Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

УГОЛОК ДЕРГУНОВА

Место, где официально будет жить джаз
08 февраля, 00:00

Деяния великих лучше видны издалека — чем больше величина, тем дальше нужно отойти, чтобы, как большую картину, охватить единым взглядом путь замечательного человека. Особенно, если путь этот завершен. Год назад ушел из жизни Евгений Алексеевич Дергунов — человек, стоявший у истоков формирования украинской джазовой школы. Он заражал «вирусом джаза» всех окружающих даже в те времена, когда это запрещалось. Он добился признания джаза наравне с академической музыкой, в результате чего появилось новое отделение в Киевском музыкальном училище им. Р. Глиэра — эстрадно-джазовое. Он был неутомимым популяризатором джаза, руководителем и активным участником легендарных проектов — джаз-оркестра «Дніпро», оркестра «Зеленый огонек», джаз-оркестра Эдди Рознера и многих других. Его имя наряду с именами Ефима Маркова, Валерия Колесникова, Владимира Молоткова неразрывно связано с джазовым движением в Украине.

Вечер памяти Евгения Дергунова, состоявшийся в школе джазового и эстрадного искусства, вышел далеко за рамки подобающей случаю акции. Не было ни капли официоза, даже в наиболее, казалось бы, благоприятствующей этому части — открытии музейной экспозиции. Воспоминания друзей и соратников как бы воскресили «виновника торжества», оживив для одних приятные минуты общения с ним, для других — открыв эту необыкновенную личность. А концерт стал своего рода апофеозом, показавшим, как велико уважение музыкантов и любителей джаза к Евгению Дергунову. В концерте приняли участие как джазовые, так и академические музыканты: Лидия Кондрашевская, Наталия Заболоцкая, Элеонора Пирадова, Леонид Сандуленко, Валентина Куприна, Наталия Гура, Ольга Войченко и Сергей Капелюшок, Ольга Крюкова, «звездочка» Всеукраинского конкурса артистов эстрады Елена Добрицкая, квартет саксофонистов, трио Тимура Полянского, биг-бэнд образцово-показательного оркестра Вооруженных сил Украины...

ЛИЧНОСТЬ

К Евгению Дергунову мало кто обращался по имени- отчеству. Все называли его просто Женя или дядя Женя. Воспитанный в семье генерал-майора ВВС и драматической актрисы, он с детских лет любил музыку, даже писал родителям трогательные «музыкальные письма». Одно из них можно увидеть в музее, экспозиция которого — к слову, постоянно действующая — собрана по крупицам его женой и соратником Галиной Макаренко-Дергуновой.

«Женя увлекся джазом очень рано, — вспоминает Галина Гурьевна, — и оставался верен ему до последнего дня. Он был очень талантливым человеком, но это, я считаю, от Бога. Главное — он безумно любил музыку. Не дорожил жизнью в обывательском смысле. Был очень скромным, только фанатически работал. Говорил: «Если я не буду работать, то это для меня не жизнь». А ведь он писал и классическую музыку, и джазовые композиции, и эстрадные песни. Я не знаю, как он все успевал...»

Он был одним из основателей первого в Украине эстрадно-джазового отделения в Киевском государственном музыкальном училище им Р. Глиэра, где преподавал до последнего дня своей жизни, воспитав не одно поколение джазовых профессионалов. Очень многим помогал — находил спонсоров и отправлял своих учеников совершенствовать мастерство за рубеж.

Ни один серьезный музыкальный форум не обходился без аранжировок Евгения Дергунова. Их исполняли оркестры Ю.Силантьева, В.Здоренко, биг-бэнды Олега Лундстрема, Константина Орбеляна, Марка Резницкого. Он даже играл с Лайзой Минелли в Америке, а знаменитая пьеса Дергунова «Не обгоняй» была записана оркестром Тэда Джонса. В последнее время очень много сотрудничал с квартетом саксофонистов, который объездил весь мир с его авторскими произведениями. А на Международном фестивале «Славянский базар в Киеве» Гран-При «получила» его джазовая обработка популярной украинской песни «Чорнобривці». Последний проект Евгения Дергунова — вокальный джаз-квинтет «Beauty band».

«Мало кто знает, что Женя — пионер дельтапланеризма в Украине, — продолжает Галина Макаренко- Дергунова. — И, наверное, тут есть какая-то связь — он чрезвычайно смелый и рисковый человек. Так же и писал. Многие говорят: «Дергунов так сложно пишет». Ведь музыканты привыкли так: поставили ноты, прочитали с листа — и все. А он был очень требовательным к музыкантам и никогда не писал легко и под кого-то».

ВРЕМЯ

«Женя — это личность, которая впитала в себя всю трагедию, какая может быть в душе настоящего музыканта. Он был невероятно одарен от Бога, невероятно работоспособен и щедр своей душой, сердцем, теплом. Это был человек максимально отзывчивый, таких, в общем- то, практически уже нет. Будем считать, что он здесь, с нами — его музыкой, учениками, друзьями, которые его помнят».

Эти слова произнес известный композитор Александр Злотник на открытии музея Евгения Дергунова. Вернее, того, что со временем станет настоящим, стопроцентным музеем. Сейчас это небольшая экспозиция в холле второго этажа школы, где представлены собранные неутомимой Галиной Дергуновой фотографии, афиши, программки, дипломы и грамоты, ноты Евгения Алексеевича. В углу стоят рояль и электроорган. На рояле — свеча. Здесь прозвучали первые номера концерта — молодые музыканты исполнили фортепианные произведения Дергунова.

«Моя задача — собрать все наследие Жени и систематизировать его, — рассказывает Галина Гурьевна. — Вся эта экспозиция сделана моими руками. Я пригласила художника, который помог мне все оформить. Сейчас я работаю над тем, чтобы собрать все его произведения — как эстрадные песни, так и классические фортепианные сборники — и напечатать. Ведь при жизни Женя меня даже близко к компьютеру не подпускал. Сам работал день и ночь, а мне говорил: «Иди, не мешай». «Давай систематизируем, — говорю, — расскажи мне. Плохо себя чувствуешь — мало ли что». А сейчас мне колоссально сложно».

Экспозиция музея будет действовать постоянно. Вероятно, «уголок Дергунова» станет местом проведения концертов, творческих вечеров — начало положено. Здесь официально будет жить джаз — ведь школа джазового и эстрадного искусства в конце прошлого года получила статус государственной.

МЕСТО

Еще в начале этого учебного года здесь была обык новенная музыкальная школа. После назначения ее директором Петра Полтарева — музыковеда, почитателя гения Дергунова — школа стала единственным в Украине детским учебным заведением, где преподают джаз.

Конечно, на первых порах идея создания джазовой школы встретила сопротивление. Сложнее всего было убедить педагогов. Джазу невозможно учить «с нуля», обязательно должна быть классическая подготовка — постановка рук, музыкальная грамотность. Но, обучая джазу, важно самому понимать и уметь оценивать это явление, а этого многим педагогам школы недоставало. Однако полугодовая «борьба» разрешилась в пользу джаза.

«Женя когда-то мечтал открыть школу, настоящий джаз-клуб, — рассказывает Галина Дергунова. — И получилось так, что даже после смерти он сюда, ко мне, привел друзей. Ведь я уже 30 лет работаю в этой школе. У нас, естественно, осталось классическое образование, просто добавились джаз и эстрада. Дети сами могут выбирать, хотят ли они этим заниматься». «А желание у детей невероятное, — говорит Петр Полтарев. — Дети — естественны, они очень остро ощущают обмен энергии. Ведь джаз все-таки достаточно сложен для восприятия, но реакция детей настолько адекватная, что просто поразительно».

ДЕЙСТВИЕ

После открытия музея Евгения Дергунова начался концерт, собравший огромное количество исполнителей и зрителей. (К слову, это уже не первая акция подобного рода. Год назад, через 40 дней после смерти Евгения Алексеевича, его друзья и поклонники собрались в зале Киевского доме ученых.) Перед публикой выступили как известнейшие мастера джаза, так и юные музыканты. Свое стихотворение-посвящение прочла Марина Свириденко, многолетний соавтор Дергунова. Вышли на сцену друзья и соратники маэстро — известнейший радиожурналист Алексей Коган, композитор Инна Пушкарь, замечательная певица Валентина Куприна. Молодые и не очень, соло и в ансамбле, вживую и под фонограмму (только сопровождение!) музыканты исполняли джаз, эстрадные песни, академическую музыку, написанную либо аранжированную Евгением Дергуновым или посвященную ему.

Концерт совсем не производил впечатление акции памяти, наоборот — казалось, что Женя Дергунов вот-вот выйдет на сцену, сядет за рояль и сыграет одну из своих замечательных вещей. Впрочем, так оно и было — звучала музыка, а с портрета на нас смотрели ласковые Женины глаза. «Сегодня нет скорби, — сказал Алексей Коган, — есть только невыразимая печаль, что он не с нами».

Невероятная открытость, дружелюбие и доброжелательность — вот что отличает джазовых музыкантов от многих музыкантов академических. У них нет и намека на «звездную болезнь», хотя практически все они — мастера своего дела, лауреаты многочисленных конкурсов, посвятившие джазу всю свою жизнь. Набившие оскомину выражения типа ца», «Джаз — это состояние души» обретали здесь материальное воплощение, ибо эти люди — порождение джаза. Исходящий от них мощный энергетический поток заставляет слушателя полюбить джаз так же, как любят его они.

Практически все музыканты, выступавшие на сцене, — друзья Евгения Дергунова. Никто не отказался прийти и никто не взял за это денег.

ДЕЛО

Со смертью музыканта не заканчивается музыка. Вечер памяти Евгения Дергунова еще раз подчеркнул это. Мало того: уход Дергуподъем джазового движения в Украине. «Очень ценно, что уже во второй раз на таком концерте собираются люди, которые не виделись лет десять, — радуется Галина Макаренко- Дергунова. — Это положило начало приятным, творческим встречам музыкантов в непринужденной обстановке».

Обстановка действительно была непринужденной. В какой-то мере способствовала этому и раздача «слонов» — кофе «Парадиз». Музыканты и слушатели свободно общались в фойе. «Эта акция должна стать традиционной, — уверена Ольга Войченко. — Перерасти в масуровня, фестиваль. Мне кажется, Женя Дергунов это заслужил. А так оно и будет. Ведь это замечательно — собрать такие разношерстные силы — поп, классика, эстрада, джаз. Это показывает, до какой степени многогранен талант Дергунова».

«Мне хотелось, чтобы при жизни Женя был бы более ценим, — призналась Галина Дергунова. — Но я — как его жена и как соратник — счастлива, что хотя бы после смерти он получил широкое признание. Я думаю, Украина может гордиться таким музыкантом».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать