землях.

Первый язык, который начал звучать после половецкого на Донецкой земле, как и на всем Юге Украины — украинский. Один из куреней Запорожской Сечи назывался Динским. В него записывались казаки, выходцы из-за Дона. А когда часть запорожцев в 1794 году была выселена на Кубань, там они основали станицу, которая и доныне на русском языке звучит странновато, — «Динская» (в настоящее время — райцентр). То есть, на каком языке говорили представители Донецка?

Для примера, в 1932 в Донбассе из 2239 общеобразовательных школ 1769 были с украинским языком преподавания, что составляло 79% школ, а 207 работали на русском и русском и украинском языках. А уже по состоянию на 1989 из 1217 школ Донецкой области с украинским языком обучения осталось только 105 или 8,7%, да и то мелких сельских школ, то есть в области процент учеников, обучавшихся на украинском, приближался к нулю.

Все это говорится вовсе не для того, чтобы доказывать перед соотечественниками превосходство украинцев, ведь для украинской национальной психологии мало что является более отвратительным, чем ограничение прав по национальному признаку. А лишь ради того, чтобы украинцам не доказывали их второсортность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать