Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Спиной к проблеме?

16 июня, 00:00
Депутаты, уже один раз «заморозившие» военную реформу, похоже, решили лишить процесс еще и всякой логики. Законодательный «военный пакет» начали вводить в действие бессистемно, кусками. Вчера Верховная Рада Украины приняла закон о государственных гарантиях социальной защиты военнослужащим, увольняемым со службы в связи с реформированием Вооруженных сил Украины, а также членов их семей. За этот документ проголосовали 386 народных депутатов из 403, зарегистрировавшихся в сессионном зале. Верховная Рада также приняла закон, направленный на усиление социальной защиты и повышение пенсионного обеспечения лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и службы по контракту. В его поддержку высказались 362 народных депутата из 404. В то же время парламент не поддержал предложение вернуться к ключевым законопроектам военной реформы — об изменениях в закон Украины о численности ВС на 2000—2005 годы, которыми предлагалось сократить численность армии, — за него проголосовали 175 народных депутатов из 401. В результате такого поверхностного и популистского подхода создалась коллизия, чреватая негативными и даже небезопасными последствиями. Прокомментировать сложившуюся ситуацию «День» попросил министра обороны Украины Евгения МАРЧУКА.

— К каким последствиям, по вашему мнению, приведет отказ части депутатского корпуса поддержать закон о сокращении численности Вооруженных Сил?

— Отрицательное голосование по внесенному Президентом Украины законопроекту о сокращении численности Вооруженных Сил до 2005 года означает, что военная реформа практически приостанавливается. Во-вторых, Министерство обороны теперь вынуждено будет отменить свои планы по сокращению призыва военнослужащих срочной службы, — в связи с реформированием численности на текущий год мы планировали сократить призыв на 14 тысяч. Мы также планировали сократить набор курсантов в военные учебные заведения, поскольку в четырехлетней перспективе такое количество офицеров было бы не нужно. Кроме того, возникает проблема и с объединением двух видов Вооруженных Сил — Противовоздушной обороны (ПВО) и Военно-воздушных сил (ВВС), — соответствующий закон принят Верховной Радой. Но ведь объединение двух видов ВС, которое планировалось завершить в будущем году, предусматривало ликвидацию дублирующих структур, достижение высокой эффективности нового объединенного вида и — самое главное — сокращение на 40% расходов на его содержание. Однако сокращение дублирующих структур предусматривало и высвобождение обслуживающего персонала, а теперь, в связи с тем, что сокращение не утверждено парламентом, мы не можем высвобождать обслуживающий персонал, то есть ликвидировать те самые дублирующие структуры. Естественно, не будет речи и о сокращении на 40% расходов. Реформа Вооруженных Сил и сокращение их численности тесно взаимосвязаны. Реформа предусматривает изменение структуры ВС, уменьшение количества частей, давно уже утративших боевую готовность и тому подобное. Неразумно, неэкономично, нерационально содержать такие структуры, которые, кроме хлопот и больших расходов, ничего Вооруженным Силам не дают. Реформа ВС предполагала по результатам 2004 года высвобождение в бюджете 440 млн. грн. (эти цифры очень основательно — и с экспертами, и с оппонентами — подсчитывались), которые должны пойти на повышение денежного довольствия военнослужащих и развитие ВС, разработку и закупку новейших вооружений. Однако сегодняшнее (вчерашнее. — Ред.) голосование парламента означает, что этих 440 млн. грн. в структуре бюджета 2005 года не будет. Проще говоря, не будет возможности реально повысить денежное довольствие военных, которые будут служить в 2005 году, потому что в бюджете не будет должного ресурса.

«Замораживание» численности Вооруженных Сил также означает консервацию других негативных и даже опасных явлений. В частности, сохранение полковников на должностях капитанов, майоров, подполковников, что в свою очередь означает в значительной степени перекрытие дороги для нормального быстрого роста молодых военных командиров. Можно говорить и о ряде других негативов, связанных с приостановкой реформы военного образования, которое сегодня избыточно: существование и сохранение такой значительной инфраструктуры «съедает» около сотни миллионов гривен. Возникает также проблема и с передачей железнодорожных войск Министерству транспорта, хотя в отношении этого есть уже соответствующие решения...

— Что дальше?

— Если этот проект закона еще раз не будет внесен на рассмотрение Верховной Рады, — а я думаю, что те депутаты, которые сегодня голосовали против, в конечном счете должны осознать негативные последствия своего волеизъявления, — это будет означать, что будет законсервировано подавляющее большинство тех серьезных опасных явлений, которые накапливались в Вооруженных Силах. Думаю, что суть политического решения тех фракций и отдельных депутатов, которые голосовали против, дойдет до них (к сожалению, позже, чем можно было бы), — но будет уже многое потеряно.

— На этом фоне принятие ВР, в частности, закона о социальных гарантиях военнослужащим, увольняемым в связи с реформированием ВС, выглядит, мягко говоря, нелогичным...

— Я сегодня, как вы слышали, в сессионном зале несколько раз от микрофона ставил вопрос: для кого этот закон? Ведь 19 февраля этого года я представлял в Верховной Раде проект закона «О реформировании Вооруженных Сил Украины», — и он был принят в первом чтении! В этом законе говорится, в частности, об объединении двух видов, сокращении численности — огромный блок, — социальных гарантиях для тех военнослужащих, которые будут подлежать сокращению. Предусматривалось, что эти социальные гарантии будут действовать на период реформы 2004—2005 годов. На сколько принят сегодняшний законопроект? Скорее всего, на год — на 2004— 2005. Тогда, и я об этом говорил, создается уникальная ситуация для военнослужащих, которые будут увольняться в этом году: их положение будет существенно отличаться от положения тех, кто увольнялся в прошлом году, и кто будет увольняться в следующем. То есть те, кто будет увольняться в этом году в связи с реформированием армии, якобы будут иметь определенные социальные гарантии, — но ведь на продолжение этого самого реформирования парламент согласия не дал, а увольнение по собственному желанию — это уже совсем другое дело! То есть, существует риск ввести военных в заблуждение — теми, кто подает принятие сегодняшнего закона как защиту военнослужащих. Иными словами, те депутаты, которые руководствовались сугубо политической логикой и предвыборными технологиями, не углубились в суть проблемы. К тому же, этот закон, принятый сегодня конституционным большинством, в сессионном зале никто даже не слушал! А там есть довольно сложные социальные формулы, речь идет о больших расходах, которые нужно тщательно просчитывать...

Думаю, что парламенту еще предстоит вернуться к этому вопросу, — не может высший законодательный орган, точнее, та его часть, которая голосовала против, создавать такие парадоксы. Кстати, сегодня стало также очевидно, что большинства в Верховной Раде нет...

— Отразится ли этот шаг парламента на позициях Украины накануне Стамбульского саммита? Ведь военная реформа является важной составляющей отношений с НАТО, к повышению уровня которых стремится Украина...

— Это может сказаться на позициях Украины в Стамбуле (точнее, на репутации политических сил, ответственных за последствия сегодняшнего голосования), — хотя и не радикально, потому что Стамбульский саммит не будет рассматривать вопрос о членстве Украины в НАТО или План действий по членству. Но... К сожалению, концентрированно ситуация выглядит так: парламент блокирует военную реформу. Именно так. Инициатором реформы является Президент; правительство и Министерство обороны обеспечили все необходимое, создали беспрецедентно развернутую, уникальную правовую базу — новую редакцию военной доктрины, проведя ее сквозь все тернии (сейчас этот документ находится в Совете безопасности), Стратегический оборонный бюллетень — «библию» реформы, законы о гражданском контроле, о потенциальных угрозах военной безопасности Украины (оба уже приняты). Не говоря уже о достаточно серьезном правовом механизме обеспечения социальных гарантий и их реализации, в частности, совместно с Государственным центром занятости, который, во исполнение указа Президента, разработал очень серьезную соответствующую программу. Координационный центр адаптации военнослужащих в свою очередь создал целую инфраструктуру в регионах, отработан целый ряд программ обучения и переподготовки бывших военнослужащих. Вложены средства, — однако теперь все это становится проблематичным...

Однако я убежден, что в результате серьезного осмысления ситуации теми, кто, выполняя политическое решение, голосовал против, они придут к вопросу: а что же мы сотворили?.. Жизнь продолжается, и мы продолжим борьбу за то, чтобы парламент принял комплексный пакет законов по военной реформе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать