Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

После оккупации

Чем живут освобожденные от боевиков города Донбасса и удалось ли им за полгода стать по-настоящему украинскими
04 февраля, 12:06
КРАМАТОРСК. ВО ВРЕМЯ ОБСТРЕЛОВ ГОРОДА ПОСТРАДАЛИ ШКОЛА И СОСЕДНИЙ ДОМ. СЕЙЧАС ОНИ ВОССТАНОВЛЕНЫ И ПОЛНОЦЕННО ФУНКЦИОНИРУЮТ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Ни для кого не секрет, что сегодня освобожденные города Донбасса выглядят даже патриотичнее, чем большинство городов Западной или Центральной Украины: сине-желтые остановки, мосты, заборы и столбы, национальные флаги на административных зданиях, общественных заведениях или просто там, где их удалось повесить, еженедельные общественные акции и вече. Но местные общественные активисты отмечают: не хватает радикальных изменений в сознании людей. По их словам, большинство населения так и осталось безразличным к тому, что происходит, а часть даже до сих пор мечтает о «русском мире».

«День» побывал в трех городах Донецкой области, освобожденных еще летом, и посмотрел, чем они живут сегодня.

СЛАВЯНСК

Славянск несколько месяцев был одним из основных штабов боевиков так называемого ДНР. 5 июля 2014 года его освободили. После того, как город покинули боевики, вид он имел не наилучший. Сейчас о прежних боевых действиях в городе напоминают только окна, заклеенные крест-накрест скотчем, и несколько домов на окраине с выбитыми окнами, разрушенными крышами и пробитыми стенами.

Сегодня в Славянске едва ли не больше всего общественных инициатив среди всех освобожденных городов. Тем не менее значительная часть населения до сих пор имеет пророссийские настроения, рассказывают активисты. Для того, чтобы популяризировать в Славянске государственный язык, были открыть бесплатные курсы украинского языка. Сначала их посещало много людей, но впоследствии число учеников стремительно упало, рассказывает ученица курсов пенсионерка Людмила Горбунова.


ОБЩЕСТВЕННЫЕ АКТИВИСТЫ УБЕЖДЕНЫ — «МНОГОСТРАДАЛЬНОГО» ЛЕНИНА В ЦЕНТРЕ СЛАВЯНСКА НЕОБХОДИМО СНЕСТИ БЫСТРЕЕ, ПОТОМУ ЧТО ОН МЕШАЕТ ЛЮДЯМ «РАСКРЕПОСТИТЬ» СОЗНАНИЕ / ФОТО РЕЙТЕР

«На украинском я говорила в далеком детстве, и это был суржик. После освобождения Славянска я решила, что язык — это важный элемент культуры, он позволяет нам лучше понять, кто мы и где наша Родина. Когда я увидела вывеску о курсах — сразу записалась. Конечно, знакомые удивлялись, зачем я туда ходжу, ведь украинский у нас все понимают и знают. Но мне важен был не столько язык, сколько общение с единомышленниками. Обидно, что сейчас нас только семеро и все пенсионного возраста. Молодежь как-то к знаниям не тянется. Вообще, у нас народ такой, что его заставлять надо. С нашим населением нужно работать».

С населением Славянска как раз активно работает волонтерская группа «Гуртом Слов’янськ». Ее участники еженедельно организуют вече и другие общественные акции. Таким образом они пытаются привлечь население к контролю власти. Показать им, что теперь они хозяева своей земли и только от них зависит, будет ли жизнь в городе лучше, говорит волонтер инициативы Капиталина Каплан.


В СЕМЕНОВКЕ, НА ОКРАИНЕ СЛАВЯНСКА, ДО СИХ ПОР ПРОДОЛЖАЮТСЯ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ. В ЦЕНТРЕ ГОРОДА ПОЧТИ ВСЕ ДОМА УЖЕ ВОССТАНОВЛЕНЫ СИЛАМИ ВОЛОНТЕРОВ, ПОЭТОМУ О БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ  ЗДЕСЬ ПОЧТИ НИЧЕГО НЕ НАПОМИНАЕТ / ФОТО РЕЙТЕР

«Еженедельно мы устраиваем импровизированный автопробег. Собирается около 30 автомобилей с украинскими флагами и лентами, которые полтора часа ездят по городу и зовут всех на вече. Рассматриваем мы предварительно подготовленные вопросы, в основном они касаются ситуации в городе. В целом мы не боимся выражать свою позицию. Хотя, если откровенно, в Славянске еще остались силы сепаратистов и пророссийские активисты. Активисты иногда мешают нам выступать, стягивают со сцены. До сих пор есть случаи, когда сепаратистов задерживают, находят тайники оружия и боеприпасов. Я постоянно ношу украинскую символику, но, когда возвращаюсь поздно вечером, пытаюсь снимать все ленты. Лучше лишний раз не провоцировать...» — объясняет Капиталина.

АРТЕМОВСК

Город был под контролем боевиков относительно недолго — чуть больше двух месяцев. Здесь практически нет агрессивных надписей на домах, которые бы пришлось закрашивать, здания не светят выбитыми оконными стеклами. Больше всего пострадала танковая воинская часть на окраине города и городская библиотека.

Артемовск — в 15 км от линии фронта. Снаряды сюда пока не долетают, но из-за постоянных обстрелов Дебальцева местные жители уже научились определять по звуку, с какой стороны и даже из какого вида оружия ведется огонь. Ну и еще многочисленные «скорые» пролетают по улицам Артемовска — с передовой везут раненных бойцов в местную больницу.

Волонтер организации «Бахмут Український» пани Надежда, которая из соображений безопасности решила не называть свою фамилию, рассказывает, что их организация пытается охватить несколько аспектов работы — и помощь фронту, и просветительскую. Активисты организации пытаются проводить в городе украинские ярмарки, общественные акции. Последняя, ко Дню Соборности, даже показалась достаточно массовой. В течение этой акции активисты связали из желтых и голубых полосок одну 200-метровую ленту. Но больше всего консолидирует население помощь армии.

«У нас военными помогают многие люди, — рассказывает пани Надежда. — В Артемовске, есть больница, куда свозят ребят непосредственно с фронта. Мы им и еду готовим, и одежду носим... Мужчины тоже при работе — помогают военным чинить автомобили и танки. Признаюсь откровенно, не все военные от нас сразу помощь принимали. Особенно проблемы были с едой, ребята хотя и голодные, но боялись, что мы хотим их отравить, поэтому даже пальцем к еде не прикасались. Тогда мы должны были сами пробовать каждое блюдо, чтобы убедить — злых намерений нет».

Несмотря на близости к линии фронта, местные не теряют оптимизм. 17-летний Петр Зубарь, который летом спас и спрятал от боевиков Герб Украины (видеоинтервью с Петром Зубарем смотрите на сайте «Дня»), уверен: чужих войск в городе не будет.

«Не нужно думать о захвате города. Мы верим, что этого не произойдет. Конечно, есть люди, которые надеются на приход террористов, но их меньшинство. Пока они сидят тихо и выражают свою позицию только комментариями в Интернете. Большинство же помнит своеволие террористов. У нас боевики захватили прокуратуру и обустроили в подвале камеру пыток, где допрашивали местных активистов. Часто была слышна стрельба в городе и поблизости, были поджоги зданий. Сейчас у нас мир и покой, думаю, он будет продолжаться и в дальнейшем», — уверен Петр.

КРАМАТОРСК

Когда гуляешь по городу сегодня — трудно сказать, что еще полгода назад он был оккупирован боевиками и здесь велись бои. Сегодня в Краматорске царят патриотические настроения: здесь в сине-желтые цвета раскрашивают заборы, столбы, остановки общественного транспорта. Краматорцы даже Ленина «одели» в украинское — раскрасили ему ноги в сине-желтые цвета.


КРАМАТОРСК. ТАКИЕ БЛОКПОСТЫ МОЖНО БЫЛО УВИДЕТЬ В ГОРОДЕ ЕЩЕ ЛЕТОМ. СЕГОДНЯ ПРОЕЗД ТУТ СВОБОДНЫЙ, А О БОЯХ НАПОМИНАЕТ ТОЛЬКО ЗДАНИЕ ДЕТСКОГО САДА, ГДЕ ЛЕТОМ БОЕВИКИ УСТРОИЛИ СЕБЕ ШТАБ... В НЕМ МЕСТНЫЕ ХОТЯТ ОРГАНИЗОВАТЬ МУЗЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ОСВОБОЖДЕНИЮ ГОРОДА / ФОТО РЕЙТЕР

Воспоминанием об оккупации города является детский садик — именно там скрывались боевики во время прихода украинских войск. Здание — с выбитыми окнами, во дворе — окопы с мешками. Главное «украшение» этой конструкции — простреленный насквозь лимузин. Впрочем, никто из знакомых нам краматорцев не объяснил, как он там оказался.

«Слава Украине!», — уже без страха здороваются в общественной организации «Краматорські бджілки». На стене — плакат с надписью «Бджоли працюють — солдатів рятують». Люди собираются здесь ежедневно: старшие, младшие, школьники. Вяжут рукавицы, носки, собирают вещи и продукты для фронта, шьют солдатам белье и балаклавы. Впрочем, основное занятие здесь — плетение маскировочных сеток. За полгода работы женщины сплели свыше пяти тысяч квадратных метров амуниции. В целом в Украине уже свыше 60 городов приобщилось к этой инициативе.

Координирует работу «Краматорських бджілок» Ирина. «В начале сентября мы услышали, что киевляне начали плести сетки и призывают женщин всей Украины приобщиться к ним. Мы были среди первых городов, которые начали их плести», — говорит она. Еще с лета женщина была организатором детского юношеского волонтерского движения «Рожденные свободными».

Кроме работы в организации, «пчелки» еще курируют ожоговое отделение в Краматорске и опекают раненых солдат в Днепропетровском госпитале. «Мы носили им Вифлеемский огонь, организовывали концерты, приносили одежду», — рассказывает Ирина.

Надежда Михайловна помогает солдатам в этой организации уже больше двух месяцев. «Я не могу просто смотреть, когда по моей земле топчутся враги», — рассказывает она. Помогают здесь все и всем, говорит Надежда: «И настолько сердце болит, когда приходит старенькая бабушка, которой уже трудно ходить, а все же приносит старую наволочку и баночку варения для солдат».

Многие люди приходят в организацию хотя бы на несколько часов, потому что знают: здесь помогают украинской армии. «Но очень больно видеть, что есть люди, которые думают по-другому. Особенно такого возраста, как я. Конечно, мы учились в Советском Союзе. Но это была украинская территория. И мне непонятно, откуда мы, росшие в почти одинаковых условиях, стали совсем разными», — подытоживает Надежда.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать