Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

СИЛЬНЫЙ ХОД

26 июня, 00:00
Этот снимок сделан фотокорреспондентом «Дня» во время второго — позитивного — голосования в украинском парламенте вопроса об отправке наших военных для участия в стабилизационных силах в Ираке. И на Западе, и в Росии это решение оценивается как одна из наиболее мощных инициатив украинской политэлиты. «Гражданский генерал армии» Евгений Марчук, с одной стороны, не является чужим для военных, он неплохо знает эту среду, с другой — у него развязаны руки для проведения радикальных преобразований в военной сфере. Очевидно, последнее обстоятельство дало повод Президенту вчера на представлении нового министра коллегии Минобороны определить следующие задачи для Вооруженных сил: преобразование МО в гражданское ведомство, оптимизация численности генеральских и офицерских должностей, максимально быстрое продвижение к стандартам НАТО.

Вчера днем Президент Украины Леонид Кучма своим Указом назначил министром обороны Украины секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгения Марчука.

Предшественник Е. Марчука на этом посту, генерал армии Владимир Шкидченко подал рапорт об отставке в прошлую пятницу, 20 июня, во время совещания по результатам посещения Президентом Леонидом Кучмой частей и подразделений Вооруженных сил Украины, дислоцирующихся в Крыму. На совещании, в котором принимали участие премьер-министр Виктор Янукович и руководители силовых ведомств и Совета национальной безопасности и обороны, Президент выразил недовольство темпами реформирования украинской армии и отсутствием четкой программы военной реформы. Л. Кучма подчеркнул, что Украине необходимы «значительно меньшие, современные, хорошо вооруженные, подготовленные, боеспособные Вооруженные силы», тогда как сегодня наша армия одна из самых больших в Европе и, вместе с тем, «одна из наименее боеспособных, как выясняется».

Эту задачу — сокращения численности украинских ВС, повышения их боеспособности и приведения в соответствие с европейскими стандартами — и предстоит теперь решать Евгению Марчуку.

Выбор Президента представляется логичным. Один из плюсов нового назначения — большой опыт работы Е. Марчука в исполнительной власти. Напомним, что Евгений Марчук был государственным министром по вопросам обороны, национальной безопасности и чрезвычайных ситуаций в Украине с июня по ноябрь 1991 года. С ноября 1991 по июль 1994 года — глава СБУ. Генерал армии Украины.

В июле 1994 года назначен вице- премьер-министром Украины, 31 октября 1994 года — первым вице-премьер-министром Украины. С 3 марта 1995 года — и.о. премьера, первый вице-премьер. С 8 июня 1995 г. по 27 мая 1996 года — глава украинского правительства. Е. Марчук избирался депутатом Верховной Рады Украины 13 и 14 (2-го и 3-го) созывов, работал членом комитета Верховной Рады по вопросам обороны и государственной безопасности, возглавлял парламентский комитет по вопросам социальной политики и труда. Принимал участие в выборах президента Украины в 1999 году, получив поддержку 2 138 356 избирателей (8,13%). К слову, в мировой практике наверняка не так много случаев, когда оппонент действующего главы государства на президентских выборах становится сначала секретарем Совбеза, а впоследствии — и министром обороны.

Леонид Кучма не раз направлял Евгения Марчука на «тушение» «пожаров». В том числе, вспыхивающих и по вине наших военных. (Справедливости ради следует заметить, что Совет национальной безопасности и обороны Украины за последние несколько лет проанализировал немало конфликтных ситуаций и в других сферах, чем, к слову, навлек на себя гнев многих, недовольных действиями и рекомендациями СНБОУ, «заинтересованных лиц».) Секретарь Совбеза возглавлял комиссию, которая расследовала обстоятельства гибели российского Ту-154, 4 октября 2001 года сбитого над Черным морем украинской ракетой (ставшей причиной отставки тогдашнего министра обороны Александра Кузьмука и назначения в ноябре 2001 года на этот пост Владимира Шкидченко). И именно от Марчука общественность узнала — после долгих запирательств военачальников — правду о причинах катастрофы. Под руководством Е. Марчука работала и комиссия, которая восстанавливала картину Скныливской трагедии.

При непосредственном участии секретаря СНБОУ делались практически все самые важные за последнее время шаги во внешней политике нашего государства. 23 мая прошлого года на заседании Совета было решено начать процесс вступления Украины в НАТО. Приложил усилия Е. Марчук и к тому, чтобы Украина была представлена на Пражском саммите НАТО в ноябре минувшего года, хотя многие уговаривали Президента не ехать в Прагу. Аргументация секретаря Совбеза выглядела солидно и тогда, когда Верховная Рада приняла решение об отправке украинского батальона РХБ-защиты в Кувейт, которое впоследствии признали правильным даже политические оппоненты власти. Ситуация повторилась и в момент недавнего голосования по вопросу о направлении украинского миротворческого контингента для участия в международных стабилизационных силах в послевоенном Ираке.

В этом контексте назначение Евгения Марчука министром обороны свидетельствует о решимости Президента упорядочить и ускорить процесс реформирования Вооруженных сил. Вероятная цель такого ускорения — достижение таких кондиций Вооруженных сил, которые позволят ставить вопрос о Плане действий относительно членства в НАТО в ближайшей перспективе.

Можно предположить наличие и других мотивов. У Владимира Шкидченко, которого многие эксперты в один голос называют крепким профессионалом, однако не политиком, — хорошая репутация на Западе. Но авторитет Евгения Марчука там не менее высок. (Подтверждение тому — его, в частности, встречи с чиновниками высокого ранга, к примеру, американскими, практически недоступными для большинства украинских визитеров). Тем более, что некоторой «политизации» должности министра обороны в сложившихся, в том числе внешнеполитических, обстоятельствах вряд ли удастся избежать. Достаточно емко буквально за несколько часов до обнародования данного кадрового Указа Президента требования к новому министру обороны сформулировал заместитель председателя государственной комиссии по вопросам реформирования, развития ВС Украины, других воинских формирований, вооружения и военной техники Владимир Горбулин. По его мнению, новый глава военного ведомства должен, во-первых, хорошо разбираться во всех проблемах, существующих сегодня в Вооруженных силах Украины, а во-вторых — «иметь сильную волю и порядочность». «В противном случае работать с кругом проблем, стоящих перед ВС, будет очень тяжело», — сказал В. Горбулин.

Что же касается самого Евгения Марчука, то он, согласившись принять данное назначение, взял на себя тяжелую ношу.

Представляя вчера Евгения Марчука членам коллегии Минобороны, Президент Украины среди стоящих перед этим ведомством первоочередных задач назвал создание «гражданского министерства, способного воплощать в жизнь современные методы руководства Вооруженными силами» и обеспечение имплементации закона о демократическом гражданском контроле над ВСУ и другими военными формированиями (принятого Верховной Радой 19 июня. — Ред. ), а также завершение размежевания полномочий между Минобороны и Генеральным штабом Вооруженных сил Украины. По мнению Леонида Кучмы, у нового министра достаточно опыта, чтобы обеспечить надлежащее выполнение обязанностей министра обороны в новых условиях. «А я считаю, что они действительно новые и требуют дополнительных усилий Министерства обороны, коллегии и страны в целом», — добавил Президент.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать