Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Из середины Системы

09 ноября, 19:43

Программа парламентской стажировки «помощник председателя Комитета Верховной Рады Украины», которую я закончил в этом году, натолкнула меня на глубокие размышления. Я не пошел работать помощником депутата, в секретариат Комитета, на государственную службу... это все мне пришлось не по душе. Однако я получил то, за чем шел, — для чего писал конкурсную анкету, проходил собеседования, почти год помогал в работе Верховной Рады, ради чего оставил работу и спокойную жизнь в своем родном городе и переехал в столицу. Мне, в конечном счете, стало понятно, какие причины неэффективности государственного механизма, кризисного состояния всех звеньев общества, и что именно нам необходимо изменить.

Стажируясь именно в том комитете, который мне был интересен с момента написания конкурсной анкеты — государственного строительства и местного самоуправления, я получил доступ к самим основам, столбам и фундаменту, на которых стоит вся государственная машина. Этот комитет — основной и базовый в системе Верховной Рады. Однако я очень ясно заметил, что на сегодня он уже никому не нужен. Решения принимаются не там. Решения принимаются не те, которые нам необходимы. Государство работает неправильно.

В чем неэффективность государственного механизма? Излишняя забюрократизированность, коррумпированность, непрофессиональность, дублирование полномочий и куча других неладов — на самом деле только лежат на поверхности. Чтобы их заметить — совсем не обязательно быть внутри Системы. Пройдя курс «Анализ государственной политики», мне запомнились два самых главных правила анализа — смотреть туда, где проблема еще не заметна, и постоянно анализировать среду стейкхолдеров (заинтересованных сторон).

Именно это я и попробовал сделать. И оказалось, что система нашей власти — это «система коллективной безответственности». Все органы власти имеют множество полномочий (которые, почему-то, тоже распределены бессмысленно) — но никто ни за что не отвечает! Еще из курса «Основы менеджмента» (который преподавался факультативно еще в школе) я усвоил простую истину — где отвечает больше одного — там не отвечает никто. Ответственность является личным и индивидуальным качеством, а поэтому не может быть распределена в принципе. Мы же вместо этого имеем Президента, Кабинет Министров, 450 народных депутатов, Секретариат Президента, Совет национальной безопасности и обороны и кучу специальных органов. Их полномочия пересекаются, дублируются, противоречат друг другу... министры имеют кучу заместителей, половина из которых — первые(!)... а когда приходит время за что-то ответить — все до одного «переводят стрелки». Зачем нам 450 народных депутатов, если Законы пишутся их помощниками или консультантами секретариатов комитетов? Кто отвечает за необратимые последствия некачественных откровенно лоббистских законодательных актов, которые приносят миллионные убытки для государственного бюджета? Зачем нам премьер-министр, который не в состоянии построить свою собственную вертикаль исполнительной власти? Зачем нам Президент, который не имеет влияния на назначение Кабинета Министров? Зачем нам суды, которые формируются другими ветвями власти, и о какой объективности принятия судебных решений можно после этого говорить?

Раньше я думал, что вся проблема в тех, кто занимает высшие государственные должности. Теперь я понимаю — везде обычные люди, со своими преимуществами и недостатками. Однако люди, которые там находятся, не заинтересованы в исполнении законов. Не заинтересованы, потому что им не обязательно выполнять свои полномочия эффективно — им за это не предусмотрено никакое вознаграждение и никаких санкций. Так же, как не предусмотрен механизм — как вычислить эффективность руководства. Поэтому, придя к власти, каждый человек получает только мотивацию как можно больше заработать, используя служебное положение. Ответственность может коснуться только низших звеньев власти, и совсем не из-за неэффективной работы, а в случае конфликта со своим руководством.

То есть, каста «неприкасаемых» отгородилась от всего остального общества законами и барьерами, которые препятствуют попаданию в систему посторонних лиц. И, в то же время, ими созданная система, при которой выгодно быть слабым, ленивым, пассивным и безответственным трусом. Если ты не создаешь семью — получаешь помощь от государства как мать-одиночка. Если ты не идешь работать — получаешь помощь по безработице. Если же ты решил официально устроиться на работу — отдашь половину заработанного на содержание тех, кто не работает. Если ты оплатишь честно все налоги — останешься без прибыли. Врачу выгодно, чтобы его клиенты чаще посещали больницу и употребляли как можно больше лекарств. Когда ты вступаешь в вуз — тебе выгодно иметь справку об инвалидности или сиротство. Преподавателю абсолютно безразлично, как усвоили материал его ученики и интересно ли он излагал материал. Ученикам безразлично, какую оценку за свои знания они получат, и получат ли они хотя бы какие-то знания вообще. Диплом о высшем образовании становится последним второстепенным аргументом при приеме на работу.

Правительство у нас работает в первую очередь для частичного удовлетворения интересов пенсионеров и инвалидов — ведь это наиболее послушный, наиболее дешевый и наиболее надежный электорат. И никто не думает о завтрашнем дне — когда они сами станут пенсионерами, а поколение, которое они воспитали — уже не сможет их прокормить, ведь их не научили работать эффективно. Мы не имеем никакой стратегии развития государства, а принятые целевые программы практически не финансируются...

Если так и дальше будет продолжаться — рано или поздно встанет вопрос о целесообразности существования государства Украина. Неправильный принцип функционирования государства порождает неправильную систему власти и неправильные ценности. Отсутствие четкой цели существования государства и критериев её достижения приводит к его самоуничтожению. И это действительно может произойти, если не будут проведены быстрые и эффективные реформы. Их необходимо провести без всенародных обсуждений, без консенсуса коалиций и оппозиций, а волевым и ответственным решением руководителя государства.

Необходимо ликвидировать несвойственные украинской государственнической традиции псевдодемократические ценности. Верховная Рада имеет право на существование только в качестве совещательного органа Президента. Тогда в нее смогут попасть люди, которые действительно умеют писать Законы, необходимые государству. Президент должен получить право полностью формировать исполнительную структуру власти — только тогда он сможет отвечать за все, что происходит в стране. Заработок его должен зависеть от общеэкономических показателей, а отвечать он должен своим имуществом, свободой и жизнью — только в таком случае он будет заинтересован в процветании своего государства. Право голоса необходимо предоставлять только работающим — тогда власть не сможет «покупать» голоса «иждивенцев». Для того чтобы эффективно контролировать деятельность власти — необходимо создать Контрольно-ревизионный орган, который будет включать систему судов, избирательных комиссий и мониторинговый комитет, который будет анализировать выполнение предвыборных программ. Он должен формироваться независимо от Президентской вертикали и финансироваться по процентам от ВВП.

Эти и много других соображений я нашел и осознал, будучи в самом эпицентре украинской политики, и теперь я имею новую задачу — воплотить эти соображения в жизнь путем прихода к власти и перезагрузке системы. Я буду исполнять описанную мной Программу независимо от того, кто победит на Президентских выборах, ведь, в отличие от большинства современных украинских политиков, я ощущаю на себе ответственность за судьбу страны. Кто, если не я?...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать