Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нездоровая пауза

Куда движется медицинская реформа и движется ли вообще?
10 июня, 19:04

До 1 июня министр здравоохранения Максим Степанов обещал разработать план выхода из финансового кризиса в медицинской сфере. Напомним, что второй этап медицинской реформы вызвал протесты медработников в разных регионах страны. После заключения договоров с Национальной службой здравоохранения заведения получили значительно меньшее финансирование, чем в прошлом году. В зоне риска оказались психбольницы и тубдиспансеры, где из-за нехватки средств пациенты могли оказаться на улице, а врачи остаться без работы. Максим Степанов заверил, что медицинскую реформу останавливать не будут, только пересмотрят принципы финансирования учреждений вторичного уровня.

Поэтому до начала лета Минздрав обещал разработать нормативно-правовые акты с новыми пакетами медицинских гарантий, собственно, из-за которых возникли трудности, а финансирование вторичного звена должно остаться на уровне 2019 года. Дополнительное финансирование должны были получить первичная и экстренная медицинская помощь, лечение инфарктов, инсультов и коронавируса.

 Кроме того, правительство обещало найти дополнительно 11 млрд гривен на зарплаты медиков, а глава профильного парламентского комитета Михаил Радуцкий настаивал на увеличении медицинского бюджета до 6% от ВПП на 2021.

МЕДИЦИНСКИЕ СКАНДАЛЫ

Прошел месяц после озвученных обещаний. Ни на сайте Минздрава, ни на правительственном портале пока не опубликованы обещанные нормативно-правовые акты. Вместе с тем завершить реформу здравоохранения от нас требует МВФ, а также на этом настаивают страны Европейского Союза. Во время встречи Максима Степанова с Чрезвычайным и Полномочным Послом Федеративной Республики Германии Анкой Фельдгузен и Чрезвычайным и Полномочным Послом Итальянской Республики Давиде Ла Чечилия речь шла о продолжении медицинской реформы. Министр очертил дипломатам, что ведомство сейчас находится на стадии финального расчета тарифов.

 Но, похоже, в медицинской реформе наступила пауза, а в министерстве внимание приковано совсем к другим делам. Так, министр Степанов должен объяснять, почему СБУ открыла против него производство по статье 113 Уголовного кодекса, это диверсия против страны. Инициатор открытия производства — народный депутат от «Голоса» Александра Устинова. Именно эта партия собирает депутатские подписи по проекту решения об отставке Степанова.

Другой скандал с участием министра касается выборов руководителя НСЗУ. В январе прошел конкурс на должность главы службы, три претендента должны были пройти собеседование со Степановым, но министр заявил, что отклонил всех кандидатов и проведет новый отбор. 3-4 июня глава Минздрава проводил собеседования в ZOOM уже с новыми кандидатами. Тестирование в режиме онлайн вызвало недоверие экспертного сообщества, тем более что видеозаписи разговоров до сих пор не выложены в открытый доступ.

Кстати, общественность и СМИ к конкурсному отбору не допустили, традиционно — из-за карантинных мер. Впрочем, депутат упомянутой партии «Голос» Ольга Стефанишина, которая работала в команде Ульяны Супрун, зашла в кабинет министра прямо во время проведения собеседований, якобы чтобы показать общественности, как на самом деле все происходит.

Министр назвал это саботажем со стороны отдельных политических сил. «Я для них очень неудобный министр, который 100% не будет покрывать то, что они здесь натворили. Я не буду прикрывать то, что сейчас по всей стране происходит с медициной», — подчеркнул глава Минздрава.

АНГЛИЙСКИЙ ОПЫТ В УКРАИНЕ НЕ РАБОТАЕТ

В свою очередь международные партнеры из ЕС, США и Британии официально заявили, что будут следить за прозрачностью конкурса на главу НСЗУ. Из последних комментариев Степанова известно, что он уже определился с победителем и вскоре вынесет его кандидатуру на рассмотрение Кабмина. Первоочередной задачей для нового руководителя НСЗУ будет исправление ошибок второго этапа медреформы.

«Реформу надо было провести еще лет 20 назад. Принцип автономизации учреждений здравоохранения надо было внедрить еще тогда. И принцип «деньги ходят за пациентом» — тоже нужен. Первичку сделали более или менее успешной, но реформа второго уровня была недоработана. Кто принимал решение о стоимости операций и откуда взялись коэффициенты в тарифах — не понимает никто. Поэтому то, что сейчас делает Минздрав, это правильно, — считает глава наблюдательного совета Киевской городской клинической больницы скорой медицинской помощи Анатолий ВЕЛИМОВСКИЙ. — До конца года стоит взять паузу, оставить финансирование на уровне прошлого года, и такой законопроект вроде рассматривается. Надо найти ошибки, а с января 2021 г.  запустить второй этап реформы по-новому. Но пани Мовчан (Оксана Мовчан — и.о. главы НСЗУ. — Ред.) исходит из  ситуации, что реформа классная, а у кого проблемы — это их проблема. Мне кажется, что НСЗУ должна обрабатывать медицинские протоколы лечения и называть, сколько это стоит, а не сидеть на расчетах средств, сколько какая больница получит. Нормальные страны работают через страховые компании. Сотрудники определенной компании застрахованы за счет средств государственных гарантий, например, дается на одного человека 200 евро в год. Эта система лучше, чем английская, когда одна глобальная структура полностью рассчитывается со всеми больницами, здесь полно рисков».

Эксперт напоминает, что команда Супрун скопировала для Украины английский медицинскую систему государственных гарантий, в частности в создании Национальной службы здравоохранения. В Великобритании первичное медицинское звено работает так же, как и у нас: доход врача зависит от количества пациентов, которых он обслуживает. В Британии так же государство оплачивает через свою службу здоровья определенный пакет услуг, подобный украинскому сегменту: первичная и специализированная помощь, вакцинация, роды, лечение хронических болезней, оплата лекарств и т.п. Но за собственные средства пациент проходит профосмотр или делает дополнительную вакцинацию, например, перед путешествием за границу, также частично оплачивает стоматологические услуги. В общей слоности системой довольны 53% англичан. Эти данные приводит Минздрав на своем сайте. Еще 10% англичан имеют дополнительную частную страховку, чтобы быстрее попасть к врачу.

ФОТО   УКРИНФОРМ

«В Великобритании 50% тех, кому нужна бесплатная операция за государственный счет, просто не доживают до этого, или делают это за собственные средства, или, если застрахованы,  — за счет страховой компании, — продолжил Анатолий Велимовский. — То есть система проблематичная. Наши списали английскую систему. Эту идею пролоббировал один из приближенных к Петру Порошенко чиновников. Создали монстра, НСЗУ, которая распоряжается огромной суммой государственных средств (сейчас служба распоряжается 86 миллиардами гривен. — Ред.). Думаю, что главным стимулом создания английской системы были коррупционные интересы».

«ПРОБЛЕМА НЕ В МОДЕЛИ, А В СРЕДСТВАХ»

В целом эксперты сходятся во мнении, что сейчас реформу свернуть невозможно. Для этого придется вносить изменения в законодательство, в частности в закон «О государственных финансовых гарантиях». Это может инициировать парламентский комитет по вопросам здоровья нации и медицинского страхования, а не министерство. Как отмечает профессор, врач-кардиолог Екатерина АМОСОВА, комитет сейчас, наоборот, принимает законы, которые расширяют доступ крупных частных компаний к рынку медицинских услуг, в частности к забору донорской крови и продаже препаратов из нее за границу.

Поэтому единственное, что остается команде Степанова, — вносить изменения в предложенный ранее формат реформы и исправлять недостатки. Прежде всего надо объяснить медицинскому сообществу, откуда взялись тарифы за предоставленные услуги, к примеру, почему лечение аппендицита стало более дорогим, чем лечение панкреатита.

Напомним, что больницы сменили статус на коммунальные неприбыльные предприятия, теперь они получают деньги за пролеченный случай по тарифам НСЗУ. В тарифы входят зарплата персонала, стоимость обследования и лекарства, а также питания. «Суммы тарифов с работниками (врачами) не согласовывались, НСЗУ их спустила сверху накануне 1 апреля, когда все уже стали КНП. То есть вы — покупатель, я — продавец. Вы пришли купить у меня колбасу, которая стоит 100 грн, и говорите, что даете мне 20 грн, и разговор на этом заканчивается. В мире тарифы являются предметом торга между покупателем (НСЗУ или страховой) и продавцом услуг — ассоциацией врачей или коллективом больницы», — добавляет Екатерина Амосова.

Ничего подобного в Украине не происходило, ни торгов, ни переговоров с врачами, только пилотный эксперимент на Полтавщине. Область одна из первых внедряла новую модель финансирования учреждений вторичного уровня, и именно на основе ее опыта Нацслужба здоровья получила показатели, сколько стоит та или иная медицинская услуга.

«Чтобы заключить договоры с НСЗУ, заведения, помимо смены статуса, должны соответствовать определенным требованиям, например, для лечения инсультов иметь КТ/МРТ, для хирургических операций в режиме 24/7 — одного-трех анестезиологов в штате, — добавляет Екатерина Николаевна. — Государство в лице НСЗУ денег на эти условия не давало — отсылало главных врачей просить местные власти. Коммунальные платежи, плата за содержание больницы, обновления и ремонты оборудования теперь должны делать местные бюджеты как владельцы больниц. За зарплату врачей отвечает главный врач. То есть на этапе заключения договоров часть больниц в части пакетов их стартово не смогла заключить. Далее вступил субъективный фактор, когда НСЗУ заключила договоры с теми больницами, которые не соответствовали требованиям службы».

Помимо непонятных тарифов медиков беспокоит, почему нет стандартов качества предоставляемых медицинских услуг. Нерешена также проблема маршрутов пациентов, НСЗУ не учитывает при заключении договоров доступность заведения для граждан в сельской местности. По мнению Амосовой, какова бы ни была модель изменений в системе здравоохранения, главная проблема — нехватка денег в государстве. В этом году медицина получила из бюджета 3% от ВВП. Провести капитальный ремонт помещений, а также реновацию системы медицинской помощи за эти средства вряд ли получится.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать