Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Наши в Пекине

Среди пятерки украинских факелоносцев — лауреат премии Голдмана, награды, которая среди экологов считается нобелевской
11 апреля, 00:00
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АГЕНСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ГОА

Традиционно для участия в почетной Эстафете олимпийского огня во время проведения Олимпийских игр каждая страна-участница отбирает особенно достойных людей — как правило, это хорошо известные личности, сделавшие жизнь людей лучше. Но в этом году украинское жюри несколько изменило подходы к отбору кандидатов: решили выбрать личностей не менее значительных для общества, хотя и не таких известных. Таким образом, победителями конкурса на почетное звание факелоносца ХХIХ Олимпийских Игр в Пекине в категории «Здоровье» стал кардиохирург, доктор медицинских наук, директор Научно- практического медицинского центра детской кардиологии и кардиохирургии Минздрава Илья Емец, в категории «Детство» победила Раиса Кравченко, являющаяся главой правления Благотворительной организации «Джерела» и исполнительным директором Всеукраинской общественной организации «Коалиция защиты прав инвалидов и лиц с умственной недостаточностью», в номинации «Экология» победила адвокат, руководитель юридического отдела Международного благотворительного фонда «Екологія-Право-Людина» Ольга Мелень, а в номинации «Новации» — Алексей Барабаш, работающий эмбриологом в клинике репродуктивной медицины «Надія». Единственным хорошо известным в Украине и за ее пределами факелоносцем стал телеведущий Савик Шустер.

«Дню» удалось побеседовать с одним из факелоносцев. Это эколог Ольга МЕЛЕНЬ. Она рассказала, как стала победительницей конкурса, чем заслужила такое доверие жюри, чем занимается и, собственно, как происходило голосование.

— Ольга, как получилось, что вы попали в список факелоносцев?

— Все началось с того, что компания «Самсунг» объявила конкурс: они решили, что на этот раз они будут выбирать не среди известных людей, а среди обычных граждан, которые чем- то отличились в своей деятельности, изменили жизнь к лучшему, на примере которых можно поучиться. Такие же простые граждане организовали голосование в интернете, предлагая своих претендентов. Так получилось, что меня кто-то номинировал, и комитет, состоявший из предыдущих факелоносцев, выбрал нас из нескольких тысяч в пяти категориях. Я спрашивала у организаторов, кто номинировал меня на это звание, но они назвали мне имя совершенно незнакомого человека. Я до сих пор не знаю, кто это был. Думаю, что частично это случилось из- за того, что в 2007 году я получила премию Голдмана за деятельность по борьбе за сбережение Дунайского биосферного заповедника.

— За что вам дали премию Голдмана?

— Экологическую премию Голдмана учредил 19 лет назад американский миллионер с женой. Они решили, что экологические проблемы очень важны, а в мире нет специальных премий для экологов. Премия присуждается людям во всем мире, которые чего-то достигли в области экологии, жизнь которых подвергалась рискам — то есть которые отдавали себя решению экологических вопросов. До сих пор, кроме меня, эту премию никто из украинцев не получал. Я же ее получила за борьбу, которую проводила моя организация «Екологія-Право- Людина» и активисты против сооружения в Украине канала Дунай—Черное море. То есть этой проблемой занимались многие украинские активисты — не только я одна. Как вы знаете, это началось в 2003 году, когда Министерство транспорта во главе с Георгием Кирпой решило построить новый канал Дунай—Черное море через устье Быстрое, которое тогда входило в биосферную зону Дунайского заповедника. По законодательству любая хозяйственная деятельность в заповедниках запрещена. Кроме того, дельта Дуная и заповедник — это неповторимая территория, на которой можно найти много уникальных видов растений, животных, рыб, занесенных в Красную книгу, которых больше нигде нет, кроме этого заповедника, и они находятся под угрозой уничтожения. Поскольку план построить канал противоречил международному и отечественному законодательствам, наша организация выступила в защиту заповедника. И сегодня эта борьба продолжается: идут судебные процессы, есть много обращений юристов в международные органы. Мы подняли этот вопрос на международный уровень и получили позитивные результаты...

Сам факт вручения мне премии Голдмана был событием, которое дало мне моральные обязательства: далее продолжать деятельность юриста, который бесплатно защищает окружающую среду. Я думаю, что это мое призвание, и я хочу этим заниматься, ведь сейчас возникает много экологических вызовов, и люди нуждаются в нашей помощи, поскольку часто им просто некуда обратиться.

— Вы сказали, что борьба продолжается. Значит, биосферному заповеднику еще что-то угрожает?

— В судах по этому делу продолжается производство, и недавно одним международным органом было принято решение о том, что Украина нарушает требования международных конвенций. К тому же буквально в ноябре 2007 года Верховный Суд рассматривал наш спор и принял позитивное решение в нашу пользу — вернул государственные акты на земельный участок, выданные Дунайскому биосферному заповеднику.

— Чем вы еще занимаетесь, кроме этого дела?

— Я — юрист, практикующий в сфере экологических вопросов. Наша организация помогает гражданам и общественным организациям защищать окружающую среду правовыми методами. Мы предоставляем правовые консультации в случае, когда возникают экологические проблемы или нарушаются чьи-либо экологические права. Часто к нам обращаются люди, живущие около предприятий, деятельность которых опасна для человека. Как правило, такие предприятия выбрасывают в атмосферу опасные вещества, складируют опасные отходы на своей территории, загрязняют своими отходами подземные воды. Люди беспокоятся, потому что близость таких предприятий создает угрозу не только их здоровью, но иногда и жизни. Нам удается защитить права граждан, мы имеем позитивные судебные решения: например, некоторые из них касаются предприятий, загрязняющих окружающую среду. Их обязали отселить граждан с территории, находящейся в районе загрязнения. Есть позитивные решения, по которым органы местной власти обязаны провести водопровод для обеспечения людей водой (случай, когда колодцы, из которых люди берут воду, загрязнены). Есть и другие случаи.

— Как вы будете привлекать внимание к проблемам окружающей среды и каких людей приобщать к работе?

— Украинцы нередко бывают очень скромными, когда нарушаются их права. Они не знают своих прав, в том числе и экологических, а следовательно, не представляют себе, как их защитить. Многие молчат, потому что не слышали о положительном опыте, не верят, что права можно отстоять. К сожалению, в нашей стране экологические вопросы по шкале актуальности несправедливо занимают последние места. Им мало уделяется внимания, хотя, с другой стороны, решение проблем окружающие среды объявляется приоритетом. На самом деле это не так. У нас приоритет — экономика. И когда нужно выбирать между экономикой и экологией, выбор падает на экономику. Например, при строительстве атомной станции ставится вопрос только о том, что промышленность и страна нуждаются в электроэнергии. А проблема отходов, загрязнения воды, вредных выбросов в атмосферу и здоровья людей игнорируется. Конечно, и отдельные люди загрязняют окружающую среду не хуже предприятий, делают ее такой ужасной — Украина утопает в отходах, грязные города и села. Люди вообще безразличны к экологическим проблемам, не хотят их признавать. Потому следует начинать с образования: в детских садиках, школах, университетах преподавать соответствующие дисциплины. Больше внимания экологии уделять в СМИ. Думаю, было бы уместным увеличить штрафы за нарушение экологического законодательства, усилить контроль за его соблюдением (вырубка деревьев, засорение, выбросы в атмосферу). Все нужно решать в комплексе.

Вы много путешествовали. Можете сравнить отношение к окружающей среде в Европе и у нас?

— Есть очень большая разница. Например, мне очень понравилось отношение к природе в США. Американцы очень много путешествуют, также много времени проводят в национальных парках, приводят туда детей. Они учат их с малых лет гуманно относиться к животным, растениям, приучают, что нехорошо сорить. Очень впечатляет опыт скандинавских стран — то, как они решают проблемы экологии на бытовом уровне (как справляются с отходами, экономят электроэнергию, воду, берегут природу). Мы можем у них поучиться. Кстати, в Китае, куда я скоро поеду, тоже большие проблемы с экологией. В частности, в Пекине также экономические интересы преобладают над экологическими. Ныне мировая общественность хочет привлечь внимание к этим проблемам: думают, как очистить город к приезду туристов и спортсменов. Ведь в Пекине нечем дышать — предприятия не имеют очистительного оборудования и все вредные отходы выбрасывают в атмосферу. У нас есть коллеги в Китае, и знаю это из разговора с победителем премии Голдмана 2006 года — он поднимал проблемы экологии в своей стране.

— Ольга, и все же вы едете на спортивный праздник... Как вы относитесь к спорту?

— Я очень уважаю людей, которые профессионально и непрофессионально занимаются спортом. Мы очень гордимся спортсменами, едущими на Олимпийские игры, будем их поддерживать. Я никогда не занималась профессионально, но катаюсь на лыжах, играю в бадминтон, плаваю. Я очень рада, что теперь стану еще ближе к спорту.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать