Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Добро пожаловать!» Но не всем

Некоторые страны предпочитают предоставлять гражданство тем иностранцам, которые имеют «инновационные идеи мирового уровня» или готовы вкладывать миллионные инвестиции в экономику. Другие же выбрали путь либерализации — для привлечения как дешевой рабочей силы, так и высококлассных специалистов
06 марта, 16:29
ЖЕНЩИНА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ИЗ ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЫ ДЕРЖИТ В РУКАХ УЖЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТСКИЙ ПАСПОРТ. БЕЗ УКРАИНСКОГО ГРАЖДАНСТВА ОНА НЕ СМОГЛА ОФОРМИТЬ ПЕНСИЮ — НЕСМОТРЯ НА 30 ЛЕТ СТАЖА. В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ОРГАНЫ ВЛАСТИ РАССМАТРИВАЮТ ЕЕ ДОКУМЕНТЫ, А ОНА ПОЛУЧАЕТ ПРАВОВУЮ ПОМОЩЬ. «КОГДА-ТО У НАС БЫЛ ЕДИНЫЙ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ. В УКРАИНЕ, РОССИИ ИЛИ УЗБЕКИСТАНЕ — МЫ РОЖДАЛИСЬ И РОСЛИ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. ПОЭТОМУ МНЕ НЕПОНЯТНО, КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ РОДИЛСЯ В УКРАИНЕ, И ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ РОДИЛСЯ В УЗБЕКИСТАНЕ. ЗДЕСЬ МНЕ ГОВОРЯТ, ЧТО У МЕНЯ НЕТ ГРАЖДАНСТВА, И ЧТО ЭТО НЕ МОЯ СТРАНА. НО УЗБЕКИСТАН ТАКЖЕ НЕ МОЯ СТРАНА. ПОЭТОМУ Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ НИКЕМ И НИКОМУ НЕ НУЖНОЙ»

Мировой финансовый кризис, усиливший безработицу, вступление в Шенгенскую зону и Евросоюз восточноевропейских государств — эти и другие факторы определяют тенденции развития миграционной политики развитых государств. Но если посмотреть на инициативы их правительств — о какой-то общей мировой тенденции говорить трудно.

Так, в одних государствах иммиграционное законодательство ужесточается. В прошлом году Великобритания, в частности, отменила категорию виз «работа после учебы», которая позволяла студентам, получившим образование в одном из британских учебных заведений остаться в стране еще на два года. Зато ввела для них категорию «выпускник-предприниматель», позволяя остаться, если обладаешь предпринимательским опытом или сможешь предложить «инновационные идеи мирового уровня». Ужесточились требования по трудоустройству для всех въезжающих в страну по рабочей визе. Скажем, домашние работники могут работать только у нанимателя, с которым они приехали в Великобританию, или у того, к кому они приехали. При этом данную категорию иммигрантов лишили права подавать заявление на получение вида на жительство.

Полгода назад бельгийские депутаты изменили правила предоставления гражданства страны иностранцам, практически ликвидируя так называемую натурализацию — наиболее простой и быстрый способ получения бельгийского паспорта, по которому гражданами Бельгии ежегодно становились около пяти тысяч мигрантов. Ранее кандидат должен был доказать палате парламента, что в течение последних трех лет проживает в своей частной собственности в Бельгии. Теперь же такое разрешение будет приниматься только в исключительных случаях, проситель должен доказать особые заслуги в науке, спорте, культуре и социальной сфере.

«ЗАКОН О МЕЧТЕ» И ПРОЧЕЕ

Другие же страны решили сделать свое иммиграционное законодательство более либеральным. В прошлом году Польша разрешила двойное гражданство и упростила предоставление его иностранцам. Получить его сможет, в частности, тот, кто за много лет пребывания в стране интегрировался в общество, знает польский язык и имеет источники содержания. В Польше легально проживает более 100 тысяч иностранцев, треть из которых — украинцы.

Как обещает президент США Барак Обама, уже к концу этого года должен быть принят «Закон о мечте». Гражданство страны сможет получить всякий, кто пройдет проверки на криминальное прошлое, погасит существующие штрафы и выучит английский язык. На упрощенную схему получения гражданства может претендовать порядка 11 миллионов нелегальных иммигрантов, уже проживающих на территории США.

В этом году также должны вступить в силу поправки и к французскому законодательству: власти Франции посчитали, что нужно упростить получение французского гражданства и ввести новый статус для иностранцев — «многолетнее пребывание в стране». Это облегчит жизнь 50—60 тысячам иностранцев, легально находящимся во Франции.

КОГО, ГДЕ И ПОЧЕМУ ЖДУТ

Нужно отметить, что многие развитые государства заинтересованы в том, чтобы переманить к себе граждан других стран. Причины могут быть разными, как и преимущества, предлагаемые ими. Одна из основных причин — желание привлечь талантливых ученых и высококлассных специалистов разных отраслей. Например, для получения австрийского гражданства необходимо прожить в этой стране десять лет без перерыва, что подтверждается регистрацией по месту жительства. Для выдающихся же ученых, деятелей искусства и промышленников этот срок сокращается до шести лет.

Новые граждане помогают решить и какие-то временные проблемы государств. Около трех лет назад командование вооруженных сил США ощутило определенный дефицит, к примеру, специалистов по обработке разведывательной информации со знанием иностранных языков. Поэтому решили принимать иностранцев, имеющих временный вид на жительство в Америке. Предоставление гражданства США им гарантировали уже через полгода службы.

Распад Советского Союза в 1991 году создал правовые и бюрократические препятствия, которые до сих пор влияют на жизнь людей. За одну ночь миллионы советских граждан стали лицами без гражданства, и многие из них не получили гражданства ни одной из стран-правопреемниц. В украине закон «О гражданстве» был принят в год выхода из состава Союза. Лица, постоянно проживавшие на территории Украины на момент принятия закона, получили гражданство, а прибывшие сюда после 1991 года с советскими паспортами или без документов, столкнулись с трудностями.

Осенью прошлого года власти Испании решили, что для инвесторов, желающих получить гражданство страны, нужно уменьшить минимальную стоимость недвижимости, которую они должны для этого приобрести, — с 250 тысяч евро до 160 тысяч. Дело в том, что в Испании есть проблема с продажей недвижимости, и таким способом правительство надеется ее решить.

Кроме того, даже при высоком уровне безработицы те же европейские страны заинтересованы в дешевой рабочей силе. Коренные жители и даже достигшие успеха иммигранты уже не хотят работать на непрестижной работе (разнорабочие, сиделки, домработницы и т. п.), а легальные работники все-таки пополняют бюджет. Поэтому работодатели берутся оформлять иностранцев. Хотя недавние изменения в иммиграционном законодательстве Великобритании, Испании и Германии усложняют въезд неквалифицированных работников: для трудоустройства иностранца работодателю нужно оформлять специальное разрешение на работу для него. И соответствующий орган проверяет, нет ли на эту должность претендентов из стран ЕС, а потом решает, выдавать такое разрешение или нет.

Согласно результатам исследования фонда Fundacion Rey Balduino и организации Migration Policy Group, которая занимается вопросами иммиграции, лучшей страной для мигрантов является Испания — до 70% мигрантов находит работу, не испытывая трудностей с получением необходимых документов или притеснений со стороны работодателей и местного населения.

Если говорить об Украине, то определенные изменения в законодательстве, касающемся вопросов гражданства, у нас тоже есть. Например, оно запрещает иметь второе гражданство. И осенью прошлого года парламент установил новые штрафы за сокрытие факта получения иностранного гражданства. Неподача или несвоевременная подача заявления гражданина, добровольно получившего иностранное гражданство, влечет за собой взыскание штрафа от десяти до тридцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан — от 170 до 510 гривен. Также вводится ограничение на занятие лицами, имеющими двойное гражданство, должностей в СБУ, Антимонопольном комитете, налоговой, Счетной палате и других государственных учреждениях.

ЭМИГРАНТ ЭМИГРАНТУ — ДРУГ, ТОВАРИЩ И... РАБОТОДАТЕЛЬ

Впрочем, занять население работой высокоразвитые страны стараются, в том числе, и за счет других, более состоятельных иммигрантов. Речь идет о так называемой бизнес-иммиграции, то есть получении гражданства страны за инвестиции. В экономику США, например, нужно инвестировать миллион долларов или, по крайней мере, 500 тысяч, если это делается через региональные центры, которые обычно находятся в малонаселенных районах с высоким уровнем безработицы. И создание новых рабочих мест является немаловажным фактором для получения американского гражданства через инвестиции — нужно обеспечить рабочими местами с полной занятостью минимум десять американцев. Инвестировав в уже существующее предприятие, количество его работников (или его чистую стоимость) необходимо увеличить хотя бы на 40%. Получив временную грин-карту, через два года можно подать документы на ПМЖ.. Выйти же из инвестиционного проекта можно лишь через пять лет.

И здесь наблюдается тенденция к удорожанию: финансовый кризис привел к тому, что государства хотят заработать на этом больше. Например, с 1 июля 2011 года сумма инвестиций, необходимых для переселения в Канаду, была увеличена в два раза (с 400 тысяч CAD до 800 тысяч CAD). Для участия в программе инвестор должен показать, что владеет легально заработанным состоянием в 1,6 миллионов CAD (ранее было 800 тыся CAD). Отчисления эти делаются в Государственное казначейство, и возврат инвестиции без начисления процентов гарантируется через пять лет с момента выдачи визы. Но в правительстве Канады уже задумались о том, чтобы сделать их постоянным вкладом в канадскую экономику, а не просто займом.

Великобритания же решила заработать на тех, кто желает получить ее гражданство побыстрее. Так, минимальный размер инвестиций в экономику Британии для получения ее гражданства составляет один миллион фунтов стерлингов. В течение пяти лет нужно вкладывать в государственные долговые облигации, акционерный или заемный капитал британских компаний. Виза инвестора оформляется на заявителя и его семью (супругу и детей до 18 лет). Ее выдают на три года четыре месяца. После этого получение постоянного вида на жительство зависит от объема инвестиций: при вложениях от одного до пяти миллионов фунтов первоначальную визу потребуется продлить еще на два года, при инвестициях от пяти до десяти миллионов фунтов вид на жительство реально получить через три года, при десяти миллионах и более — через два.

«СОТНИ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК В ЕВРОПЕ НЕ ИМЕЮТ ГРАЖДАНСТВА...»

При всем при том власти каждой из стран понимают, что параллельно нужно ужесточать борьбу с нелегальной миграцией. Речь идет о контроле границ, например технические нововведения и увеличение штата пограничной службы. О все большей ответственности для работодателей, которые не могут подтвердить легальный статус работников — вплоть до введения уголовного преследования для таких работодателей.

«Сотни тысяч человек в Европе не имеют гражданства вообще. Жизнь без гражданства не прекращается со временем, а передается через поколение. Правительства должны действовать более энергично, чтобы разорвать этот замкнутый круг», — написал на сайте Совета Европы комиссар организации по правам человека Нильс Мужниекс.

Кстати, по его данным, Украина вошла в четверку европейских стран, в которых проживает наибольшее количество лиц без гражданства. Значительное количество детей без гражданства живет в Латвии и Эстонии. Законодательство Латвии предоставляет особый статус 304 тысячам «негражданам», а в Эстонии их живет еще 92 тысячи «Две другие европейские страны со значительным количеством лиц без гражданства — Россия и Украина, где в основные группы риска попадают цыгане и лица, принадлежащие к меньшинствам, депортированные при Сталине. Согласно последней переписи населения, число лиц, считающих себя лицами без гражданства, в России составляет 178 тысяч. В Украине этот показатель приближается к 40 тысячам и включает почти семь тысяч ранее депортированных лиц, вернувшихся в Крым», — отмечает Мужниекс.


КОММЕНТАРИЙ

Ахтем БЕЙТУЛЛАЕВ, исполнительный директор Общественной организации «Фонд по натурализации и прав человека «Содействие» — партнера-исполнителя программ УВКБ ООН в Украине:

— Сейчас в Крыму совсем иная ситуация. Начиная с 1996 года, наш фонд оказал содействие в натурализации и приобретении гражданства сотням тысяч человек. Проблема лиц без гражданства была решена в основном в период, когда действовало соглашение Украины с Узбекистаном о натурализации лиц без гражданства, которое действовало на первом этапе с 1998 года по 31 декабря 1999-го, и было продолжено до 31 декабря 2001 года. Тогда наш фонд оказал содействие в натурализации и приобретении гражданства Украины более чем 95 тысячам человек, преимущественно это были бывшие депортированные, пожелавшие стать гражданами Украины. Сегодня злободневность проблемы снята. По нашим неофициальным данным, в Крыму имеют «Удостоверение на проживание» («вид на жительство») примерно 550 человек, а нуждающихся в том или ином виде натурализации — примерно 300—400 человек. В последнее время в нашей помощи нуждаются от 60 до 80 человек ежегодно. В 2012 году, например, к нам обратились примерно 80 человек, и больше 60 человек из них прошли все формальности и натурализовались, четыре человека из них стали гражданами Украины. Примерно треть лиц, нуждающихся в натурализации, являются бывшими депортированными. Сейчас в основном это люди, имеющие на руках уже недействующие паспорта СССР, которые по какой-то причине не смогли стать гражданами той или иной страны СНГ.

Николай СЕМЕНА, «День» Симферополь

 ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ УВКБ ООН. ИЗ ПРОЕКТА ГРЕГА КОНСТАНТИНА «ЛЮДИ НИОТКУДА»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать