Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как защититься от псевдонауки

Профессор Зиновий Партыко уверен, что его предложение наполовину сократит поток необязательных диссертаций
25 апреля, 12:15
«Для сокращения количества диссертаций, которые мало влияют на уровень науки, из действующего законодательства нужно удалить пункт о том, что, в частности, звание доцента присваивают тем, кто имеет степень кандидата наук, а звание профессора — тем, кто имеет степень доктора наук. Ведь (скажем правду!) степени кандидата и доктора — это ранги научные, а звания доцента и профессора — ранги педагогические. Понятно, что связь между этими рангами есть, но настолько ли она сильная?»

Научно-педагогическая общественность Украины застыла в ожидании: с первого сентября сего года для получения научной степени кандидата или доктора наук несколько статей придется обязательно публиковать за рубежом в изданиях, которые реферируют международные базы данных. Следовательно, расходы на публикацию, в частности в связи с необходимостью перевода, возрастут. Счастливыми считают тех соискателей, которые успели «прошмыгнуть» в кандидаты или доктора до этой «роковой» даты...

Чем же ж были вызваны такие действия украинской Государственной аттестационной комиссии МОН Украины (для «непосвященных» уточним, что раньше эту организацию называли Высшей аттестационной комиссией (ВАК) при Кабинете Министров Украины)?

Причина была не одна, а, скорее всего, несколько. Мы считаем, что, в первую очередь это было связано с тем, что уровень защищаемых диссертаций в целом ряду областей знаний, мягко говоря, «не соответствовал» требованиям современной науки, в частности тем, которые господствуют на международном уровне. Вторая причина, по-видимому, была та, что появился целый ряд диссертаций, которые имели признаки или плагиата, или заказных, то есть выполненных за плату на заказ (доказать такие факты, как правило, сложно). Такая «эпидемия» — иметь диплом кандидата или доктора наук — в свое время охватила не только Украину, но и Россию и другие страны, которые входили когда-то в состав СССР. Да и — чего греха таить? — другие страны мира тоже не были лишены этой «эпидемии» (примеры подадим ниже). Третьей причиной было, возможно, то, что в Украине сфера присвоения ученых званий из-за отсутствия государственного финансирования все более и более ощущала коррупционные изменения (дело в том, что, например, государственная плата за оппонирование во время защиты диссертации явно не эквивалентна труду, вложенному оппонентом в экспертизу научного результата соискателя). А коррупция материальная все больше и больше влечет за собой коррупцию в области научной этики и морали.

Хорошо, если эта этика и мораль у кое-кого еще не до конца разъедена  «ржавчиной» вседозволенности. Ведь — давайте вспомним! — министр обороны Германии и президент Венгрии из-за выявление плагиата в их диссертациях несколько лет назад добровольно подали в отставку. Но это там, у них, в Европе, а не у нас.

Конечно, существуют и другие средства защиты от псевдонауки, плагиата и заказных диссертаций. Так, в целом ряду стран Западной Европы и Северной Америки существуют общественные организации научных работников, которые за наиболее одиозные научные результаты, обнародованные в диссертациях, присваивают научным работникам так называемые «Шнобелевские» премии. Присвоение таких премий происходит с участием СМИ (радио, телевидения, прессы). Как правило, «соискатели» премий на такие вручения не являются (иногда вместо них общественные организации выставляют их фото). Однако у нас таких организаций пока еще нет, как нет и таких традиций. Но гражданское сознание в нашем обществе постоянно и явно растет, следовательно, нужны и такие организации, ведь, какими бы совершенными не были бюрократические требования, оценить научные результаты они дают возможность далеко не всегда.

Как известно, еще раньше ВАК (сейчас — ГАК) внедрил требование, чтобы еще до защиты докторских диссертаций соискатель обязательно опубликовал монографию. Однако, как мы можем судить об этом сейчас, и это мероприятие тоже не дало существенного эффекта. Монографий по докторским диссертациям в Украине стало много, «план» перевыполняется, но украинские лауреаты Нобелевской премии так и не появляются.

По нашему мнению, существует еще один способ того, как снизить в Украине количество диссертаций, которые не влияют на уровень науки, а лишь приводят к росту зарплаты соискателей научных степеней.

Как известно, по действующему украинскому законодательству, которое регулирует уровень заработной платы, присвоение научной степени опосредовано ведет к увеличению заработной платы соискателя. Чтобы реализовать такой рост, «новоиспеченному» кандидату или доктору нужно присвоить в университете звание доцента или профессора (присвоение этих званий по действующему украинскому законодательству происходит, в частности, именно на этом юридическом основании). Поэтому университеты через отведенный срок (для кандидата — один, а для доктора — два года) и после проведения претендентами открытых занятий подают в МОН Украины заявки на присвоение «новоиспеченным» кандидатам и докторам соответствующих званий — доцента и профессора. Проверив поданные документы, МОН присваивает претендентам соответствующие звания.

Считаем, что не нужно быть «Лобачевским», чтобы понять: для сокращения количества диссертаций, которые мало влияют на уровень науки, по действующему законодательству нужно удалить пункт о том, что, в частности, звание доцента присваивают тем, кто имеет степень кандидата наук, а звание профессора тем, кто имеет степень доктора наук. Ведь (скажем правду!) степени кандидата и доктора — это ранги научные, определяющие, если можно так сказать, научное «мастерство» человека, а звание доцента и профессора — ранги педагогические, которые определяют умение давать людям знания, а, кроме того, еще и воспитывать их. Понятно, что связь между этими рангами есть, но настолько ли она сильная? Не переоцениваем ли мы ее?

На наш взгляд, звание доцента и профессора целесообразно присваивать за другие дела. Например, звание доцента можно присваивать за единолично подготовленный сборник упражнений, сборник задач, составленный учебный словарь, участие в авторском коллективе, который подготовил учебное пособие или учебник (с грифом МОН Украины, полученным в порядке, который существует сейчас), создание теста по учебной дисциплине на 400 вопросов, который прошел апробацию на 100 студентах и используется в нескольких университетах страны на протяжении хотя бы нескольких лет. Звание профессора можно присваивать, например, за единолично подготовленное учебное пособие или учебник (так же с грифом МОН Украины).

По нашему мнению, такое решение наполовину сократит поток диссертаций в ГАК. Ведь понятно, что в Украине значительная часть соискателей защищают диссертации не потому, что так сильно «любят» науку и стремятся заниматься лишь ею, а потому, что работая в университетах, хотят иметь более высокую зарплату, а для этого им необходимо стать доцентом или профессором. А эти звания, как говорилось выше, можно получить, став, в частности, кандидатом или доктором наук. Да и руководство университетов явно требует от своих педагогических работников, чтобы они как можно быстрее становились доцентами и докторами, поскольку оценка уровня университетов зависит, в том числе, и от количества в них именно доцентов и профессоров.

Может ли такое предложенное нами решение привести к каким-то негативным последствиям? Что касается науки, то, понятно, что нет (общий средний уровень диссертационных исследований, напротив, станет выше, поскольку количество защищенных диссертаций сократится). Что касается университетского образования, то рост количества учебных изданий навредить студентам тоже не сможет (в учебных изданиях знаний слишком много не бывает: хочешь — читай дополнительные сведения, не хочешь — не читай), а, скорее, напротив: станет большим выбор изданий, станет больше словарей, больше университетских тестовых заданий и тому подобное. Позитивным следствием будет и то, что освободится дорога в науку для молодых, талантливых ученых, которым сейчас по различным причинам придется преодолевать имеющиеся препятствия с достаточно большими трудностями.

Конечно, против предложенного решения можно выдвинуть контраргумент: а в ряде стран Запада присвоение ученых званий доцентов и профессоров происходит по той схеме, которая у нас действует сейчас! Это действительно так. Однако те, кто выдвигает этот контраргумент, не учитывают, что там (в странах Запада) и у нас (в Украине) — разные условия. Там университеты — в отличие от наших — являются не только учебными, но и параллельно крупными научными учреждениями, поскольку их финансирует, в частности, и государство, и промышленность и другие организации разной формы собственности. А у нас, в Украине? К сожалению, в Украине университеты на научные исследования получают из государственного бюджета или нуль, или мизер (мизер — это несколько наибольших университетов государства). Так называемая госбюджетная тематика, образно говоря, уже давно почивает в Бозе, а промышленность финансирует украинские университеты крайне мало (низкий уровень заработной платы в Украине по сравнению с Западом дает олигархам возможность беззаботно получать сверхкрупные прибыли и без капиталовложений в науку). То есть, суммы здесь — несравнимые. Кроме того, там, на Западе, преподаватели параллельно ведут и преподавательскую, и научную деятельность. У нас же научная деятельность в основном лишь имитируется, поскольку финансовые ресурсы на это практически не выделяются, а работать даром — желающих мало.

Так что же — спросят меня оппоненты — после принятия предложенного автором этой статьи решения кандидатов и докторов придется принимать на работу на должности ассистентов? Да совсем нет! На какую должность брать кандидата или доктора (на должность доцента или профессора) — это уже дело ректора университета. Для этого лишь уровень зарплаты работника университета, который имеет, например, звание доцента, и работника, который работает на должности доцента, должны быть одинаковыми. Берут же у нас по действующему законодательству заслуженных или народных художников или артистов на должности доцентов и профессоров (без наличия научных степеней)! И ничего страшного после этого не происходит. Так давайте внедрим лишь этот принцип более широко!

Надеемся, что предложенное решение сможет хотя бы частично развязать тот гордиев узел, который образовался в вопросе подготовки кадров и в области кадров научных, и в области кадров педагогических. Слово — за Министерством образования и науки Украины.

Что же касается необходимости публиковать результаты наших соискателей научных степеней в зарубежных изданиях, то это — наша расплата за нами же самими созданную ситуацию в нашей украинской науке. И тот выход, который принял ГАК МОН Украины, далеко не худший. А лучший ли — увидим лет через десять.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать