Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Чем пахнет художник

Известный французский парфюмер Жан-Пьер ГРИВОРИ черпает вдохновение в творчестве Дали и Уорхолла
14 июня, 00:00
Между запахом и словом есть удивительная связь: аромат может сказать о человеке столько же, сколько его почерк, голос, взгляд. Духи способны манипулировать нашим настроением, образом жизни и поступками. В агрессивном, враждебном мире, где люди снуют ракетами трассирующего раздражения, именно аромат духов, этот чудесный наркотик удовольствия, создает защитную ауру. Только он может одновременно стать источником комфорта, проявлением роскоши, уникальным лечебным средством от жизненных перипетий. Каждый год мир замирает в ожидании новых ароматов. Как мы выбираем запахи? Берем те, к которым привыкли, — это понятно, но не очень интересно. Реклама — хорошо, но не все готовы участвовать в экспериментах. Покупать то, чем пахнут знакомые, можно, однако на каждом отдельно взятом теле духи источают особенное амбре. Самое верное — идти в магазин и нюхать: нравится — не нравится, но больше трех ароматов за раз вдохнуть нельзя — не понять. Правда, можно стать завсегдатаем парфюмерных отделов и каждый день туда ходить, как на работу. Не худшее, надо сказать, времяпровождение, только через неделю в этой какофонии запахов вас начнет тихонько мутить. И вы будете искренне сочувствовать бедным парфюмерам, для которых производство ароматов стало профессией.

Но им-то как раз сочувствовать и не стоит, ибо парфюмер — самая что ни есть романтическая работа, особенно у тех, кто поточный продукт превратил в настоящее произведение искусства.

Президент компании «Cofinluxe» Жан-Пьер Гривори — это тот самый человек, который сделал из парфюмерной фабрики... художественный салон. Благодаря ему многие женщины ежедневно встречаются с бессмертными творениями двух гениев ушедшего столетия — Сальвадором Дали и Энди Уорхоллом. Пластика линий и форм, странные образы, мощная энергетика мысли Дали — все это много лет назад заставило Гривори задуматься о создании особенных духов — с уникальной формой и соответствующим содержанием. @AU новых ароматов. Каким обра

— Мсье Гривори, как вы отважились обратиться к самому непредсказуемому и эпатажному художнику, балансирующему на грани абсурдного и нереального, с такой странной просьбой — позволить брать за основу для производства флаконов сюжеты из его картин?

— Конечно, было непросто. Но я взял и просто направил Дали телеграмму. Риск был невелик: в конце концов, отказали бы мне, и что? Честно говоря, я был очень удивлен, когда получил ответ. И благодарен Дали за то, что он в меня поверил, ведь на то время моя фирма была крошечной, никому неизвестной. Художник согласился на проект, не спрашивая ни о финансовых делах, ни об оборотах. Впрочем, успех моего дела — это и моя личная заслуга. Потому что я все-таки сумел убедить гения.

— Как парфюмерный рынок воспринял новшество?

— Признаюсь, для многих это был шок. Первое время покупали не собственно духи, а красивый флакон, редкую эстетичную вещь. И только разобравшись, что к чему, потребители стали понимать, что в этой упаковке есть еще очень даже неплохие духи, и стали парфюм воспринимать как единое целое. Естественно, имя Дали сыграло большую роль. Если бы я подписал флакон своим именем, он не имел бы такого успеха.

...Рассказывают, как одним майским вечером Сальвадор Дали прогуливался со своим другом Гарсией Лорка по семейному саду Льяне и услышал прозрачный, кристально чистый голос, доносившийся откуда-то неподалеку. Дали увидел, что цветы вдруг преобразились: у них появились губы, глаза, нос... и перед ним возникла женщина. Он захотел это удивительно красивое лицо из роз поцеловать, как вдруг услышал голос: «Каждая женщина — это роза и каждая роза — это женщина, сладострастная, щедрая, непредсказуемая, непостижимая... Если женщина становится цветком, она должна стать для своего мужчины прекраснейшей из роз». Утром Дали смутно помнил свое видение. Что это было — галлюцинации сумерек или загадочный образ, рожденный его воображением? Он долго находился во власти грез и все время ждал появления мистической незнакомки, но... Вернувшись в Париж, мастер-сюрреалист написал картину: на фоне жаркой пустыни и бесконечного небесного пространства — образ женщины с волосами из роз и соблазнительным изгибом бедер, задрапированных в шелк. Так в 1935-м году родилась «Женщина с головой из роз» — хрупкая, манящая и недоступная...

— Чем вызвано обращение именно к этой работе Дали?

— Образ дамы с головой из роз в великолепном одеянии подчеркивает сложность и яркость женской натуры, для которой, собственно, и был разработан аромат. Парфюм помещен во флакон из неполированного (для туалетных духов) и полированного (для туалетной воды) прозрачного стекла в виде льющихся золотистых волн, а верх украшен цветочной головкой. Это символ непреходящей женской красоты. Пирамида состоит из цветочного, древесного и фруктового ароматов, с ярко выраженными нотами вербены, белой розы, фиалки, мандарина (начальный запах), жасмина, ландыша (ноты сердца), сандала, ванили и мускуса (шлейф) .

— Если в сюрреалистических творениях Сальвадора Дали еще можно усмотреть гармонию, то из чего вы черпали вдохновение у Энди Уорхолла? Его знаменитые портреты гамбургеров, знаков доллара, супа «Кэмпбелл», кетчупа «Хайнц» и бутылок кока-колы как-то не очень ассоциируются с эстетикой ароматов. Здесь с натяжкой — гармония хаоса. Тем не менее вам удалось запустить духи с именем знаменитого представителя американского поп-арта...

— С Уорхоллом я не был знаком лично. Но его имя так же, как и Дали, было на слуху. Он так же был необычен и эпатажен. Дали и Уорхолл мне интересны прежде всего нонконформизмом, активностью в сфере деятельности вне искусства, а также образом жизни, личностным маркетингом. Я не согласен с вашим мнением о негармоничности творений Уорхолла. Ведь у того же Пикассо есть работы эстетичные и малоэстетичные. Эстетичность — это ощущение, оно приходит через личное восприятие. Понимание и Дали, и Уорхолла у меня происходит через их философию. У Дали я черпаю вдохновение в формах, у Уорхолла — в цвете, колорите. Согласен, Уорхолл тиражировал «народные картинки». Но портрет Мерилин Монро «ушел» в прошлом году на аукционе за 17 миллионов долларов. Так что об уорхолловской художественной ценности можно поспорить...

— Раз вы экспериментируете с флаконами, то почему бы вам духи «Энди Уорхолл» не помещать в те же коробки из- под супа? Или сделать флакон — головку Монро?

— Откуда вы знаете, что голова Монро — наш следующий проект? Думаю, что в таком флаконе мы продадим духи даже тем, кто об Уорхолле и не слышал. А вот в коробках из-под супа вряд ли. Скажут, что с ума сошли — нашли куда налить! Сначала мы должны сделать имя известным, раскрутить марку, а потом можно и коробки попробовать.

— Что для вас первично: оболочка или наполнение, форма или содержание?

— Может быть, многие думают, что важнее запах. Тем не менее, сначала вас привлекает красивая упаковка, ведь красивое пробуешь в первую очередь, а на некрасивое можешь вообще никогда не обратить внимания. Сначала — форма, потом влечение подтверждается содержанием. Как с человеком: он внешне привлекателен, а когда вы стали разговаривать, то подумали, что лучше бы он рот не открывал. Бывает и наоборот...

— У каждого дизайнера парфюма есть тайна создания зом происходит у вас угадывание тенденций сезона? Или ваши «духи», как искусство, вечны?

— Каждая новая линия — это результат не моды, а самокритики — в этом моя тайна.

— На первом месте творчество или бизнес?

— Когда я начинал, вынужден был заниматься всем: и финансами, и упаковкой, и отправкой — я все это знаю и умею делать. Тем не менее сам предпочитаю думать о каких-то новых свершениях, чем составлять смету. При этом чувствую себя и бизнесменом, и творцом, ведь парфюмерия — это такая область бизнеса, где встречается рациональное и иррациональное. И поскольку я их в себе совмещаю, то чувствую себя и тем, и другим одновременно. Для жизни это трудное сочетание. Главное — не перепутать, когда каким надо быть.

— За кем последнее утверждение нового аромата — за вами или доверяете какому-то другому носу-профи?

— Последнее слово за мной. Потому что это очень рискованное решение, и его надо принять в подходящий момент, чтобы не ошибиться. Я обычно говорю: все, останавливаемся, хватит комбинировать, духи готовы.

— Люди, которые занимаются производством духов, свято берегут сой нос. И вы?

— Я не курю. Не из-за парфюма, просто никогда не курил. Запрещаю всем курить в кабинете: голова болит и дым мешает чувствовать запах. На фабрике я даю свободу выбора, но все знают, что я предпочитаю некурящих. Обоняние в разное время ведет себя по-разному. Иногда понимаешь, что нос не работает вообще, зато в другой раз — идет волна — не остановишь. Это психологическое явление.

— Инес Стар рекламирует Lancome, Жюльет Бинош — Poeme от Lancome, Кароль Буке — Chanel, Клаудиа Шиффер — L’Oreal... Кому из знаменитостей вы бы доверили представлять свою продукцию?

— Когда я думаю о женщине, которая будет рекламировать духи «Сальвадор Дали», мне не приходит на ум ни брюнетка, ни блондинка, ни юная, ни «бальзаковская» дама. Скорее, должен быть общий имидж: женщина — нонконформистка, не традиционная в своих пристрастиях. Такое «лицо» взять и показать невозможно. Поэтому понятно, что ни с каким конкретным человеком мы не работаем. Это может быть только силуэт, в котором угадывается характер…

Практическая магия запахов

Запах играет огромную роль в человеческих взаимоотношениях. Не случайно главному герою знаменитого романа Зюскинда «Парфюмер» пришлось изобрести духи, чтобы добиться общественного признания. Правда, изготовление чудо-духов стоило ему немалого труда, но результат превзошел все ожидания. Однако оставим в покое мэтра Гренуя и поговорим о запахах вполне ординарных, тех, что находятся на наших туалетных столиках и в дамских сумочках.

Per fumum на латыни обозначает «через дым». Именно в удушливых ароматах древних жертвенных костров, пропахших сандалом и амброй, берет свое начало современная парфюмерия. Кто бы мог подумать, что в наше время создание ароматов из священного таинства превратится в науку и мощную развитую индустрию? Современные парфюмерные творения — комбинация нескольких, а иногда и десятков душистых компонентов. Специалисты называют их нотами аромата. Существует шесть основных нот: фруктовые, цветочные, амбровые, пудровые, пряные и древесные.

Фруктовые — это запахи сада: персика, яблок, груши, малины, смородины, а также экзотического ананаса, арбуза и дыни. Цветочные ароматы — жасмин и тубероза, растущие на юге Франции и Италии, Египте и Индии. Амбровые — лабданум и ладан. Сладкие, теплые густые пудровые запахи напоминают о кондитерском магазине. Примером могут служить бобы тонка из Центральной Америки с их «марципановым» запахом, пахнущая карамелью бензойная сиамская смола, ваниль из Индии. Пряные ноты хорошо знакомы всем, так как их можно услышать не только в парфюмерии, но и на кухне. Самые распространенные — кориандр, кардамон, черный перец, гвоздика. Ветивер с Гаити, пачули из сухих листьев индонезийского Pogostemon cablin, сандал из Индии, североамериканский кедр, дубовый мох из Средиземноморья — эти древесные запахи можно встретить во многих композициях.

Теперь, когда мы уже можем отличить амбру от пудры, можно заняться подбором духов. Бытует мнение, что для этого таинства надо психологию. Но, по-моему, это чушь. Нравится — берем. Правда ведь? Впрочем, почему бы не поэкспериментировать. Попытайтесь отнести себя к одной из предложенных категорий: деловая и динамичная, утонченно женственная, прагматичная, независимая, томная, спортивная… Ну и что, если вы одновременно обладаете всеми упомянутыми качествами, тем лучше, легче будет найти искомый аромат. Деловым динамичным женщинам больше всего подойдут сверкающие ультрасовременные фантазийные составы. Например, созданные на основе ольфактивного блока, обволакивающего, выпускающего букет одновременно, (т.е. блоком). К примеру, монолитный аромат на базе черного лапсангового чая: крепкий, стойкий, амбровый, жизнеутверждающий ( Donna Karan New York (DKNY)) или городской цветочный аромат: энергичный, общительный, дружелюбный, повседневный, мягкий.

Утонченно женственным натурам следует использовать духи на основе цветочных ароматов (лилия, роза, сирень). Здесь нет равных великой Шанель, которая хотела создать неподражаемый аромат — «аромат для женщины, который пахнет женщиной». Символом женственности наших дней стал Dolce Vita — 1995. Изысканный, мягкий, чувственный, теплый цветочный аромат.

Женщинам прагматичного склада подойдут древесно-мускусные композиции-ароматы сандалового и красного дерева, кедра и других бальзамических древесных пород. Например, Organza — цветочно-пряно-древесный, который Givenchy посвятил женщине бесконечной и совершенной. Аромат мифический, чистый, свежий, возвышенный, волнующий, интенсивный, исключительно женственный, с привкусом вечности.

Независимым индивидуалисткам по душе придутся пряные чувственные ароматы корицы, имбиря. Их избалованному носу сможет угодить аромат, например, Obsession от Calvin Clein (Одержимость), созданный в 1985 году, — страстный, естественный, вызывающий, стойкий, женственный, таинственный.

Томным особам, которые не прочь повитать в эмпиреях, лучше обратить внимание на исполненные чувственной неги восточные ароматы, изысканные сочетания экзотических цветов и фруктов, например, последние духи от Эсте Лаудер — Intuition, где аромат построен на гармоничной симметрии трех обонятельных ощущений, сверкая сразу целым букетом динамичных аккордов.

Спортивным женщинам подойдут легкие, нерезкие запахи на основе цитрусовых, с использованием фруктовых нот. Такие ароматы идеально подходят дамам, предпочитающим активный образ жизни. Здесь выбрать несложно. Вас может устроить Carolina Herrera 212 ON ICE — новый освежающий аромат, выпущенный ограниченной серией или Creed Zest Mandarine Pamplemousse — свежий цитрусовый аромат, напоминающий о лете и средиземноморском солнце, сочетание нот сицилийского мандарина, итальянского бергамота и коры дерева лимона.

Все это, конечно, весьма относительно, поскольку ни одна женщина ни за какие коврижки не покажет свое истинное «я», тем более посредством запаха. Вспомним блоковскую Незнакомку, которая сразила героя, «дыша духами и туманами». Духи — это вуаль, это потрясающая маска, под которую удобно прятаться, манипулировать ароматами, вводя в заблуждение, играя, маня и равнодушно наблюдая за реакцией тех, кто «учуял» магию коварства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать