Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Перемены только на словах»

В Харькове продолжают обвинять в шпионаже ученого, попавшего под подозрение из-за методического пособия для студентов
15 октября, 10:50

Год назад «День» рассказал об обвинении в шпионаже харьковского ученого-радиоинженера Владимира Чумакова, попавшего под подозрение из-за методического пособия для студентов (см. материал «Рельсотрон — повод для возбуждения дела?» в № 197 от 30 октября 2013 года). Однако до сих пор по делу профессора продолжаются суды. Преследования ученого тем более поражают, что в условиях внешнего вторжения его изобретения крайне актуальны для оборонной промышленности Украины.

Более полутора лет продолжаются суды над профессором, которого обвиняют в шпионаже, не предоставляя фактических доказательств. При этом двух основателей инвестиционной компании Top Science Ukraine Алексея Рудя и Сергея Чичотку, которые пригласили профессора к сотрудничеству, уже осудили в Полтаве на пять лет лишения свободы. Казалось, что дела, открытые при режиме Януковича, должны быть пересмотрены заново с учетом открывшихся фактов коррупции и явной сдачи государственных интересов. Но этого  не происходит, констатирует Владимир Чумаков: «Пока ничего не меняется, перемены только на словах. В марте я написал обращение к Александру Турчинову, где указал, что прокуратура незаконно обвинила меня и ребят в Полтаве. Турчинов написал Мохницкому.  Мохницкий написал в Харьков и получил отчет от этого самого прокурора. Вот и все расследование». Кстати, двух основателей инвестиционной компании признали виновными в шпионаже на основании экспертиз тех чиновников, против которых сейчас возбуждены уголовные дела по обвинению в подрыве обороноспособности страны — бывшего министра обороны Соломатина и начальника генштаба Заманы. Что может быть показательнее? А работников физико-технического института, которые заявили о невиновности ученого, до сих пор преследуют и допрашивают, указывает Владимир Иванович.

НАН Украины еще в ноябре 2013 года отказалась давать заключение по данному делу, отметив, что информация, которую в деле именуют секретной, «содержится в открытых информационных источниках», является «общенаучной», и, кроме того, «сугубо теоретической» — ее практическое применение требует огромных финансовых вливаний и времени. При этом срок секретности материалов по практическим военным разработкам истек около 10 лет назад, говорится в письме.

Последнее заседание по делу профессора Чумакова состоялось в конце сентября этого года. Судья, выяснив, что дело поступило в суд еще 30 апреля 2013 года, был удивлен отсутствием доказательств в поддержку обвинения. «За эти полтора года прокуратура не представила ни одного доказательства, ни одного свидетеля, ни одного факта — ничего! — возмущен профессор Чумаков. —  Но продолжает настаивать на обвинении, вместо того, чтобы отозвать его».

Преследования не прошли для профессора Чумакова даром. На почве нервных переживаний он зимой 2013 года ослеп на один глаз. Однако после захвата Крыма ученый не остался на оккупированной россиянами территории, где работал по контракту в Академии ВМС, а вернулся в Украину, где его судят. 5            апреля 2014 года он бежал из Севастополя в Харьков, не успев взять даже личные вещи, — одежду для него принес сын. На его глазах в Академии сняли украинский флаг и подняли российский, а офицеры переодели российскую форму. «Это и есть предательство! Я бы мог остаться в Крыму, но я работал и работаю на Украину, и не мог покинуть свою страну», — говорит Владимир Чумаков и сожалеет только о своей лаборатории с ценным оборудованием, которая осталась в Севастополе.

Ученый уверен: беда Украины в том, что настоящие шпионы и предатели до сих пор работают в тех ведомствах, которые должны беречь ее безопасность. «Путин не с нуля на нас напал. Он готовился десятки лет. Но назовите мне хоть одно дело, которое было возбуждено против российских шпионов? Ни одного! Зато есть дело против ученых, которые занимались спасением Украины...» — говорит профессор Чумаков.

В Харькове  Владимир Чумаков продолжает заниматься научной деятельностью. Готовит патент по созданию устройства кумулятивной защиты бронетехники, которая сейчас нужна нашей армии. Также планирует подать второй патент на создание устройства для электродинамического запуска беспилотников — на базе того самого рельсотрона, за который его судят. Это поможет значительно экономить топливо на запуске, поясняет профессор.

В письме НАН Украины от 11 ноября 2013 года отдельно указано, что «настоящий ущерб национальной безопасности Украины в сфере научных технологий наносит низкий спрос на научно-техническую продукцию, что вынуждает ученых обращаться к зарубежным заказчикам». Дело профессора Чумакова ясно покажет, изменилось ли отношение власти к настоящему сокровищу Украины — к ее научному потенциалу и к национальной безопасности в целом. Сам ученый верит, что позитивные перемены в Украине обязательно произойдут, но хотел бы застать их при своей жизни.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать