Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Уберечь и защитить детей

«Чтобы избежать трагедий, как в запорожском детском саду, должна быть совместная работа государства, воспитателей и родителей», — эксперт
11 июня, 10:30

К сожалению, часто только трагедия привлекает внимание общества к крайне важным вопросам — защите детей, их безопасности, насилию, буллингу и т.п. Трагедия со смертью девочки в детском саду в Запорожье продемонстрировала, насколько беззащитными могут быть дети в учебных заведениях. Напомним, что неприятный инцидент произошел на прошлой неделе в нелегальном частном детском саду, владелица трехкомнатной квартиры устроила в своем жилье дошкольное учреждение. Из-за смерти ребенка полиция открыла уголовное производство, воспитательнице грозит пожизненное заключение. По версии следствия, девочка погибла из-за асфиксии.

 Об этом нужно говорить и об этом должно знать общество. Это наука для каждого гражданина, особенно для родителей, которые выбирают сейчас детский сад для ребенка. Эксперт по вопросам безопасности детей в дошкольных учреждениях Елена ЛИЗВИНСКАЯ изучает вопрос создания безопасной среды для детей в детсадах. Ее советы для родителей — обязательно проверять наличие документов на деятельность детсада (как государственного, так и частного), ознакомиться с КВЭД и разрешениями от государственных служб (пожарной, Госпотребслужбы). Необходимо поинтересоваться, сколько времени работает заведение, что о нем говорят родители, какими результатами отличились воспитанники (принимать во внимание не только фото и видео в интернете).

Не менее важный вопрос — педагогический состав учреждения: какой стаж у воспитателей, какой опыт работы, все ли в порядке с документами о состоянии здоровья. Далее следует поинтересоваться условиями пребывания детей: необходимо учитывать состояние помещения, количество детей, питание, режим дня и т.п. Также родителей могут заинтересовать особенности детского сада — где он находится и на каком этаже. Важно ознакомиться с договором, его следует тщательно изучить и понять, о чем идет речь. «День» пообщался подробно с Еленой Лизвинской об условиях создания безопасной среды в учебных заведениях.

«ВИНИТЬ ТОЛЬКО ПЕДАГОГОВ — НЕПРАВИЛЬНО»

— Пани Елена, девочке, погибшей в Запорожье в детском саду, не было и полутора лет. По вашему мнению, в каком возрасте лучше ребенок проходит адаптацию к детскому саду? Что делать, если он наотрез отказывается идти туда, а у родителей нет выхода, потому что надо работать?

 — Я за то, чтобы детей отдавать в детский сад в полные три года, а может и позже. Все зависит от самого ребенка. Кроме того, следует учитывать обстоятельства и ситуации в самой семье. Не всегда детям может быть комфортно, также ученые едины в том, что маленький ребенок нуждается, прежде всего, в мамином внимании и тепле. Но опять же, важны обстоятельства.

 Если ребенок сначала ходит в садик, а потом отказывается, то, конечно, следует и стоит разбираться: спрашивать у воспитателей, педагогов, что могло произойти, потому что факторов может быть много. Ничего не бывает просто так: значит, что-то изменилось настолько, что ребенок не хочет идти в садик. Как вариант — ребенка заставляли делать что-то, или его кто-то обижает. Может, сменился педагог или что-то изменилось в самой семье — таких факторов может быть множество. Если ребенок не может рассказать это родителям или родители на это не обращают внимания, говорят, что ребенок просто капризничает, то ситуация только будет обостряться.

 Обвинять только педагогов — неправильно, потому что они так же имеют семьи, профессиональное выгорание тоже никто не отменял. Педагоги эмоционально истощены, а карантин четко показал, что длительное пребывание дома со своими детьми даже для родителей — это очень тяжело. Кроме того, мы должны учитывать, что сейчас у нас очень много детей и мало воспитателей. Поэтому уделить внимание каждому ребенку, если в среднем в группах 28—34 ребенка, с которыми работает два воспитателя, почти невозможно. Сейчас в государственных садиках работает двое воспитателей (посменно) и одна няня. Учебной занятостью детей занимается только один воспитатель. Я считаю, что это — некомфортные условия — должно быть минимум три взрослых человека одновременно (два воспитателя и няня), как это было раньше. К сожалению, сейчас у нас есть огромная нехватка кадров. Это должно решаться на уровне государства.

— Сегодня в дошкольных учреждениях и в школах нередко проводят занятия по развитию эмоционального интеллекта, чтобы ребенок мог понимать свои эмоции, потребности, объяснять их другим людям и таким образом находить общий язык. По вашему мнению, насколько актуально развивать эти навыки сегодня в наших учебных заведениях — как детям, так и взрослым?

— Обучение эмоциональному интеллекту в Украине приобрело популярность в последние три-пять лет. Я приветствую, что в частных заведениях сейчас такое направление. Но мы должны понимать, что дети ходят по обычным улицам, общаются с обычными людьми, и не все знакомы с этим. Можно увидеть, как дети, которые проходят такой курс, проявляют свою смелость, находчивость. Другой вопрос, есть ли этот эмоциональный интеллект у родителей и взрослых? Я считаю, что в этом вопросе недостаточно просто научить ребенка — нужно создать окружение, которое будет к этому бережно относиться. Например, один ребенок развивает свой эмоциональный интеллект, он может охарактеризовать свои ощущения, чувства, состояния, а другой ребенок с этим незнаком. Тогда эти навыки могут не работать. Можно посадить зернышко в благоприятные условия, а можно просто бросить в песок. Даже если очень хорошее зернышко попадет в песок, оно там погибнет, потому что нет благоприятных условий. Тем более если родители этим не занимаются, не демонстрируют это собственным примером и в результате получим двойные стандарты.

«ЗАПОРОЖСКИЙ СЛУЧАЙ — ОДИН ИЗ СОТЕН, КОТОРЫЙ ИЗ-ЗА ТРАГЕДИИ ПОЛУЧИЛ ОГЛАСКУ»

— В контексте вопроса развития эмоционального интеллекта хотелось перейти к трагедии в Запорожье. Появилась информация, что воспитательница задушила ребенка подушкой. Здесь не может идти речь ни о каком интеллекте...

— Я могу предположить, что это она уже делала раньше — смотря на ее очень уверенные движения, на то, что подушка лежала на расстоянии вытянутой руки. Ребенок уже был обессилен, я предполагаю, он уже был истощен или истерикой, или какими-то другими действиями, которые к нему применяла эта подозреваемая. Очевидно, что у нее проблема с психическим состоянием. Но мы должны понимать, что ни один нормальный, адекватный человек не может сделать такое с маленьким ребенком. Как психолог, могу сказать, что в этой ситуации что-то у этого человека сломалось: вседозволенность и безнаказанность позволила этому человеку вести себя как Бог — делаю, что хочу.

Поскольку очень много времени родители приводили к ней своих детей, это еще одно подтверждение того, что родители не всегда интересуются условиями, в которых находятся их дети. Их так утомляет общение с ними, что они хотят перепоручить их, чтобы за ними ухаживали. Ведь этот случай — один из сотен, который уже из-за трагедии получил огласку. Обычно это все тихонько гасится и решается в частном порядке.

Обратите внимание — другие дети это воспринимают спокойно, и это  очень страшно. На этом видео рядом сидел мальчик лет шести, он повернул голову, посмотрел на то, что делает подозреваемая, и сидел дальше. Это ужасно. Я более чем уверена, что даже если ребенок рассказывал, что видел что-то подобное в саду, родители могут занимать позицию — «меня это не касается». Будем следить за делом подозреваемой из Запорожья, надеюсь, что правоохранительные органы во всем разберутся.

— Как-то заведующая одного детсада рассказала мне, что родители не интересуются даже тем, что ребенок в течение дня ел. Не говоря о различных душевных состояниях. Глобальный вопрос — как наладить сотрудничество между родителями и педагогами, ведь все имеют дело с одними и теми же детьми?

— Актуальны и важны понимание и взаимодействие, потому что если нет сотрудничества, то не будет и результата. К сожалению, не всегда есть силы и возможности у родителей. В 1980-е, 1990-е годы основной задачей людей было выжить. У нас многие поколения постоянно страдали. И это бремя они принесли в свои семьи: все проблемы взрослых людей идут от травм с детства. Потому что они не знают, что можно жить по-другому. Разорвать этот круг может совместная работа: заинтересованность государства в лице воспитателей, родителей, потому что с детьми они связаны навсегда, а также заинтересованность всех других служб, чтобы уберечь и защитить детей.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать