Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Неспособность к самоограничению

В Украине десятки фирм и торговых марок обвинили в использовании аморальной рекламы
01 ноября, 17:49
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Аморальная реклама может разрушить общество. Ведь под ее влиянием уничтожаются такие вечные ценности, как добро, красота, верность, любовь. И, если взрослые еще как-то могут защитить свое сознание от негативной информации, то дети и подростки всасывают ее в себя, как губка. Поэтому защитить подрастающее поколение украинцев от гибельного влияния рекламы может только общественная мораль. Так считает исполняющий обязанности председателя Национальной экспертной комиссии Украины по вопросам защиты общественной морали Николай Бойко. С ним трудно не согласиться: в последнее время бизнесмены, чтобы привлечь внимание к своему товару, в его рекламировании иногда применяют такие откровенные эротические элементы, что становится стыдно, когда их видят дети.

— Свободный рынок породил в Украине демократию, но нередко она, как говорится, бьет через край. Кроме приятных вещей сексуальная революция принесла нам то, что ныне Украина стоит на первом месте в мире по распространению СПИДа, венерических заболеваний, у нас довольно распространена наркомания. Всему этому, к сожалению, содействует аморальная реклама, которая ныне заполнила информационное пространство, — отметил Николай Бойко.

В соответствии с теорией Зигмунда Фрейда, сексуальность является одним из сильнейших инстинктов человека, который влияет на человеческое поведение. Поэтому и любят рекламодатели эксплуатировать его во время изготовления рекламных роликов и проспектов.

— Специалисты исследовали, что привлечь внимание мужчины к товару можно через изображение привлекательной женщины. Главное — заложить в подсознание потенциального покупателя ассоциацию: если купишь именно этот товар, то будешь иметь роскошную девушку (только побрызгайся таким-то дезодорантом или положи в рот такую-то жевательную резинку). Женщин можно заинтересовать изображением и демонстрацией физически сильного, платежеспособного мужчины высокого социального статуса. Но потребителя каждый день атакуют сотни информационных сообщений, поэтому производители товаров, чтобы они запомнились потенциальным покупателям, нередко применяют «шоковую» рекламу. Например, некоторые фирмы даже прибегают к демонстрации обнаженных половых органов. Последствия такой сексуальной рекламы ужасны: искажение системы моральных ценностей как ориентира для развития общества, «коммерциализация» таких понятий как жизнь, любовь, семья, верность, дружба, — считает Николай Бойко.

В соответствии с Законом Украины «О защите общественной морали» в Украине», продукция сексуального или эротического характера в Украине может распространяться только при условии ее недоступности несовершеннолетним и не навязывания потребителям (только в специализированных средствах массовой информации), а внешняя реклама такого характера вообще запрещена. За соблюдением этого закона у нас должны следить 10 солидных государственных институтов. Но несмотря на это, в наших киосках не стало меньше журналов с эротическими картинками, на телевидении продолжают демонстрировать «сексуальные» ролики, а в общественных местах висят «откровенные» плакаты. Чтобы с этим бороться, в прошлом году в Украине создали Национальную экспертную комиссию по вопросам защиты общественной морали. Теперь ее эксперты отмечают, что уже удалось выявить и устранить нарушения действующего законодательства в сфере рекламной деятельности. В частности, это касается рекламы предприятий и товаров мобильных операторов «Джинс», «Евросеть», кофе «MakCofee», женского белья «Ажур», плитки для пола «Атем», сигарет «LM», мобильных телефонов «Samsung F 300».

— У нас появляется очень много аморальной рекламы из-за неспособности общества к самоограничению: с одной стороны, бизнес желает получить как можно больше прибыли, с другой — государство хочет иметь побольше поступлений от бизнеса. В результате этого страдает общественная мораль. Поэтому власти и бизнесу следует искать формы взаимодействия, одной из которых, например, должна стать реализация совместных проектов (почему бы украинцам хотя бы не придумать компьютерную игру, которая пропагандировала бы здоровый образ жизни?). Также государству необходимо скоординировать усилия в направлении создания необходимых правовых экономических и организационных условий, которые будут содействовать реализации права человека на информационное пространство, свободное от материалов, которые представляют угрозу физическому, интеллектуальному и морально-психологическому состоянию населения, — убежден начальник управления административно- хозяйственного обслуживания Национальной экспертной комиссии Украины по вопросам защиты общественной морали Вадим Багай.

А старший уполномоченный отдела по борьбе с преступлениями в сфере общественной морали Департамента по борьбе с торговлей людьми МВД Украины Богдан Тищенко напоминает, что использование аморальной рекламной продукции является уголовным преступлением.

— Изготовление и распространение порнографических предметов — очень высокоприбыльный уголовный бизнес. Работники милиции постоянно разоблачают дельцов, которые им занимаются, но эта проблема (особенно в отношении детской порнографии) остается в Украине еще довольно актуальной, — заметил он. Однако не только «сексуальная» реклама приносит большой вред нашему обществу: угрозу представляет и открытая пропаганда курения, употребления спиртных напитков (на нашем телевидении водку уже рекламируют даже днем). Поэтому, как утверждает Николай Бойко, в планах экспертной комиссии — взяться вскоре за разрешение этих, не менее актуальных, проблем.

КОММЕНТАРИЙ

Елена ЛИЩИНСКАЯ , старший научный сотрудник Института социальной и политической психологии АПН Украины, кандидат психологических наук:

— Есть научные подтверждения того, что аморальная реклама, в том числе и сексуальная, замедляет развитие интеллекта. Ученые института по изучению мозга им. Бехтереева из Санкт-Петербурга провели исследование энцефалограмм у детей, которые длительное время подвергались воздействию агрессивной медиа-продукции (фильмов, компьютерных игр). В результате установлено, что у таких детей останавливается процесс дифференциации отдельных участков мозга, а следовательно, замедляется интеллектуальное развитие. Также, если проанализировать культурные традиции различных народов мира, можно заключить, что сексуальная жизнь у них начиналась с определенного возраста, а к ее наступлению на интимные отношения существовало табу. С психологической точки зрения это объясняется так: если человек рано познает сексуальность, у него тормозится интеллектуальное и духовное развитие, разрушаются такие ценности как любовь, семья, верность, а интимные отношения происходят на уровне животного инстинкта. А еще в Украине растление несовершеннолетних считается уголовным преступлением, и ответственность за нее никто не отменял. Поэтому такая ответственность должна быть и за рекламу, которая содействует стимуляции вступлению в преждевременные сексуальные отношения. Происходящее сейчас в нашем обществе напоминает эффект «лягушки в кипятке» — если воду, в которой находится лягушка, медленно подогревать, то она и не заметит, как сварится. Так и общество: если его постепенно развращать, может наступить образно говоря, взрыв вулкана. Государство должно понять, что нельзя зарабатывать деньги на исконных моральных ценностях, а также на здоровье своих граждан. Например, в США уже давно не модно курить, пить пиво, вместо этого там ценится целомудрие, семейные ценности. Поэтому мода на здоровье, моральные ценности должна прийти и к нам.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать