Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как миграционная служба «улучшает» прописку

Воплощение в жизнь законодательных изменений недалеко отошло от... начала
24 июля, 17:45
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

5 августа 2012 года вступили в силу изменения к Закону Украины «О свободе передвижения и свободном выборе местожительства», которые должны были облегчить регистрацию местожительства (бывшую «прописку»). Обещали отстранить «паспортисток» от процесса регистрации, регистрировать за один день, дать возможность одновременно сняться с регистрации по старому адресу и зарегистрироваться по новому, уменьшить количество документов для регистрации и ликвидировать необходимость согласия всех совладельцев жилья на регистрацию нанимателей и тому подобное.

Для этого в ноябре 2012 года МВД утвердило новый порядок регистрации местожительства. Действительно ли претворила в жизнь Государственная миграционная служба эти новации? И на самом ли деле гражданам стало легче регистрировать свое местожительство?

ПОЧЕМУ НЕ ДЕЙСТВУЮТ НОРМЫ ЗАКОНА?

Закон Украины «О свободе передвижения и свободном выборе местожительства» дал возможность одновременного снятия с регистрации и регистрации по новому адресу. К сожалению, эта норма не работает. В частности, в Киеве это невозможно сделать, если старое и новое место регистрации не относятся к компетенции одного территориального подразделения Государственной миграционной службы (ГМС). Неофициальное объяснение — картотеки с данными о регистрации местожительства всех жителей Украины до сих пор не переведены в электронный вариант, а без такой электронной базы воплощение этой нормы невозможно. Однако здесь следует вспомнить, что норма закона об этом действует с 5 августа 2012 года и любые другие документы об отсрочке или приостановлении ее действия отсутствуют.

На самом деле вопрос стоит адресовать не к отсутствию электронной базы данных, а к организации работы ГМС. Для введения в действие этой нормы не обязательно создавать национальную электронную базу данных. Все, что нужно сделать, — наладить коммуникацию между разными территориальными органами ГМС с помощью электронной почты, электронных документов с цифровой подписью и тому подобное. Например, органы ГМС могут ежедневно или еженедельно обмениваться официальными электронными сообщениями о снятых с регистрации лицах из других территориальных отделов. И это только один из вариантов решения проблемы.

Впрочем, истинного желания работать в интересах людей Государственная миграционная служба не демонстрирует. Официальное молчание миграционной службы по поводу невыполнения этой нормы закона выглядит так, словно она может решать, что если какие-то нормы закона слишком сложны для выполнения, то их можно просто проигнорировать.

ПРОЩАЙТЕ, ПАСПОРТИСТКИ И ЖЭКИ?

Незаконная практика регистрации местожительства при посредничестве паспортисток не прекратилась. Например, в Киеве паспортистки в ЖЭКах — не будучи уполномоченными должностными лицами территориальных подразделений ГМС — до сих пор являются посредниками между заявителями и территориальным подразделением миграционной службы.

Если человек сдал паспортистке документы на регистрацию места проживания вовремя, но паспортистка принесла их в территориальное подразделение после завершения десятидневного срока на регистрацию места проживания, человека могут оштрафовать. Неприятно думать, какие могут быть последствия, если паспортистка потеряет чей-то паспорт по пути в ГМС. Ведь паспортистки не выдают никакого документа в подтверждение получения паспорта. Кроме того, паспортистки являются работниками ЖЭКов (ОСМД), а начальники ЖЭКов на жалобы относительно действий паспортисток отмахиваются — мол, «они не наши».

Проблемой является и то, что в территориальных подразделениях ГМС на заявлении о регистрации места жительства (снятии с регистрации) требуют наличие подписи должностных лиц и печати ЖЭКа. Хотя в форме заявления, утвержденной приказом МВД, места для этих подписей и печатей уже нет. Получается, требование подписи должностных лиц жилищно-эксплуатационных организаций или сельских советов является просто незаконным, но избежать его трудно. Людям приходится «кланяться» мастерам, бухгалтерам и начальникам ЖЭКов, чтобы получить эти подписи.

По ходу дела от граждан в ЖЭКе могут требовать погашения действительных или вымышленных долгов за коммунальные услуги, внесения не предусмотренных законом платежей. Хотя все это не касается регистрации места проживания. На самом деле никому не может быть отказано в регистрации места жительства или выписке из-за долга перед ЖЭКом.

Официальных сроков перехода к предоставлению услуги по регистрации местожительства непосредственно в территориальных подразделениях ГМС нет. В декабре 2012 года среди паспортисток ЖЭКов в Киеве ходили слухи, что до февраля 2013 года либо их ликвидируют, либо переведут во вновь созданные «универсамы» административных услуг — ЦПАУ (о них — немного дальше). Но на дворе — июль 2013 года, а паспортистки и дальше работают через ЖЭКи вопреки нормам о порядке регистрации местожительства.

И все же движение в направлении решения проблемы с паспортистками есть. Например, имеется сообщение в СМИ о том, что в Близнюковское районное подразделение ГМС в Харьковской области можно обратиться о регистрации места проживания без посредничества паспортистки. Возможно, в других территориальных подразделениях ГМС тоже началась такая работа, но сообщений об этом еще нет.

ЦПАУ — КАК ПИЛЮЛЯ ОТ ГОЛОВНОЙ БОЛИ

В бочке дегтя есть и ложка меда. Хорошая новость заключается в том, что ГМС двигается к предоставлению услуг по регистрации местожительства через центры предоставления административных услуг (ЦПАУ). 24 мая 2013 года внесены изменения в порядок регистрации места проживания, которыми предусмотрены полномочия администраторов ЦПАУ относительно проведения регистрации местожительства. А еще с 15 февраля 2013 года в Деснянском районном подразделении ГМС г. Киева проводится эксперимент по регистрации места проживания через ЦПАУ районной государственной администрации. И как будто в планах есть до конца 2013 года во всех ЦПАУ Киева включить паспортно-регистрационные услуги.

ЦПАУ — это «универсамы» услуг государства и местного самоуправления, через которые должны предоставляться популярные услуги власти гражданам: выдача паспортов, регистрация местожительства, выдача удостоверений водителя, регистрация автомобилей, регистрация актов гражданского состояния, регистрация бизнеса, регистрация налогоплательщиков и выдача свидетельств плательщиков единого налога, регистрация недвижимости, выдача разрешений на строительство.

Создание таких «универсамов» услуг во всех областных и районных центрах Украины предусмотрено Законом Украины «Об административных услугах». В ЦПАУ граждане, в том числе предприниматели, смогут заказывать и получать базовые административные услуги по принципу «единого окна»: большинство справок, соглашений и разрешений должно получаться администраторами ЦПАУ без участия заявителей. Не нужно будет искать по кабинетам нужного инспектора и добиваться аудиенции у его начальника для «позитивного» и «быстрого» решения дела. Рабочее время ЦПАУ будет не менее 42 часов в неделю для всех услуг без перерыва на обед, прием документов в субботу и в некоторые дни недели — в вечернее время. Электронное управление очередью, удобные места для ожидания, прозрачные рабочие кабинеты администраторов, которые принимают и выдают документы, — все эти преимущества обещает перенесение административных услуг в ЦПАУ.

Вопрос регистрации места проживания через ЦПАУ будет окончательно решен, когда выйдет постановление Кабинета Министров Украины с перечнем услуг органов государственной исполнительной власти, которые должны предоставляться через ЦПАУ. Услуги ГМС по регистрации места проживания уже входят в проект этого перечня. Если в него не будут внесены изменения, то для регистрации местожительства нужно будет обращаться не в территориальные подразделения ГМС, ЖЭКи или сельские советы, а в городские, районные или областные ЦПАУ.

ПРОПИСКА И ПРАВО НА ЖИЛЬЕ

Больше всего проблем с регистрацией местожительства у жильцов арендованного жилья. Хозяева жилья либо просто не хотят заключать договоры аренды, либо боятся, чтобы вдруг их не заставили платить налоги с дохода от аренды. Для съемщиков жилья теперь есть возможность зарегистрироваться без документа о праве пользования жильем (например, договора). Достаточно иметь письменное согласие всех владельцев и нанимателей жилья на заявлении о регистрации местожительства, согласно п. 2.2 Порядка регистрации местожительства и пребывания физических лиц в Украине и образцов необходимых для этого документов, утвержденного приказом Министерства внутренних дел № 1077 от 22 ноября 2012 года. В таком случае не нужно показывать договор аренды работникам ГМС.

Также съемщикам жилья по договору аренды не нужно получать письменное согласие на регистрацию у всех владельцев жилья. Достаточно к заявлению приложить договор аренды, согласно ч. 2 в. 6 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе местожительства». Это упрощает процесс регистрации, ведь не нужно тянуть в ЖЭК всех совладельцев жилья, чтобы они подписались на заявлении.

Хорошие новости — это уже возможно на практике: по крайней мере, в столичных районных подразделениях ГМС. Плохие — что у многих владельцев жилья никуда не исчезает паранойя, что арендаторы отберут у них квартиру на основании регистрации местожительства или что их потом нельзя будет выселить. Хотя отобрать квартиру на таком основании невозможно, а жить в квартире без согласия владельца только на основании штампа «прописки» тоже нельзя.

Для облегчения жизни хозяевам жилья в Законе «О свободе передвижения и свободном выборе местожительства» введена возможность снять с регистрации нанимателей, если у них исчезло право пользования жилищным помещением. То есть всех бывших арендаторов можно «выписать» после того, как срок действия договора аренды истек. Для этого даже не нужно подавать их паспорта или виды на жительство, согласно нормам порядка регистрации местожительства.

НА ШАГ ДАЛЬШЕ ОТ НАЧАЛА

Как можно увидеть, воплощение в жизнь изменений от 5 июля 2012 года к Закону Украины «О свободе передвижения и свободном выборе местожительства» далеко от завершения. Можно даже сказать, что оно недалеко отошло от начала. Отдельные нормы уже применяются на практике, но с огромной задержкой, а некоторые вовсе не работают, хотя изменения к закону действуют почти год.

Но попытаемся взглянуть на проблему шире. Станет ли нам легче жить, даже если закон «о прописке» заработает в полной мере? Скорее всего, нет. Ведь все равно у нас право на регистрацию местожительства «связано» с правом собственности или пользования жильем. До сих пор остаются многочисленные съемщики без договоров аренды и хозяева, которые даже слышать не хотят о «прописке» нанимателя. Остаются многочисленные невестки и зятья, которых родители мужа или жены боятся «прописывать» из-за страха потерять квартиру.

При действующей разрешительной системе регистрации местожительства гражданам все равно нужно доказывать государству свое право на проживание. Либо договором аренды, либо согласием владельцев. Без этого невозможно получить услуги от государства по месту проживания: водить детей в школу, ходить в больницу, голосовать.

Вместо этого нам пора перейти к уведомительному подходу, при котором для регистрации местожительства человеку достаточно заявить о своем проживании. Тогда наниматели смогут легко зарегистрироваться независимо от воли владельца и получать услуги от власти там, где они живут. А владельцы жилья могут быть спокойны, что ни один зарегистрированный съемщик не получит никаких дополнительных прав на жилье, кроме тех, которые предусмотрены договором или устной договоренностью с владельцем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать