Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Стоп-кадр» эпохи

В субботу в Украинском доме состоится ХХ юбилейная фотовыставка «Дня». От первой до 20-ой фотовыставки. Перечитывая книгу отзывов...
24 октября, 20:47
«СПОКОЙНАЯ СИЛА» / ФОТО ЕВГЕНИЯ СОСНОВСКОГО

Почти каждый человек любит листать семейный альбом. Хоть в наше время фотографии часто хранятся в смартфонах и компьютерах, «живая» книжка дает возможность буквально притронуться к воспоминаниям. С таким же трепетом мы листали каталог работ, представленных на первой выставке «Дня» в 1998 году. И как интересно было перечитывать книгу отзывов — «летопись» впечатлений посетителей из разных городов, а за эти годы выставку посетили десятки тысяч людей! 

Жизнь страны за этих 20 лет была бурной. Сразу вспоминается политика: «реставрация» кучмизма, Оранжевая революция, Революция Достоинства, аннексия Крыма, война и оккупированные земли востока. В то же время «День» до сих пор остается, по словам главного редактора Ларисы Ившиной, газетой для страны, которой еще нет. И хотя становится модным путешествовать по стране, можно больше видеть и больше общаться благодаря соцсетям, выставки «Дня» до сих пор помогают открывать Украину. К тому же, такие ракурсы вы вряд ли найдете в интернете! 

«Конкурс показывает, насколько наша страна еще incognita. Каждый год все еще есть признаки стагнации, застоя, депрессии или деградации. Но каждый раз я также вижу, как часть живого общества (ироническая, самокритичная — разная: и добрая, и теплая, и просто страстная) находит новые краски даже в нашем непростом мире. Это дает большие силы... Это беспрецедентное культурное явление по познанию себя», — говорила Лариса Ившина в интервью Марине Кучук в 2012-ом. Согласитесь, эти слова актуальны и сегодня.

НА XIX МЕЖДУНАРОДНОЙ ФОТОВЫСТАВКЕ «ДНЯ» ФОТО ИННЫ ОСКОЛЬСКОЙ «ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО... К СОЖАЛЕНИЮ, БЕЗ МЕНЯ» ЗАНЯЛО ПЕРВОЕ МЕСТО В НАРОДНОМ ГОЛОСОВАНИИ ЗА ЛУЧШУЮ РАБОТУ. ГЕРОЙ СНИМКА — ОЛЕГ ДЫНЬКА С ПОЗЫВНЫМ «ЕГЕРЬ», ДОБРОВОЛЕЦ 1-Й ОТДЕЛЬНОЙ ШТУРМОВОЙ РОТЫ ДУК, КОТОРЫЙ ПОГИБ В СЕНТЯБРЕ 2017 ГОДА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «ДЕНЬ»

За этих 20 лет не изменились и принципы фотоконкурса: живая фотография, живая музыка, живое общение и живые цветы. «Всегда и везде, во всех городах, которые мы посещали, все эти параметры выдерживались. Но понять, что такое живое, для многих людей непросто. К этому нужно идти много лет, чтобы иметь право на субъективность. Нужно нарастить себе определенный запас, культуру, уровень первой реакции, потому что может случиться большая глупость. Но когда ты уже поработал, то первая реакция становится очень точной, лазерной, импульсной. Ты берешь фотографию и сразу думаешь: «Что это? Что ты увидел — зафиксируй...» Простое мышление выглядит так: пишешь о газопроводе — значит, иллюстрируешь трубой... Нет, должен быть парадокс, — отмечала в упомянутом интервью главный редактор «Дня». — К слову, нас часто хвалят на фотоконкурсах за оригинальные текстовки. Это опять же принцип — мы не иллюстрируем. Я говорю, что фото успешно тогда, когда на нем есть еще что-то, кроме фото».

Конечно, ХХ фотовыставка должна быть особенной. Этот конкурс мы назвали «Фото первой полосы». Из нескольких тысяч работ со всех регионов Украины мы отобрали несколько сотен. Мы выбирали снимки с ярким публицистическим акцентом, те, которые отображают настроение года, квинтэссенцию важных событий 2018-го. На выставке будем ломать стереотипы о том, какой должна быть первая полоса. Понятно, парадоксальной, но в то же время она должна заинтересовывать зрителя, который не в контексте. Так фото может стать поводом открывать новые миры. Вы готовы? Приходите на ХХ Международную фотовыставку «Дня», которая проходит с 27 октября по 5 ноября в Украинском доме.

Между прочим, в оформлении этой выставки посетители увидят уникальный момент газетной «кухни»: превращение репортажной съемки в то самое «фото первой полосы». И так вы сможете убедиться, что фотографии «Дня» не просто остропублицистические — нередко они становятся пророческими.

А теперь делимся с вами, читатели, ценными «семейными» воспоминаниями — рассказами гостей и авторов той же выставки 1998 года, отзывами первых посетителей, рефлексиями относительно выставки участниц Летней школы журналистики, которая в 1998-ом еще и не родилась. 

ФОТО ИЗ АРХИВА «ДНЯ»

ПЕРВЫЕ АВТОРЫ И ПОСЕТИТЕЛИ

«ТАКИМ БЫЛ ДУХ ВРЕМЕНИ»

Валерий МИЛОСЕРДОВ, соавтор первой выставки «Дня», в настоящее время работает в фонде «ИЗОЛЯЦИЯ»:

— Относительно первой выставки, то делали ее вместе с Виктором Марущенко из фотографий фотографов «Дня». Одновременно работали над каталогом. Это было время идеализированных, наверное, надежд и чаяний. И мне кажется сейчас, что вся та выставка была пронизана таким настроением. Но таким был дух времени.

«КАЖДЫЙ ФОТОКОР БЫЛ ЗВЕЗДОЙ В ПРОФЕССИИ!»

Сергей ВАСИЛЬЕВ, театровед, с 1997-го по 1999 год — редактор отдела культуры газеты «День»:

— Проводить ежегодно фотовыставку «Дня» уже стало традицией. И это прекрасно, потому что  этого события ждут, она завоевала популярность у многих людей. Работы, которые презентуют на вернисаже, отображают не столько мастерство фотографов, хотя это тоже очень важно, а дают панораму нашей страны, взгляд на общество в масштабах всеукраинской газеты. 

Я считаю, что организация фотовыставки «Дня» была связана также и с тем, что на то время (конец 1990-х) в бильд-редакции работал уникальный состав отличных фотокоров газеты. Всех хочу назвать. Это Леонид Бакка — спокойный, уравновешенный, очень хороший человек, который умел замечательно организовывать съемки, а также был выдающимся военным фотографом; Валерий Милосердов — мастер съемок социальной тематики, который тонко чувствует пульс времени; Виктор Марущенко — фотохудожник, что в то время со своими документальными фотографиями принимал участие в Венецианской биеннале и имел большой международный опыт; Владимир Раснер — один из лучших фотографов в нашей стране, что умеет схватить мгновения в спорте и Николай Трох — прекрасный арт-фотохудожник, благодаря которому снималось то, что раньше ни одна газета в Украине не делала, в частности, ночная жизнь, светская хроника, и вообще он умел увидеть много неожиданного в жизни. Каждый фотокор был звездой в профессии! 

Мудрость руководства «Дня» оказалась в том, что благодаря выставке широкая общественность знакомилась с фотографиями мастеров, шире могла увидеть нашу страну, людей, даже мир. А еще это стало сильным пиарным ходом по раскрутке газеты, потому что первые вернисажи строились на лучших из лучших фотографиях фотокоров и авторов «Дня». 

Постепенно география участников вернисажа начала расширяться, и многих людей это побуждало взять в руки фотокамеру. В настоящее время немало участников выставок уже стали фотомастерами. И хотя в настоящее время фотокоманда «Дня» изменилась, но газета остается одним из немногих изданий, где уделяется большое внимание именно визуальной подаче материала. Иногда кадр, схваченный фотографом, бывает даже сильнее, чем сам текст. Очень жаль, что этого до сих пор не понимают в некоторых СМИ, и продолжают печатать снимки, словно взятые из семейного альбома. 

«ФОТОВЫСТАВКИ — ЭТО ЗАСТЫВШИЕ МГНОВЕНИЯ НАШЕЙ ЖИЗНИ»

Алексей БОГДАНОВИЧ, актер Национального театра имени Ивана Франко:

— Я имел честь быть ведущим первой церемонии дня рождения «Дня» и фотоконкурса. Готовился к этому. Специально заказал в мастерской, чтобы пошили смокинг, но когда пришла пора забирать заказ, то ателье оказалось... закрыто. Бросился в театр. В реквизите нашел какой-то смокинг (он был большим и сидел на мне мешком)... Хотел быть стильным, а получилось, как получилось... 

Помню теплую атмосферу мероприятия. Было много известных личностей — политиков, бизнесменов, деятелей науки и культуры. 

Фактически с первых своих номеров газета «День» заняла  особенное место в списке печатных СМИ. Мне очень нравятся страницы, посвященные истории и искусству. Уже стало традицией после премьер покупать «День», чтобы прочитать рецензии на новинки в театре или кинематографе. 

Фотовыставки — это застывшие мгновения нашей жизни, с радостями и болью, проблемами и открытиями. Я желаю «Дню» продолжать высоко держать творческую планку в многообразии газет.

«ЭТО БЫЛО НАЧАЛО НОВОЙ ТРАДИЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ»

Наталья ЛИГАЧЕВА, шеф-редактор интернет-издания «Детектор медиа»: 

— Это было тогда необычно, на открытии (первой выставки. — Ред.) было очень много людей. Можно сказать, что это было начало новой традиции не только для «Дня», но и для украинской журналистики в целом — и таких выставок, и того, что именно так, а не банальным фуршетом, отмечались дни рождения газеты. 

«ВЫСТАВКА СОБИРАЛА ПО КРОХАМ ЖИЗНЬ СТРАНЫ»

Андрей КУРКОВ, писатель: 

— Очень смутные воспоминания, но ощущение помню — ощущение, будто выставка собирала по крохам жизнь страны, невидимую из-за подвижность этой жизни и неслышную из-за шума дорог. Стоп-кадры.

САМЫЕ ЦЕННЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ. ЗА 20 ЛЕТ ФОТОИСТОРИИ У НАС СОБРАЛОСЬ ДЕСЯТЬ ТОМОВ ОТЗЫВОВ — ЭМОЦИИ ОТ ВЫСТАВКИ ТЫСЯЧ ЛЮДЕЙ СО ВСЕЙ СТРАНЫ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»

«В ТЕКСТАХ ЖУРНАЛИСТОВ И В ФОТОГРАФИЯХ ФОТОГРАФОВ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

Александр ЕЛЬЯШКЕВИЧ, народный депутат II и III созывов: 

— Появление газеты «День» в 1996 году стало событием для нашего молодого государства. Позиция и подход в работе Ларисы Ившиной и команды «Дня» сразу сделали газету влиятельной силой в журналистике, политике, обществе. В стране появилась платформа, которая предлагала не просто качественный продукт, но и принципиальную журналистику. Газету читали, к ней прислушивались и на нее равнялись. Возможно, «День» был не настолько массовым в обществе, потому что гражданам еще нужно было подтянуться до соответствующего уровня, но газету точно читал весь бомонд — украинский и иностранный.

Организация через два года после основания газеты международной фотовыставки «Дня» стала оригинальным подходом в праздновании дня рождения издания и еще одним событием в украинской жизни. Помню первую фотовыставку — там было много высоких гостей, потому что прийти на такое событие в «День» считалось честью. Но главное — фотовыставка сразу взяла высокую планку — как с точки зрения эстетики, так и с точки зрения содержания фото. То есть «День» создал еще одну качественную платформу для страны, где теперь, кроме журналистов, могли проявить себя и фотографы — как профессионалы, так и любители.  

Хочу подчеркнуть, что тогда — во второй половине 1990-х — было много надежд и чаяний. Страна еще имела шанс свернуть с позорного и ошибочного пути кучмизма, и заслуга «Дня» как раз была в том, что газета демонстрировала альтернативу. То есть, шла речь не только о проблемах и «горячих новостях», но и о рецептах. Фактически в текстах журналистов и в снимках фотографов проявлялся и проявляется государственнический подход. Недаром позже начали говорить о Школе «Дня», которая воспитала немало журналистов и фотографов. 

Впоследствии, как известно, на базе газеты был основан еще один мощный проект — Библиотека «Дня». Если бы общество и политикум прислушивались к рекомендациям вашего издания, мы бы жили в совсем другой стране. Но, к сожалению, большая часть журналистов и политиков выбрала сторону кучмизма, как результат мы получили «дело Гонгадзе-Подольского», потом Майдана, которые все равно не смогли переломить ситуацию, а на сегодня — война с потерей тысячи жизней и территорий. 

Но даже в таких сложных условиях газета не прекращает нести свет и работать с обществом, потому что мы все верим, что наша страна достойна и способна жить лучше. Многая лета газете, многая лета юбилейной 20-й фотовыставке «Дня»! 

ИЗ КНИГИ ОТЗЫВОВ

1998 год

Анатолий ЕРЕМА, тогда ведущий «Сніданку з 1+1»:

— Если бы меня спросили, что больше всего люблю на завтрак, то без минуты сомнения ответил бы — «День». И так ежедневно, без «Дня» ни один завтрак не будет смаковать. Желаю успехов, люблю и уважаю.

Богдан СТУПКА:

— Есть вкус! Есть культура! Есть принципы! Так держать! Хорошего вам «Дня».

Ирена СТЕЦУРА, Киев:

— Я живу в Украине уже пять лет. Будучи из Нью-Йорка, где я прожила почти всю жизнь, я очень грустила по New York Times, знакомые время от времени его привозили. Здесь не было газеты, которая бы должным образом информировала о мировых событиях и о культуре. Но появился «День» — и полностью удовлетворил мои стремления. Теперь меня New York Times не интересует. Нужна была женщина, чтобы создала такую газету!

1999 год

Ольга ГОРОДЕЦКАЯ, Житомир:

— Благодарна авторам работ и «Дню», который представил эти работы. В них много смысла, который нужно понять, чтобы в жизни не заблудиться. Почти невозможно выделить какие-то особенные кадры — все они  сущностные, полные и целостные. Все работы талантливы. Большое спасибо за то, что через вас, авторы, в мир льется что-то светлое и непреклонное, что спасает и человека, и сам мир.

2000 год

Виль БАКИРОВ, ректор Харьковского национального университета имени Василия Каразина:

— Фотовыставка — это всегда интересно. Эта выставка отличается тем, что является общим портретом нашей постсоветской действительности, портретом, который заставляет еще раз задуматься над вечными вопросами: кто мы, откуда мы, куда идем. Спасибо авторам и организаторам.

Юлия ГОРДА, Чернигов:

— Каждая отдельная фотография — как будто отдельная жизнь. И когда ты заглядываешь в ее «замочную скважину», на тебя выплескивается поток эмоций, как холодная вода из бадьи. И ты чувствуешь восторг, умиление, восхищение. Благодарю за количество этих чувств!

ВПЕЧАТЛЕНИЯ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ЖУРНАЛИСТИКИ 

«РАБОТЫ «Дня» РАССКАЗЫВАЮТ ИСТОРИИ»

Богдана КАПИЦА, выпускница Летней школы журналистики «Дня»-2017:

— Около года назад я получила возможность стажироваться в газете «День». Насыщенные рабочие дни, хороший коллектив и открытые люди рядом — такими были мои первые впечатления. Однако газета «День» — это не просто новости и аналитика на бумаге, «День» — это целая планета: проекты и инициативы, призванные делать нас более осведомленными и сознательными гражданами. Одной из таких является фотовыставка «Дня». В этом году она юбилейная, всего на два года младше  газеты. 

Порой, когда вспоминаю стажировку в ЛШЖ, почему-то в голове возникают  фотоработы из выставок, которые висели на стенах редакции. Мальчик, что купается в реке, и брызги воды напоминают крылья, маленькая девочка с большими, полными надежды глазами, на фоне государственного флага, маленький мальчик, который держит за руку солдата. 

Я задумываюсь над тем, чем эти работы привлекают внимание, в чем их особенность? Как фотограф-любитель, могу сказать, что просто красивой картинки для хорошего снимка не достаточно, нужно что-то большее, что-то более глубокое. Работы выставки «Дня» рассказывают истории, и именно это их, по моему мнению, выделяет. Ты смотришь на фото, связываешь детали и в своей голове  вырисовываешь сюжет. 

Это так же, как читать хороший материал, только визуально. А зачем мы читаем? Мы же хотим не просто что-то узнать. Нет, мы анализируем. Мы способны поставить собе определенные вопросы и искать ответы на них в материале. Так же и с фото. Надеюсь, и на этой выставке каждый сумеет увидеть сюжет и найти ответы на свои вопросы. 

«ФОТОГРАФИИ «Дня» ЗАСТАВЛЯЮТ МЫСЛИТЬ»

Владислава ШЕВЧЕНКО, выпускница Летней школы журналистики «Дня»-2018:

— 20 лет фотоистории Украины от «Дня» — это счастье, боль, любовь и слезы. Моменты предательства и победы, Майдана и войны, политики и искусства. Это все самое важное, что переживают украинцы каждый год. 

Как известно, страна — это люди. Поэтому любое событие освещается через призму их ощущений. Эмоции на фотографии невозможно подделать, исказить или дополнить собственным суждением. Они настоящие и лучше всего передают состояние общества в данное время. Возможность осознать это дает фотовыставка газеты «День», которая зафиксировала на своих кадрах большую часть истории независимой Украины.

В этом году мне повезло быть участницей Летней школы журналистики «Дня». Тогда я приезжала к редакции рано утром и в моменты полной тишины садилась и пересматривала альбомы с фотографиями «Дня» за все годы. Они красноречиво рассказывают об украинских событиях, но в то же время заставляют мыслить. Не просто прочитал и забыл. А думаешь, почему это случилось, как можно было это предупредить. Это позволяет погрузиться в разнообразные страницы истории Украины. Поэтому фотовыставка — важный инструмент, который помогает обществу познать свое государство.

Также в Летней школе проходят встречи, в том числе с выдающимися украинскими фотографами. Так, мы имели возможность пообщаться с Валерием Милосердовым, который отметил важную вещь: «В фотоискусстве важно соединить замысел и контекст». Это, скорее, теоретическая сторона фотографии. За практической мы наблюдали ежедневно, работая рядом с лучшими фотокорами в редакции. Ты всегда знаешь, что на каждом событии они будут снимать кадр с расчетом на первую полосу. 

Иногда бывает: готовишь какой-то материал и хочешь побольше прочитать, что писали до тебя. Почти у всех первой мыслью будет зайти в Google, а у меня — на сайт «Дня». Я знаю, что прочитаю там качественные материалы, дополненные мощной фотографией. Так было, когда я писала о проекте фотожурналиста Алексея Фурмана, который еще в 2010 году впервые был участником и призером международного конкурса газеты. Тогда осознаешь, что существует особенное место, которое объединяет тебя со многими выдающимися людьми. 

И это «День», который делает неоценимое дело, воспитывая молодежь и последующие поколения через фотоконкурс и Летнюю школу журналистики. Ты попадаешь в общество интеллектуальных людей, что подтверждает тебе, что можно писать правду. Только от тебя зависит: оставаться в этой системе координат или нет.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать