Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

В Украине запланированны суперсенсации в науке

Институт термоэлектричества выпускает особый микроавтобус и самый большой в мире генератор
16 сентября, 18:42
ИНСТИТУТ ТЕРМОЭЛЕКТРИКИ, КОТОРЫЙ ВОЗГЛАВЛЯЕТ ЛУКЬЯН АНАТЫЧУК, ЯВЛЯЕТСЯ МИРОВЫМ ЦЕНТРОМ РАЗВИТИЯ ЭТОЙ НАУКИ. ДАЖЕ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТЕРМОЭЛЕКТРИКИ ЗАРЕГИСТРИРОВАНА В УКРАИНЕ / ФОТО СЕРГЕЯ ПЯТЕРИКОВА

Предсказывать будущие достижения в науке — дело неблагодарное. Тем не менее, есть все основания утверждать, что к концу нынешнего года в Украине родятся два научно-технических супердостижения, которые станут первостепенной международной сенсацией. Показательно, что оба события произойдут в Черновцах — городе, который вроде бы ничем особенным в Украине и не выделяется.

Итак, первая новость связана с тем, что в начале декабря с территории Института термоэлектричества в Черновцах отправится своим ходом на международную конференцию в Берлин микроавтобус «Фольксваген». Он будет точной копией того, который сходит с конвейера в Ганновере. У него будет только одно, но очень важное преимущество — к.п.д. будет на 5% выше, чем у стандартного немецкого собрата.

Сейчас, преодолевая массу трудностей, — ведь находиться в выхлопной трубе не большой подарок для любого прибора — они доводят до ума рабочий образец. Во время работы двигателя из трубы любого автомобиля вырывается почти огненная струя с температурой воздуха до 600 градусов Цельсия. Ученым и инженерам пришлось позаботиться о том, чтобы при этом термоэлектрический генератор не засорялся, не разрушался высокой температурой. При этом энергии, которая здесь вырабатывается, достаточно, чтобы обеспечить все потребности автомобиля в электричестве, даже, если водитель включит кондиционер на полную мощность.

Сейчас почти вся работа позади. Можно предположить, что в декабре в Берлине переделанный украинцами «Фольксваген» произведет фурор среди других новинок. Правда, как стало известно, со своими предложениями использовать до сих пор бесхозное тепло выхлопных газов приедут американские и другие компании. Пока украинцы на этом направлении обгоняли всех весьма существенно.

В перспективность разработки украинских физиков уже поверили в мире. В центре инновационных технологий на Тайване, где сейчас интенсивно разрабатывают автомобильный двигатель будущего, термоэлектрический генератор Анатычука собираются вмонтировать в серийный мотор. Планируется, что со временем удастся таким образом увеличить мощность серийного автомобиля до 10%.

Что означает не каждому знакомое слово «термоэлектричество»? Оказывается, это способ прямого превращения тепла в электричество. Для этого используется нехитрая конструкция из двух разнородных металлов или полупроводников. В упомянутом институте его директор, академик Лукьян Анатычук, прежде чем рассказать о термоэлектричестве, обычно ставит чашку с кипятком на полированную пластинку. Сразу же происходит чудо — начинает вращаться пропеллер и загорается лампочка. Лукьян Иванович объясняет — я поставил горячую чашку на спаянные между собой провода из разных материалов. Здесь и происходит превращение тепла в электричество. Это позволяет нам сейчас предлагать для самых разных направлений народного хозяйства удивительные проекты...

Лукьян Иванович как-то был с выставкой в Арабских эмиратах и показал эмиру, посетившему выставку, этот опыт. До того эмир без особого энтузиазма наблюдал за приборами. Но все изменилось, когда Анатычук, сообщив ему, что запасы нефти ограничены, а даровой солнечной энергии вокруг полно, вышел в пустыню — она была буквально за дверями выставки — набрал в чашку горячего песку и поставил на ту же пластинку. Тут же завращался пропеллер и загорелась лампочка. Эмир и его сопровождение были буквально потрясены. Они долго проверяли — нет ли подвоха. Сами набирали горячий песок в пустыне, ставили на прибор. Но все было по-настоящему.

Термоэлектричество и умение обращаться с ним в Институте термоэлектричества оценили во многих странах. Сегодня здесь мировой центр термоэлектричества. Именно поэтому даже Международная академия термоэлектричества зарегистрирована в Украине.

Это не единственная сенсация, которая готовится в недрах института в Черновцах. Недавно директор института академик Л.Анатычук побывал в Запорожье на знаменитом заводе «Мотор-Сич». Здесь производственников давно мучает до сих пор неразрешимая проблема — газовые турбины для перекачки газа по трубопроводам оказываются очень уязвимыми в тот момент, когда неожиданно отключается электричество в сети. Такое вообще-то случается не часто, но когда происходит, может привести к авариям, которые дорого обходятся газовикам. К сожалению, все нынешние способы компенсировать исчезнувшее электричество в этой ситуации оказались не очень надежными.

Радикальный способ спасения предложили опять же в Институте термоэлектричества. Более того — здесь взялись воплотить идею в жизнь. Для этого в институте принялись за разработку и изготовление самого мощного в мире термоэлектрического генератора. Его проектная мощность 100—200 кВт. Этого достаточно, чтобы, поставив на газоперекачивающие станции, спасти турбины от проблем в момент непредвиденного выключения электричества.

У такой разработки есть еще одна неожиданная сторона. Хотя Институт термоэлектричества — первое научное учреждение, которое было организовано в Украине, у него почти нет украинских заказов. А заказ из Запорожья показывает, что не только в технологически высокоразвитом мире, но и в Украине это современнейшее направление может найти широчайшее применение...

Это был первый новый институт независимой страны. Вот только вместе с радостью пришло и понимание горькой истины — из того, что умели делать в этом уникальном учреждении, никому в новой стране ничего не было нужно. Представители нарождающейся элиты мало интересовались тем, какой научно-технический потенциал наработали украинские ученые и инженеры и какие возможности открывает его правильное (теперь уже не только на военные цели) использование в народном хозяйстве.

Увы!.. Многие высококлассные организации, работавшие на оборонку, прямо на глазах стали рассыпаться, хиреть и гибнуть. Видимо, такая же участь ждала и новообразованный Институт термоэлектричества. Спасло его только то, что Лукьян Анатычук был из породы людей, которые, как говорится, хорошо держат удар.

Он в первые же годы развала объехал ведущие фирмы мира, занимавшиеся такими же вопросами, что и он, и познакомился с тем, что они могут. Несмотря на крайнюю закрытость подобных учреждений и полную секретность ранее самого Лукьяна Ивановича, его, оказывается, коллеги-физики хорошо знали в мире. Во время поездок его не раз пытались переманить, суля фантастические зарплаты и прекрасные условия работы. Это укрепило убеждение Лукьяна Ивановича в том, что его институт на правильном пути и нужно только адекватно организовать работу в новых рыночных условиях.

Что: нет предложений от разваливающихся предприятий внутри страны? Все меньше предложений поступает от россиян?.. Не беда! У Л.Анатычука было правило, которое он требовал выполнять всех своих сотрудников — мы должны на годы опережать всех в мире. Тогда заказы придут сами. И действительно пришли. Первыми в Черновцах появились... японцы. Как со временем оказалось, это были очень взыскательные, даже неумолимые заказчики. Но после японского «вышкола» работать с американцами и европейцами было уже намного проще.

Японцев больше всего интересовали не космические или военные применения, а использование термоэлектричества в... быту. Они заказали институту десятки проектов. Ученые, которые до сих пор применяли термоэлектричество для создания уникальных самонаводящихся головок ракет, для атомных подводных лодок, неожиданно для себя взялись и успешно выполнили заказы для... сети японских ресторанов.

Вслед за японцами к черновчанам обратились французские покорители космоса. Они слышали, что в Черновцах могут сделать термоэлектрические холодильники, которые не способны сделать даже боги западного мира в этом деле — американцы. Французы, конечно, не верили в такое. Но у них не было выхода. И они на всякий случай приехали в Черновцы. Здесь быстро выполнили уникальный заказ французов. Их так поразило это, что следующий заказ был — изготовить важнейшие детали для пятого поколения их атомных подводных лодок. И этот заказ был выполнен в срок.

Не удивительно, что в результате были выполнены и продолжают выполняться проекты по разработке и изготовлению совершеннейших приборов для ориентации в пространстве. Теперь на сотнях космических аппаратов стоят эти приборы. Особо гордится Лукьян Иванович тем, что на космическом разведчике, который сейчас летит к Кольцу астероидов, так же стоят его приборы. То есть, он причастен к великой задаче спасения нашей планеты от возможного опасного сближения Земли и какого-нибудь космического тела. Есть его вклад и в космические аппараты, которые высаживались на далеких планетах Солнечной системы. Глядя ночью в небо, он может показать несколько десятков аппаратов, на которых летают его изделия.

Сегодня Лукьян Иванович все больше ориентирует своих сотрудников на разработку оборудования для медицины. И вот теперь последние две работы института в Черновцах — создание суперэкономного автомобиля и своеобразная МЧС для украинских газонасосных станций. Неужели лед тронулся и хай-тековские разработки будут востребованы и в Украине? Всячески инициирует и поддерживает эти работы президент НАНУ академик Б.Патон.

Одно тревожит — Институт термоэлектричества поражен опасной болезнью, которая подтачивает изнутри всю академическую систему. Несмотря на признанные миром успехи исследователей, из него бегут молодые сотрудники, потому что институт не может предоставить им жилплощадь. Директор института — ученый с мировым именем, забросив дела, — в мыле бегает по инстанциям в надежде выбить средства на строительство дома для молодых сотрудников. Пока безуспешно...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать