Гарантией настоящей демократичности будущего строя в украинском государстве, в первую очередь есть, широко народный характер украинского движения, его беспримерная идейность.
Роман Шухевич, украинский политический и государственный деятель, военный

Что такое национализм, фашизм, нацизм, шовинизм... Без эмоций

24 мая, 2013 - 10:49
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Слово «национализм» мы слышим чуть ли не ежедневно по радио, телевидению, читаем в газетах. Причем понятия, связанные с этим словом, часто имеют совсем противоположное содержание. Одни считают, что национализм — это хорошо, другие понимают как большое зло. Часто слово национализм подаётся как синоним слова фашизм, другие отождествляют его со словом патриотизм. В газете «День» (№ 67-68 от 15-16 апреля 2011 г.) помещена статья Владимира Монастырского «Национализм: чем он является — злом или добром?», на которую было много отзывов, что побудило автора ещё раз выступить на эту тему (№ 100-101 за 10-11 июня 2011 г.), где он достаточно обстоятельно разъясняет, что означает слово «национализм», а также другие слова, такие как «фашизм», «нацизм», «шовинизм», «коммунизм», «расизм», связывая их с конкретными идеологами и политиками, такими как Шовен, Муссолини, Гитлер.

Меня тоже интересуют термины, и я даже не раз делал опрос студентов, как они понимают значение этих слов. Оказывается, что слово «национализм» большинство отождествляет со словом «патриотизм», а слово «фашизм» понимают как что-то, безусловно, плохое, но конкретно не знают, что оно значит. В наших медиа слово «фашизм» отождествляется со словом «нацизм». Мол, нацизм — это немецкая разновидность фашизма. Однако нужно ответить на вопрос: почему одно и то же понятие характеризуется разными словами? Слова «фашизм», «нацизм», «шовинизм», «коммунизм», «расизм» отображают определённые общественные явления и их нужно различать. Так, скажем, как мы хорошо различаем такие природные явления как снег, дождь, град, туман.

Следовательно, что же такое национализм? Слово «национализм» связано с имперским государством. В имперском государстве власть силой покоряет разные нации, и представители великодержавной нации пренебрежительно относятся к покорённым нациям. Для существования имперского государства нужна унификация — общий (государственный) язык, какая-то объединительная (интернациональная) культура и тому подобное. В империи без общего языка представителям разных наций трудно достичь взаимопонимания. Но у каждой нации есть свои традиции, своя культура, свой язык как основа культуры. И люди той или иной нации не склонны отрекаться от своего. Среди них находятся активные деятели, которые берутся отстаивать интересы нации. Это и является националистами. Конечно, националисты являются патриотами своей нации. Причем патриотами активными, действенными. Степень активности зависит от общественных и политических условий. Националист является врагом империи. Наибольшим врагом, потому что он, отстаивая интересы своей нации, пытается разрушить имперское государство. Поэтому каждая империя борется с националистами и преследует их как наибольших своих врагов. Империя имеет своих защитников. Это шовинисты. Шовинистами являются представители великодержавной нации. Они проникнуты идеей своей исключительности. Хорошо это или плохо, но защитники империи тоже являются патриотами своего имперского государства. Правда, они любят не только свою национальную родину, но также покорённые земли. Следует, однако, различать любовь к имперскому государству и любовь к национальной родине. Потому что империи таки распадаются — то есть для человеческого сообщества они являются нежелательными. Термин «шовинист» возник, когда Франция вела захватнические войны в Африке и можно понять, почему появилась идея об исключительности великодержавных наций. Были идеологи и сторонники этого вида патриотизма. Во Франции воинственным патриотом был наполеоновский солдат Шовен, от которого и произошло это название. Здесь уместно заметить, что именно шовинистическая имперская политика порождает национализм, а не наоборот. Следовательно, отождествлять национализм с патриотизмом не следует. В независимом неимперском мононациональном государстве нет почвы для национализма ни в хорошем, ни в плохом его толковании. Но по такой логике возникает вопрос: почему же тогда в нынешней суверенной Украине, которая уже не в империи, есть националисты? Причем, есть законные националистические партии. Более того, Украина — унитарное государство, в котором около 80% населения, — этнические украинцы. По-видимому, дело в том, что Украина не стала ещё действительно независимым государством. В ней существуют постимперские синдромы, и есть силы, ноги которых увязли в имперском прошлом. Есть и бывшие шовинисты — солдаты вчерашней империи, которые не признают Украину как отдельное государство. Следовательно, есть и силы, которые стремятся утвердить национальное государство. Они и называют себя националистами. Если бы Украина действительно была независимым государством, то в ней большинство граждан стояли бы за украинскую нацию, украинскую культуру, украинский язык как основу культуры и как средство единения всех граждан. Как это есть в Германии, Польше, Чехии, Швеции и других демократических странах. Но в Украине есть политические силы, которые называют националистов фашистами. А что же такое фашизм, который идеологи и политики отождествляют с нацизмом? Почему немецких солдат Второй мировой войны в Советском союзе называли, а теперь в Украине как-то уж очень упорно и дальше называют и фашистами и нацистами одновременно? Слово «фашизм» итальянского происхождения и формально значит «вязанка хвороста», а, в сущности, символизирует сплочённость людей определенного типа. Как идеология фашизм значит, что нацией должны править особые люди. Возможно, оно бы и ничего, так как и мы пытаемся выбрать во власть особых, самых лучших людей. Но беда в том, что фашисты сами себя считают особыми и сами себя избирают. Они создают организацию орденского типа, а это приводит к диктатуре и тоталитаризму со всеми негативными и страшными последствиями. Характерно, что фашизм свойственен любому сообществу, и может возникнуть в любой стране. Перед войной фашизм развился в Италии. Правда, как-то не приходилось слышать или читать о создании итальянскими фашистами лагерей смерти и физического уничтожения ими евреев, как это делали немецкие нацисты. Кто же такие нацисты? Если фашисты считают, что сообществом должны править особые люди, то нацисты пошли значительно дальше — они были убеждены, что миром должны повелевать особые нации. Конечно же, для них такой исключительной была их нация. Как видим, нацизм уже имеет расовые особенности. Несмотря на все это заметим, что и фашисты и нацисты тоже были патриотами своих государств. Так что отождествлять национализм с патриотизмом не следует.

Следовательно, к ответу на вопрос, что такое национализм — добро или зло — каждый объективно может подойти сам. Для этого нужно ответить самому себе на параллельный вопрос: нужно ли нации отстаивать право на собственное развитие? Если такое право международным сообществом предоставляется, то вопрос национализма вообще отпадает. Силы, которые не признают право нации на свою национальную государственность, активизируют национализм.

А как же быть в мононациональном государстве представителям других этносов, которые находятся в меньшинстве? В демократических странах представители других наций являются равноправными гражданами и имеют право свободного развития своей культуры, языка, обычаев. В Конституции Украины также право свободного развития гарантируется всем гражданам, какого бы происхождения они ни были. То есть государство в выбор образа жизни граждан не вмешивается. Равно как и в дело вероисповедания. В демократическом государстве есть лишь одно требование ко всем своим гражданам — жить по закону.

Таким образом, мы определили понятие национализма как общественного явления среди других понятий — шовинизма, фашизма, нацизма. В основном это совпадает с рассуждениями автора статьи «Национализм — это хорошо или плохо?». Нельзя только согласиться с утверждением, что шовинизм, фашизм и нацизм являются болезнями национализма. Потому что национализм является естественной защитной реакцией нации на агрессивные действия шовинизма, фашизма или нацизма. Следовательно, для кого национализм хорошо, а для кого плохо — читатель сам может определить.

Богдан СУСЬ, профессор Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт», доктор педагогических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ