Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Потерянные на рынке труда

Как выбрать перспективную профессию и возможно ли это сделать вообще
01 июня, 12:47

На что ориентироваться нынешним выпускникам школ, которые через несколько месяцев станут полноценными студентами? Официально абитуриентам никто не скажет: в любом случае не поступай на юрфак или филологический, лучше выбирай робототехнику, климатологию, биофармакологию, кибераналитику или генную инженерию. Часто молодежь поступает в тот или иной вуз из-за удобства или дешевизны.

Недавно Илья Кенигштейн, советник мэра Львова по вопросам инноваций и инвестиций, а также соучредитель львовского «Креативного квартала» на своей странице в «Фейсбуке» поделился рассуждениями о том, на чем стоит сосредоточить внимание будущим студентам, чтобы стать успешными в изменчивом информационном мире. Его пост перепечатали популярные интернет-издания, свыше полутора тысяч людей поставили под ним ругательства. Запрос понятен. Скажем, Министерство экономического развития или Министерство образования и науки подобного анализа не готовили.

КОНКУРЕНЦИЯ С РОБОТОМ

«Четвертая промышленная революция предусматривает масштабное внедрение автоматизированных и роботизированных комплексов, которые высвобождают огромное количество людей, работающих во всех сферах. Роботы побеждают и совсем скоро заменят людей в половине всех профессий. Поэтому рейтинги вуза, популярные специальности, которые были когда-то стабильным «крайним случаем», все это стало неактуальным еще вчера», — пишет Илья Кенигштейн в обращении к абитуриентам.

Эксперт ссылается на данные Оксфордского университета, где считают, что в течение ближайших 20 лет исчезнет почти половина имеющихся сегодня профессий. «Водители, нотариусы, турагенты, копирайтеры, сметчики, аналитики, муниципальные чиновники, риэлторы, логисты, кассиры, рабочие-станочники, строители, диспетчеры, банковские служащие, бухгалтера, аудиторы, налоговики, телемаркетологи, работники фаст-фуда и фондовые трейдеры, а главное — любимые эникейщики (системные администраторы. — Авт.), все будут без дела. При этом конкурировать за остальное тебе придется не только с людьми, но и с роботами, которым ты будешь вынужден соответствовать мозгами, скоростью, обязательностью и ответственностью», — рассуждает Илья Кенигштейн.

Кстати, по данным отчета «Будущее профессии» Всемирного экономического форума в Давосе, наиболее востребованными навыками со временем станут умения находить решение в сложных ситуациях, критическое мышление, креативность, умение работать в команде, эмоциональный интеллект и когнитивная эластичность (речь идет о емкости памяти и способности руководить ею, как флешкой).

«СТУДЕНТАМ НУЖНО ШИРОКОПРОФИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Учат ли этому в заведениях высшего образования? Частично, в зависимости от квалификации преподавателей, и их самообразования в частности. Поэтому кое-кому прогнозы вроде тех, которые изложил Илья Кенигштейн, кажутся фантастикой. С другой стороны, сделать взвешенный выбор профессии в 16—18 лет — тоже фантастика. Однако надо свыкнуться с мыслью, что учиться придется на протяжении жизни. А это как раз гибкость и эластичность, умение быстро реагировать на любые вызовы, о чем и говорят международные эксперты. Впрочем между рынком труда и профессиями, которые поступающие выбирают чаще всего, существует пропасть.

«Абитуриенты вообще не думают о рынке труда, — считает Ирина Егорченко, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института математики НАН Украины, сооснователь общественной организации «Точка роста: образование и наука». — Это выражается, например, в том, что среди них очень популярна туристическая специальность, где очень высокие конкурсы, а перспективы на рынке труда практически никакие. Я понимаю, что перспективу будут иметь люди, которым богатые родители будут финансировать это как развлечение. А для практической работы в сфере туризма и гостиниц такое образование не нужно. Известно, что по статистике очень популярны специальности юристов и экономистов. На самом деле трагедии в этом нет, но люди должны рассчитывать на то, что не будут работать по специальности, а приобретенные знания, возможно, будут им полезны. Это хорошие специальности для амортизации безработицы. В наших условиях с точки зрения абитуриентов, государства и самих университетов целью деятельности заведений высшего образования является не подготовка кадров для рынка труда, а общая специализация, подготовка человека к жизни».

К предсказаниям, что станет востребованным на рынке труда через десять лет, Ирина Егорченко относится несколько скептически. «Это не имеет смысла и какого-то значения, — говорит ученый. — Но государство должно разрабатывать такую стратегию, потому что нынешняя основывается на откровенно плохом среднем образовании, и студенты идут в вузы не потому, что выбрали эту профессию из определенных соображений, а потому, что эта профессия подходит под те слабенькие знания, которые получили в школе».

«Есть иллюзии относительно информационных технологий, многие люди считают, что математика для этого не нужна, что за три месяца на курсах можно этому научиться, хотя это не совсем так, — добавляет пани Ирина. — Если бы я делала какие-то исследования, то направила бы студентов и родителей на пропаганду общего обучения, когда человек благодаря самообразованию или постдипломному обучению мог бы овладеть какой-то профессией. В бакалаврате нужно уничтожать учебу по узким специальностям и переходить на широкий профиль».

«НИКТО НЕ РАЗВЕНЧИВАЕТ МИФ О ПОРЕЗАННЫХ ЗАВОДАХ»

Директор аналитического центра CEDOS Егор Стадный видит корень проблемы в отсутствии обстоятельных исследований потребностей рынка труда от центров занятости или Государственной службы статистики. Частично эту функцию подхватили разные сайты по трудоустройству. Но можно ли считать размещенные там объявления о вакансиях  адекватной оценкой всего рынка труда страны?

«Если бы мы даже хотели направить куда-то высшее образование, то потребности рынка мы не измеряем, а фрагментированная картинка всегда несовершенна, — комментирует Егор Стадный. — Вот мы знаем, что есть востребованность на ІТ-специальности, но неизвестно, что у нас в действительности происходит в аграрном секторе, химической промышленности или сфере услуг. Вместе с тем на слуху определенные тренды, на которые реагируют абитуриенты и их родители. Например, популярность когда-то модной специальности «Финансы и кредит» в последние лет десять уменьшается. Из-за нестабильности финансового сектора родители и абитуриенты пришли к мнению, что нужно относиться к этому осторожнее. Но это достаточно медленная и инертная реакция. В действительности никто не стимулирует, чтобы эта реакция становилась быстрее. Никто не объясняет, что в наших головах крепко засел миф о порезанных на металлолом заводах и пароходах. И вот я должен поверить, что в Украине ООО «Нибулон» производит речные катера, что Ajax Systems продуцирует умные системы сигнализации, что у нас мощное производство комплектующих для автопрома. Никто не говорит, что производства открываются, заводы функционируют, что нужны инженеры, специалисты естественных наук. Все это накладывается на упадок математических и естественных наук в школе. Инженер считается профессией прошлого, физику и математику никто не учит, зато мы идем к гуманитарным направлениям».

На вопрос, что делать, аналитик дает якобы простой ответ: наконец проводить мониторинги рынка труда и трудоустройства выпускников. И советует не забывать о профориентации. Но проводить ее не так, как это происходит обычно, когда преподаватели приходят в школу и начинают рассказывать о своем университете, а, например, по опыту США. Там профориентация — это разговоры определенных специалистов со старшеклассниками о том, стоит ли вообще поступать в университет, стоит ли подождать и после школы поработать, каковы перспективы профессионально-технического образования, сколько времени и инвестиций понадобится на обучение в университете и быстро ли они вернутся. Но, по словам Егора Стадного, сейчас для государства это не приоритет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать